Разработка занятия по развитию речи детей средней группы на тему “Друзья птицы Самрук”
Макижанова Айсулу Жамбуловна,
“Центр полиязычного развития ясли-сад №20 “Мерей”
г. Экибастуз,Павлодарская область,Казахстан
Білім беру саласы/ Образовательная область: Коммуникация
Бөлімдері/Разделы: Развитие речи
Тақырыбы/Тема: «Друзья птицы Самрук»
Мақсаты/Цель: Развивать и совершенствовать речь детей, закрепить знания о времени года зиме и диких животных .
Міндеттер/Задачи:
Білімділік/Образовательная:
– учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы педагога,
– побуждать детей к участию в речевых играх,
– расширять словарный запас,
– совершенствовать грамматический строй речи,
– уточнить представление о зиме и ее приметах.
Дамытушылық/Развивающая:
-закрепление умения составлять рассказ по
мнемотаблице.
-развивать диалогическую речь детей, образное
мышление, речевую активность,
-развивать артистические способности, используя мимику, жесты, интонацию.
Тәрбиелік/Воспитательная:
– воспитывать в детях чувство прекрасного,
– воспитывать интерес к занятию, положительный эмоциональный настрой.
Сөздік жұмысы/Словарная работа: , Самрук, логово
Билингвалдық компоненті/Билингвальный компонент: Қыс келді – пришла зима – winter^s came. Зимний лес – Кыскы орман – winter forest ,
Снег- қар – snoу, дикие животные – жабайы жануарлар – wild animal ,
волк – қасқыр – wolf , белка- тиін – squirrel , лиса – түлкі – fox , заяц – қоян – hare, медведь, аю – bear
Мен түлкі. Я лиса. I am fox.Я люблю свой дом. I love my house. Салем! Привет! Hello! Сау болыңыз! Досвидания! Good bay!
Технологиялық
қамтамасыз ету / Технологическое обеспечение:
– конверт, письмо, микрофон , маски- наголовники лиса, белка.
– карточки с изображением птицы Самрук,
жилищ диких животных;
– дидактические игры: «Чей хвост?» «Кто где живет?»;мнемотаблица «Зима»
– предметные картинки с изображением диких животных
– карточки для моделирования, запись звуки леса
Предварительная работа: Знакомство с признаками зимы, дикими животными на занятиях по ознакомлению
с окружающим миром, через подвижные игры, имитации движений животных.
Проведение пальчиковых гимнастик, отгадывание и придумывание загадок.
Артикуляционная гимнастика.
-Какие звуки мы можем услышать в «зимнем лесу»?
Звучит звук ветра
-Как воет ветер? (в-в-в)
Звучит хруст снега
-Как хрустит снег под ногами ? (Хр-хр-хр)
Воспитатель: Молодцы, хорошо делали разминку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как вы думаете, что это и кто нам отправил это послание? Ребята ,это конверт, а отправила его нам птица Самрук . Птица счастья и справедливости.
Давайте прочитаем письмо.
«Здравствуйте девочки и мальчики!
В наших краях появился злой дракон Айдахар . И что бы изгнать его из наших краев вам нужно выполнить задания.»
– И здесь еще лежит волшебное перо, оно
будет мне помогать.
– Вы согласны отправиться в путь, чтобы помочь птице Самрук и выполнить задания
? Но для того, чтобы выполнить задания нужно красиво и правильно говорить. А
для этого мы сделаем разминку для язычка.
Воспитатель называет слова «Курек», «Ине», «ткеншек», «Сагат». дети выполняют упражнение.
Артикуляционная гимнастика.
-Какие звуки мы можем услышать в «зимнем лесу»?
Звучит звук ветра
-Как воет ветер? (в-в-в)
Звучит хруст снега
-Как хрустит снег под ногами ? (Хр-хр-хр)
Звучит гудок поезда
Воспитатель: Мы отправимся на поезде. Садитесь , занимайте свои места.
Дети скажите по каз. англ. Зимний лес. ( Кыскы орман – winter forest )
Пока мы в пути поиграем в игру.
Игра «Доскажи словечко» Итак, отправимся в зимний лес . Поезд перенесет нас в казахстанскую зимнюю природу. А в пути мы поиграем в словесную игру.
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю…
С неба все скользят пушинки-серебристые…
На поселок на лужок все снижается …
Все бегут в перегонки, все хотят играть в …
Словно в белый пуховик , нарядился …
-Какие родственные слова встретились в стихотворении? -снег
-Дети скажите по каз., по англ. ( қар – snoу )
Воспитатель: Ну вот мы и оказались в зимнем лесу.
Дыхательная гимнастика «Лесной воздух».
Воспитатель:
– Делаем глубокий вдох носом и выдох ртом, произнося в конце: Ах! А теперь
давайте принюхаемся получше! Делаем три вдоха носом и выдох ртом, повторяем два
раза.
– Я тоже вместе с вами вдохну чудесный аромат зимнего леса!
1.задание.
Игра « Сравни на что похоже»
– Дети, вы видите , необычные снежинки на дереве , это снежинки с картинками (подушка, лед, шоколад, перышко, молоко, еж, капелька, листочек).
Нужно расказать о снежинке.
Снежинка пушистая, как…
Снежинка мягкая, как…
Снежинка колючая , как…
Снежинка холодная, как…
Снежинка белая, как…
Снежинка кружится, как…
Снежинка тает, как…
Снежинка плачет, как…
2 задание.
Метод микрофона. Составление рассказа о зиме по опорным картинкам. Воспитатель:
– Время года зима
Дети: (На Англ, на каз)
– На улице холодно
– На улице лежит снег
– Дети рады
Динамическая пауза с элементами инсценировки: «Зарядка» (дети выполняют движения и проговаривают стихотворение) на англ.
В лесу живут дикие животные, и у каждого есть свой домик. Скажите по каз., по
англ. дикие животные. (жабайы
жануарлар– wild animal )
Молодцы!
Назовите на на каз., на англ. диких животных (волк – қасқыр – wolf , белка- тиін – squirrel , лиса – түлкі – fox , заяц – қоян – hare)
Давайте отправимся по следам диких животных. Мальчики по следам медведя, а девочки по следам зайца.
3 задание
Игра «Кто, где живет?»
На столе лежат карточки с изображением
животного и жилища. Детям предлагается соединить линией животного и его жилище.
При выполнении задания воспитатель задаёт сопутствующие вопросы:
Где живёт волк? (В логове)
Где живёт белка? (В дупле.)
Где живет лиса? (В норах.)
Где живёт заяц? (Под кустом.)
4.задание.
Игра «Чей хвост?»
На столах лежат картинки с изображением животных без хвостиков. Ребенку предлагается, найти нужный хвостик и приклеить его при этом назвав, чей хвост (лисий, волчий, беличий, заячий).
Воспитатель: Ребята , побеседуем с дикими животными! А поможет нам в этом волшебный микрофон!
Игра – Интервью
Дети надевают шапочки, занимают свои места.
Ведут диалог:
Журналист: Hello!
Лиса: Салем!
Журналист: Сең кемсің ?
Лиса: Мен түлке. I am fox
Журналист: Қал қалай?
Лиса: Рахмет,жақсы! I am fine, thanks you!
Я зимы не боюсь, в шубку теплую ряжусь.
Живу в норе на елке, не страшны мне волки.
Журналист: Спасибо, лисичка! Рахмет! Сау болыңыз! Good bay!
Лиса: Сау болыңыз! Good bay!
Журналист: Сәлеметсіз бе, тиін!
Остановись? Не спиши? Поговори с нами
Белка: Сәлеметсіз бе!
Остановлюсь ненадолго, холодно. Қыс келді, winter^s came
Журналист: Сен қайда тұрасын?
Белка: Мен қуыста тұрамын
Мой дом-дупло на высокой сосне. Я сделала там ремонт. Стены новым мхом обложила. На полу коврик из пуха постелила. I love my house.
Журналист: Сау болыңыз! Good bay!
Воспитатель: Дети вы выполнили все задания и нам пора возвращаться в детский сад. Воспитатель просит детей пройти в поезд.
Игра «Хорошо-плохо» (ТРИЗ)
– Зима – хорошо, потому что…,
– зима-это плохо потому что…
Воспитатель: Ребята, мы вернулись в детский сад. Давайте составим картину о нашей поездке. Проходите на стулья перед магнитной доской.
Итог:
Метод моделирование . На столах лежат картинки мифическая птица , деревья ,дикие животные, снежинки.
– Ребята, кому мы сегодня помогали? Птице Самрук
в какой лес мы с вами отправились? Правильно зимний.
Кто живет в лесу? Дети называют на каз. и англ.языке и выставаляют на магнитную доску.
Рефлексия: Молодцы, ребята , вы настоящие друзья птицы Самрук. Кому понравилось занятие возьмите по снежинке и прикрепите к нашей картине и наш лес станет еще красивее.