Развитие связной речи дошкольников через театрализованно-игровую деятельность
Лашко Эльвира Нильевна
Воспитатель
ТОО «Жаңа толқын Орал», ясли /сад №1 Вольдорфской ориентации
г. Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан
Связная речь предполагает овладение словарным
запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е.
овладение грамматическим строем, а также практическое
их пояснение, умение пользоваться усвоенным языковым
материалом, связно, последовательно и понятно для
окружающих передавать содержание готового текста или
самостоятельно составлять связный текст.
Театрализованная деятельность в детском саду тесно
связана с развитием связной речи детей, что выражается в использовании
ряда театральных приёмов, а именно: знакомство с литературными
произведениями, этюды, речевые упражнения для передачи различных
чувств.
Театральная деятельность близка и понятна ребёнку. Поэтому одним из
направлений в моей работы по теме творческого поиска «Игровая
деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста”
является создание условий для развития речи детей через творческую
активность в театрализованной деятельности.
Задачи:
- Воспитывать творческого, раскованного, эмоционального,
общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и
понимающего партнера во взаимодействии. - Развивать техники актера в каждом ребенке.
- Совершенствовать грамматический строй речи ребенка, его звуковую
культуру, монологическую, диалогическую формы речи, обучать морфо
эпическим нормам современной сценической речи, эффективному общению
и речевой выразительности. - Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность
детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных
спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.
В своей работе для развития выразительной стороны речи я стараюсь
создать такие условия, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои
эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не, только в обычном разговоре,
но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Кроме
того, при обучении детей средствам речевой выразительности я обязательно
использую знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю
совокупность выразительных средств языка и предоставляют ребенку
возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой
народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться
разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев,
мимика, пантомимика, движения). Работу в этом направлении я провожу
начиная с младших групп.
Работу по организации театрализованной игры я провожу в три этапа:
1.Художественное восприятие литературных и фольклорных
произведений.
2.Освоение специальных умений для становления основных («актер»,
«режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель»,
«костюмер»).
3.Самостоятельная, творческая деятельность детей.
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры
– драматизации и режиссерские игры.
Видами драматизации являются:
– ролевые диалоги на основе текста;
– инсценировки произведений;
– игры – имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
– постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
– игры – импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной
подготовки.
В своей работе я использую настольный, плоскостной, пальчиковый
театр, театр в коробке, кукольный театр, театр игрушек.
В нашей группе театрализованная деятельность пронизывает все
учебные и режимные моменты. В организованную учебную деятельность я
включаю специальные игры на развитие мимики, пантомимы. Например,
– съешьте кислый лимон (дети морщатся);
– рассердитесь на драчуна (сдвигают брови);
– встретьте знакомую девочку (дети улыбаются);
– покажите высокого мальчика, маленького комарика, медведя;
– полетим как птицы;
– волк крадется за зайцем.
Такие упражнения служат своеобразным прологом к драматизации.
Благодаря таким упражнениям, движения детей приобретают большую
уверенность.
Провожу игры на развитие речевого дыхания: «надуй шар», «насос»,
«игра в слова», «чудо лесенка» – каждую последующую фразу дети
произносят, повышая или понижая тон голоса.
Физкультминутки – прекрасное средство переключить детей на другой
вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями,
делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной.
При сочинении сказок, историй развивается как монологическая, так и
диалогическая речь.
Играя с сюжетными игрушками, дети выполняют разнообразные
действия с ними, используя при этом различные интонации, силу голоса и
темп произношения.
При пересказе произведения добиваюсь того, чтобы дети, воспроизводя
диалог героев, использовали интонационную выразительность, жесты,
мимику.
При разучивании потешек, прибауток, стихов я учу детей не только
правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц.
Играя в подвижные игры, я использую маски – шапочки или
необходимые атрибуты. Такие игры, как «У Медведя во бору», «Гуси –
гуси», «Кошки-мышки», «Горелки», наряду с двигательной активностью
также развивают диалогическую и монологическую речь.
Инсценирование сказок очень увлекает детей, они быстро запоминают
слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, речь их
становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать
новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем в бытовых
ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что через театрализованную
игру дети освоили:
- невербальные средства общения (жесты, мимику, движения);
- речь детей стала более связной, выразительной, обогатился словарный
запас, уровень коммуникативных способностей стал выше по сравнению с
началом года; - у детей появился интерес к театру как к виду искусства;
-формируется опыт нравственного поведения, расширяются и
углубляются знания детей об окружающем мире.
Считаю, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи
детей неоспоримо. Увлеченный привлекательным замыслом театральной
постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в
театральной игре можно использовать в повседневной жизни.
Таким образом, театрализованная деятельность – один из самых
эффективных способов развития речи и проявления их творческих
способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется
принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий
можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с
основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно
использовать богатейший материал словесного творчества народа.