Образовательная учебная программа дополнительного образования кружка изобразительного искусства “Юный художник”
Синильникова Оксана Викторовна
педагог дополнительного образования
ГККП «Центр воспитательной работы»
с. Переметное, р-н Байтерек, Западно-Казахстанская область
Пояснительная записка.
Направленость программы «Юный художник»является программой
художественно – эститического направления, предпологает кружковой уровень
осваивания знаний и практических навыков, по функциональному предназначению
учебно – познавательная,по времени реализации двухгодичная.
Рисование это наглядный, выразительный и дотудпный для детей вид творчества.
Рисование как форма деятельности включает в себя многие компоненты
психических прцессов в том числе развитие мелкой моторики ,образного мышления
и в связи с этим его следует считать важным фактором формирования личности.
Усиление эффективности эститическою воспитания школьнтков, формирование
культурного и интелектуального кругозора, гуманизация оброзования вот здачи
стоящие как перед общеобразовательной школой, так и перед дополнительным
оброзованием.
Но реализовать их только на уроках рисования не всегда удаётся. Широкий простор
для эститического воспитания открывает внеклассная работа, проводимая в данном
направлении. В системе эститического воспитания подрастающего поколения
особая роль принадлежит изобразительному искуству. Умение видить и выразить
красоту окружающего мира способствует формированию культуры чувств,
развитию художественого – эститического вкуса ,трудовой и творческой
активности. Воспитывает целеустремлённость, усидчивость, чуство взаимопомощи.
Цель программы – эстетическое воспитание, формирование духовной культуры
личности, творческое самовыражение детей и повышение их самооценки,
приобщение к общечеловеческим ценностям.
Задачипрограммы:
Возрождение утраченной в период технократии духовности;
Формирование у учащихся целостной картины мира;
Развитие общей способности к творчеству посредством овладения
различными техниками и способами изобразительного искусства.
Формирование образного, пространственного мышления и умение выразить
свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объёмных форм.
Развивать смекалку, изобретательности и устойчивый интерес к творчеству
художника, дизайнера;
Развивать умение находить творческие решения любых ситуаций.
Воспитывать в детях любовь к родной земле и народному искусству;
Сроки реализации программы и возраст обучающихся
программы и возраст обучающихся.
Программы рассчитана на 2 года обучения при постоянном составе детей. В 1-й год
обучения – 144 часа, во 2-й год обучения – 216 часов в год. Возраст обучающихся:
6-15 лет.
Наполняемость учебной группы: в группе первого года обучения
насчитывается, как правило, 10-15 чел., второго года обучения и последующих–
8-10. Уменьшение численности продиктовано необходимостью проведения
индивидуально-групповой работы с детьми.
Формы и режим занятий
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности,
особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на
текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся
(особенно 1-го года обучения).
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами
работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся
получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать
азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний
в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную
память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к
сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого
воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную
свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник.
Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения
сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым
нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме
для стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим
обсуждением в изостудии.
Пленер- живописная техника изображения объектов при естественном свете и
в естественных условиях.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных
задач.
Итоговое занятие– подводит итоги работы детского объединения за учебный
год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их
отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Режим занятий
Занятия учебных групп проводятся:
– в первый год обучения – два раза в неделю по 2 часа с 5-минутным
перерывом;
– во второй год обучения – три раза в неделю по 2 часа с 10-минутным
перерывом каждый час.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Плановым результатам реализации программы является создание каждым
ребенком своего оригинального продукта, а главным критериями оценки является
на столько его активность, сколько его способность трудится, способность упорно
добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами
изобразительного искусства может каждый, по-настоящему желающий этого ребенка. Дети в
процессе усвоения программных требований, получает до профессиональному подготовку,
наиболее одарённые – возможность обучения в специальных профессиональных учебных
заведениях.
В конце первого года обучения ученик будет знать.
Отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного
искусства;
Ведущие элементы изобразительной грамоты – мнение, некоторых, так в
рисунке и в живописи, дополнительные, холодные и теплые цвета;
Ученик будет уметь:
Понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень) (полутон,
наддающая тень, блок, рефлекс) воздушная перспектива, освещённость, объём,
пространство, этюд с натуры, эскиз, данный план, сможет;
Понимать что такое линейка перспектива, главное, второстепенное,
композиционный центр;
Передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношение в
пространстве и в соответствии с этим изменение размеров;
Выполнять декоративные и оформитические работы по заданным темам;
Ученик сможет делать следующие жизненно – практические задачи;
Владеть акварельными красками, графическим материалам, использовать
подручный материал.
Ученик способен проявлять следующие отношение:
Проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
Творчески откликаться на события окружающей жизни:
По завершению второго года обучения ученик будет знать:
Отдельные произведение выдающихся мастеров изобразительного
искусства прошлого и настоящего;
Особенности художественных средств различных видов и жанров
изобразительного искусства.
Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов,
основные закономерности наблюдательной, линейкой и воздушной перспективы,
светотени, элементы цветов ведения, композиции.
Различные предметы работы карандашом, акварельного, гуашью.
Знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику
их изобразительного языка.
Роль изобразительного искусствав духовной жизни человека, обогащение
его переживаниями и опытной передающих поколений;
Ученик будет уметь:
Применять на практике законы цвета, правила рисунка, живописи и
композиции. Чувствовать и уметь передать гармоничное сочетания цветов
тональные и цветовые отношения.
Правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции
предметов и грамотно изображать их на бумаге.
Передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к
изображаемому объекту.
Передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объём и
пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени.
Наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние
воздушной перспективы.
В сюжетных работах передавать движение.
Искать наилучшие композиционное решение в эскизах, самостоятельно
наброска и зарисовки к сюжету.
Приобретёт навыки творческого ведения и корректного обсуждения
выполненных работ.
Ученик сможет решать следующие жизненно практические задачи:
Владеть гуашевыми красками и акварельного, графическими материалом,
использовать подручный материал.
Выполнять рисунки композиции панко аппликации
Работать по репродукциям, картинами выдающихся художников и
рисункам детей;
Делится своими знаниями и опытами с другими обучающимся,
прислушиваться к их мнению
Понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность
перед ним.
Ученик способен проявлять следующие отношение:
Проявлять интерес к обсуждению выставках собственных работ;
Эмоционально откликаться на красоту времён года, явления окружающей
жизни, видеть красоту людей, их поступков.
Слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;
Предлагать свою помощь и просить о помощи товарища.
Понимать необходимость добросовестного отношения к общественно –
полезному труду и учёбе.
Меж предметные связи: литература, технология, музыка, черчения.
Ориентация на профессии: художник,дизайнер,архитектор,учитель
изобразительного искусства, искусствовед.