Содержание патриотической работы в нашей стране и на уроках НВП
Аленов Бауржан Каиржанович
Преподаватель – организатор НВП
КГУ «Бирлестыкская средняя школа»
с. Бирлестык, Айыртауский район, СКО
Введение
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось
одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим
воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к
своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание
патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства
гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям
и достойным страницам прошлого.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека.
Зарождаясь из любви к своей “малой родине”, патриотические чувства,
пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до
общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви
к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные
объекты.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в
современной школе является формирование патриотизма и культуры
межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в
социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на
основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь
укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее
могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных
ценностей общества, развивается достоинство личности.
Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в
себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и
традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.
Понятие патриотизма включает в себя:
чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства,
свободы и независимости (защита Отечества);
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего
народа, его обычаям и традициям;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее,
выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности
укреплению могущества и расцвету Родины;
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие
целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в единстве
духовности, гражданственности и социальной активности личности,
осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и
воспитания школьников.
Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и
противоречия общества и в значительной степени благодаря своему
воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности,
отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом,
который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности,
воспитать гражданина и патриота.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы
гражданско-патриотического воспитания, так как это период
самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных
идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с
помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы
содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания,
адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется
необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического
воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и
сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие
самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это
целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки
подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в
условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в
управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а
также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и
правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях
достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание
способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами
гражданина и патриота своей страны.
Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более –
патриотического – лежит, прежде всего, воспитание чувств. Хотелось бы
особо заострить на этом внимание, т.к. практические педагоги редко
задумываются над тем, что источником чувства является пережитая эмоция.
Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать
целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за
Мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка
второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива,
горожан.
- Государство – основной институт, организующий и обеспечивающий
функционирование всей системы патриотического воспитания.
«Быть патриотом – это носить Казахстан в своем сердце», – так
определил эту ценность Глава нашего государства. Для молодых
казахстанцев ярким примером патриота своей страны является трудовой и
жизненный путь Лидера Нации.
Родина начинается в семье, где формируется особое личностное
отношение к своей земле, ее истории, культуре, населяющим ее людям,
будням и праздникам, символам государства.
Предельно важно сформировать у молодежи понимание того, что патриотизм
– это великая ответственность за себя, свою семью и нашу Родину,
говорится в Концепции государственной молодежной политики Республики
Казахстан до 2020 года “Казахстан 2020: путь в будущее”
11 Апреля 2014 г. В Петропавловске аким Северо-Казахстанской
области Самат Ескендиров встретился с членами информационно-
пропагандистской группы Министерства обороны РК. Стороны подписали
меморандум о развитии военно-патриотической работы в регионе. И первым
шагом в реализации этих задач стало открытие в Петропавловске
патриотического центра, который объединит все военные клубы региона.
«Мы создаем центр военно-патриотического воспитания. Поговорили с
главой региона о том, чтобы оказали материальную помощь. Все военно-
патриотические клубы, которые в регионе есть, будут сосредоточены в этом
центре», – сказал заместитель начальника Генерального Штаба ВС РК
Мухамеджан Таласов. /2/
30 октября 2016 года в городе Щучинск Акмолинской области в
Кадетском корпусе Министерства обороны Республики Казахстана им.
Ш.Уалиханова состоялись Общественные слушания в рамках
Республиканского военно-патриотического лагеря «Жігер», который прошел
в период 25-30 октября на базе учебного Центра АО «Энергоинформ».
Лагерь организован Конгрессом молодежи Казахстана по заказу
Министерства по делам религий и гражданского общества и при поддержке
Министерства обороны Республики Казахстан. Об этом сообщает пресс-
служба Конгресса.
Дарига Назарбаева выступила в военно-патриотическом лагере.
Сенатор предложила организовывать подобные лагеря как минимум дважды
в год в разных регионах республики.
«Современному Казахстану нужна духовная, сильная и уверенная в себе
молодежь и я уверенна, что вы именно такие, потому что пришли в военно-
патриотические клубы, выбрали военную стезю и собрались сегодня все
вместе здесь. Я уверена, вас патриотизму учить не надо», — обращаясь к
участникам Лагеря, сказала Дарига Назарбаева. — задачи клубов – научить
молодых умению реализовывать себя в жизни, преодолевать трудности,
проявлять свою преданность стране, то есть совершать хорошие дела,
поступки, трудиться во имя процветания своей семьи, своей страны и это
очень важно. Помните, что сила и богатство Казахстана – благополучие
каждого казахстанца. Я всячески буду поддерживать и приветствовать вот
такие вот наши встречи и полагаю, что они должны проходить хотя бы в два
раза в год в разных регионах Казахстана».
В качестве итогов было озвучено, что ежегодно реализуется комплекс
мероприятий таких, как сборы «Айбын», уроки мужества, проведение
военно-патриотических лагерей «Жігер», республиканский месячник
«Патриот», но вместе с тем, анализ военно-патриотического воспитания
молодежи показывает необходимость дальнейшего совершенствования и
систематизации данной работы.
Принимая во внимание вышеизложенное, участниками Общественных
слушаний были выведены следующие рекомендации:
- Центральным государственным органам: Министерству обороны
совместно с министерствами образования и науки, религий и гражданского
общества систематизировать работу по военно-патриотическому воспитанию
молодежи, а именно:
— разработать Стратегию по развитию военно-патриотического движения в
Казахстане;
— изучить опыт работы по возрождению системы ДОСААФ;
— проводить мероприятия по повышению привлекательности военной
службы;
— рассмотреть возможность заключения меморандума о взаимном
сотрудничестве с молодежными организациями;
— совместно с молодежными организациями пропагандировать образ
патриота Казахстана на основе Кодекса молодого патриота Казахстана; - Местным исполнительным органам продолжить работу по:
— созданию и развитию военно-патриотических клубов в регионах, особенно
в сельской местности
— проведению семинар-тренингов для курсантов и инструкторов военно-
патриотических клубов;
— укреплению материально-технической базы военно-патриотических
клубов в регионах, особенно в сельской местности (оборудование,
методическая база, форма);
— созданию клубов в системе профессионально-технического образования
(после школы при вузах существуют клубы на военных кафедрах, а в
колледжах отсутствует подобный опыт);
— обеспечению сотрудничества с Советами ветеранов, генералов, старейшин
и матерей, Союзами афганцев и другими общественными объединениями на
постоянной основе; - Молодежным общественным организациям, молодежным ресурсным
центрам:
— в рамках деятельности Центра гражданских инициатив предусмотреть ряд
видеороликов, пропагандирующих военную профессию, а также их
распространение через социальные сети;
— необходимо проводить разъяснительную работу, в том числе и среди
молодежи о патриотическом акте «Мәңгілік Ел».
Участие ВС РК в военно-патриотическом воспитании молодёжи.
Основной упор в организаторской деятельности Министерства
обороны был сделан на активизации военно-патриотического воспитания
молодежи, формировании положительного имиджа защитника Отечества,
укреплении престижа военной профессии и мотивации воинской службы.
Большой комплекс мероприятий военно-патриотического характера среди
допризывной и армейской молодежи организован в рамках Республиканской
программы по профилактике правонарушений в Вооруженных силах, других
войсках и воинских формированиях на 2013–2016 годы в форме «уроков
мужества», Дня юнармейца, дня открытых дверей.
В областных центрах страны в рамках торжественных проводов
новобранцев в ряды армии прошли Дни призывника с участием известных
казахстанцев, ветеранов, спортсменов и общественности. В период
празднования Дня защитника Отечества на площадях и улицах городов были
организованы показы боевой техники и вооружения, прошли концерты, где
исполнялись песни и марши военных лет, акции «Солдатская каша», «Мы –
наследники Победы», «Патриот», конкурсы «День защитника Отечества»,
«Армия глазами детей», военизированные игры, эстафеты и кроссы.
Следует сказать об активной позиции депутатов Мажилиса Парламента
– генералов Мухтара Алтынбаева, Бакытжана Ертаева, Абая Тасбулатова,
председателя Республиканского штаба юнармейских объединений
полковника юстиции Нуржана Нурахметова, а также представителей
ветеранских и молодежных организаций, партии «Нур Отан» и ее
молодежного крыла «Жас Отан», принимавших участие во многих военно-
патриотических мероприятиях, проводимых на базе воинских частей и
военных учреждений. Положительную роль в работе по формированию
чувства казахстанского патриотизма сыграл традиционный республиканский
фестиваль армейской песни «Жас улан». В истекшем году 15-й по счету
фестиваль с гала-концертом впервые был проведен в Астане.
Военно-патриотическая работа продолжается и в оказании шефской помощи
общеобразовательным школам и детским домам, официально закрепленным
за воинскими частями и учреждениями Вооруженных сил. В текущем году
планируется значительно расширить шефские связи, включая и высшие
учебные заведения страны.
Немаловажной составляющей информационно-пропагандистской
работы является размещение на телевидении и радио специальных передач,
социальных, мотивационных роликов и рекламных видеоматериалов,
направленных на воспитание чувства казахстанского патриотизма,
формирование положительного общественного мнения о Вооруженных
силах.
На телеканалах «Хабар» и «Казахстан» транслируются военно-
патриотические программы «Айбын», «Ақсауыт», «Дела армейские».
Огромное спасибо надо сказать войсковым командирам на местах,
которые оказывают посильную помощь в подготовке программ. Активно
освещают военную тему «Казахстанская правда», «Егемен Қазақстан»,
«Айқын», «Мегаполис», «Экспресс К», военные издания «Сарбаз», «Айбын»,
«Батыр», «Оборонный вестник».
Министерство обороны первым среди всех государственных органов
РК запустило уникальный проект – интернет-ТВ. Открытие видеопортала
было приурочено к празднованию Дня Первого Президента. KORGANYS.KZ
– это современный мультимедийный веб-портал для размещения
видеосюжетов о казахстанской армии, тематических видеороликов,
технические возможности интернет-ТВ Министерства обороны позволяют
проводить онлайн-трансляции, конференции и прямые включения.
Весной нынешнего года телезрителей ждет премьера 30-серийного
художественного сериала «Офицер абыройы» («Честь офицера»). Это первый
отечественный армейский сериал, отснятый по заказу Минобороны. «Офицер
абыройы» максимально полно и правдиво отобразит жизнь современной
казахстанской армии. Патриотизм, любовь к Родине, защита Отечества –
главные постулаты сериала.
В июле 2013 года стартовал третий сезон уникального военного
телепроекта «Особое задание». На XIII Евразийском форуме в Москве этот
телепроект был признан лучшим среди 25 представленных странами СНГ в
номинации «Новая армия – армия мира». На сегодня «Особое задание» –
единственное военное реалити-шоу в Казахстане.
Проблема поиска новых путей дальнейшего развития и совершенствования
блока военно-патриотического воспитания неоднократно выносилась на
повестку дня. Более широко и детально данные вопросы были обсуждены на
заседании коллегии Министерства обороны по итогам 2013 учебного года,
учебно-методических сборах с должностными лицами органов
воспитательной работы ВС, заседании Координационного совета военных
органов управления и уголовного преследования РК, расширенном рабочем
совещании МО РК с участием представителей Главной военной
прокуратуры, Военно-технической школы МО, Министерства образования и
науки.
По итогам этого совещания был выработан проект меморандума о
сотрудничестве и взаимодействии между Министерством обороны,
Республиканским штабом юнармейских объединений и акиматами. В первую
очередь это направлено на исполнение поручения, данного Президентом
страны на 20-й сессии Ассамблеи народа Казахстана, по созданию центров
военно-патриотического воспитания молодежи на базе Военно-технической
школы МО. В настоящее время прорабатывается вопрос о введении
должностей директоров военно-технических школ – начальников центров
военно-патриотического воспитания, а также их помощников по военно-
патриотическому воспитанию. Во-вторых, все мероприятия военно-
патриотического блока, нашедшие положительное отражение в регионах,
будут обязательно продолжены в текущем году.
В текущем году совместно с Казахским радио и телеканалом
«Қазақстан» уже развернута работа над реализацией нового музыкального
проекта «Әскери әндер». Целью проекта являются рождение новых
произведений на военно-патриотическую тему и популяризация военной
песни. Проведение гала-концерта планируется приурочить к Дню Первого
Президента Республики Казахстан.
Сегодня каждый из нас глубоко осознает, что казахстанский
патриотизм – это основа процветания нашего многонационального общества.
/3/
- Нормативная правовая база государственной политики в области
патриотического воспитания граждан в РК
Государственная программа развития образования
Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
Главная цель: Повышение конкурентоспособности образования,
развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности
качественного образования для устойчивого роста экономики.
Программные цели:
- формирование у молодежи активной гражданской позиции,
социальной ответственности, чувства патриотизма, высоких
нравственных и лидерских качеств - Патриотическое воспитание молодежи должно быть направлено на
национальное возрождение Казахстана и цели его должны быть:
-развитие среди молодых людей высокой социальной активности,
гражданской ответственности, высокой духовности, становление граждан,
обладающих позитивными ценностными.
Основными принципами патриотического воспитания казахстанской
молодежи являются: принцип системно-организованного подхода, который
предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех
молодежных объединений республики по патриотическому воспитанию друг
с другом; принцип адресного подхода в формировании патриотизма,
предполагающий использование специфических форм и методов
патриотической работы с учетом особенностей деятельности той или иной
группы молодежи; принцип учета исторического опыта прошлых поколений,
культивирующий чувство гордости за своих легендарных предков,
национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и
подходах к созидательному труду; принцип учета региональных условий в
пропаганде патриотических идей и ценностей.
Воспитание нового казахстанского патриотизма – такой приоритет
определен Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым в Стратегии
«Казахстан-2050».
В своем Послании народу Казахстана Лидер нации призвал общество
«вооружиться вечными качествами – усердием, трудолюбием и
целеустремленностью, которые помогут нам устоять и принести нашей
Родине достойное будущее». При этом нормой жизни государства и нации
должны стать дух патриотизма и традиций, дух единства и состязательности.
И каждый обязан сделать все, чтобы этот созидательный дух стал частью его
жизни.
Сильный Казахстан немыслим без сильной профессиональной армии.
Недаром девиз боевого состязания в Вооруженных силах в текущем году –
«Профессионал – основа армии!». В нем заложен глубокий духовный смысл,
соответствующий велению времени новаторских преобразований в системе
развития военной составляющей государства.
Военная доктрина предполагает вооруженную защиту страны с
использованием Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований,
в связи с этим она определила приоритетные направления в строительстве
Вооруженных Сил, где на первом месте должна быть воспитательная и
социально-правовая работа. Так, главным направлением определена
оптимизация структуры Вооруженных Сил – это соответствие
организационной структуры, боевого состава и численности Вооруженных
Сил характеру их задач, международным обязательствам и экономическим
возможностям страны. В этой области основным направлением в
воспитательной работе является воспитание профессионалов Вооруженных
Сил Республики Казахстан, дисциплинированных, преданных народу и
стране, ее Конституции.
Выработка принципиально новых подходов для противодействия
возможным угрозам, в том числе совместно с основными глобальными
центрами силы.
Объектами воздействия могут стать важные экономические и военные
центры, гражданское население, национальные символы, что повлечет за
собой дестабилизацию ситуации не только в отдельных государствах, но и в
регионе в целом. Важнейшие направления деятельности Республики
Казахстан – обеспечение военной безопасности государства, предотвращение
агрессии или развязывания военных конфликтов, защита личности и
общества, обеспечение благоприятных условий для реализации
политических и экономических интересов страны.
Основным объектом патриотического воспитания является молодежь
Казахстана, среди которой закладываются основы нравственного, духовного,
культурного, физического и другого развития личности. Будучи включенной
в систему патриотического воспитания, в то же время сама молодежь
выступает и как субъект патриотического воспитания. Как правило,
патриотическое воспитание молодежи должно быть плановым, системным,
постоянным и целенаправленным.
В системе патриотического воспитания важнейшей составляющей
является массовая патриотическая работа, организуемая и проводимая на
постоянной основе коллективом при активном участии средств массовой
информации, представителей основных религиозных конфессий страны:
представителей ислама суннитского направления и православного
христианства.
Безусловно, система патриотического воспитания призвана обеспечить
формирование у молодежи активной жизненной позиции, способствовать
готовности к включению их в решение общегосударственных проблем,
создавать условия формирования государственного мышления и подхода,
выработке навыков и привычек действовать в соответствии с
общенациональными интересами страны.
« Проблема военно-патриотического воспитания, есть проблема
воспитания от пеленок до штыковой атаки. Родительское воспитание – самая
главная стадия дошкольного воспитания. Школьное воспитание,
молодежное воспитание — самая важная стадия в становлении человека. В
общественном же воспитании человек нуждается до самой гробовой
доски»/1/ – писал Б.Момышулы.
- Основные направления патриотического воспитания в образовательной
организации
Целью военно-патриотического воспитания в школе является воспитание
патриотов РК, граждан правового демократического государства,
обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства,
любви к Отечеству, своему народу.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все
структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся,
разнообразные виды деятельности.
При планировании работы учитываются традиционные общешкольные,
районные, областные, республиканские мероприятия, связанные с
юбилейными и государственными датами; положения о районных,
областных конкурсах.
Программа военно-патриотического воспитания в школе включает в
себя следующие направления: - Духовно-нравственное направление, включающее в себя:
- формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей
такими моральными качествами, как добросовестность, честность,
коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему
поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу; - воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
формирование социальной активности, направленной на служение интересам
своего Отечества; - воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному
способу достижения успеха в жизни; - формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни,
воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного
здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и
духовное здоровье нации.
- Культурно-историческое направление, предполагающее:
- воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её
замечательным людям; - вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических
памятников боевой и трудовой славы; - формирование чувства национальной гордости, национального
самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и
религий.
- Гражданско-правовое направление, ориентированное на:
- изучение государственной системы РК, значение её Конституции, гимна,
государственной символики, прав и обязанностей гражданина Казахстана. - формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного
отношения к национальным интересам Казахстана, её суверенитету,
независимости и целостности; - формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению
законодательных норм; - развитие реально действующего школьного самоуправления.
- Военно-патриотическое направление, включающее в себя:
- изучение военной истории Казахстана, боевых и трудовых подвигов
жителей области в годы Великой Отечественной войны; - сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины,
организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками
локальных военных конфликтов и антитеррористических операций; - формирование позитивного образа Вооруженных Сил, готовности к
выполнению воинского долга.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс
программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
- Проведение памятных дней:
День Победы;
День вывода войск из Афганистана;
День защитников Отечества. - Участие в акциях:
«Солдатские письма»;
«Герои живут рядом»;
«От сердца к сердцу». - Проведение спортивно-массовых мероприятий:
легкоатлетический кросс, посвященный Дню Победы;
велопробег посвященный Дню Батыра,
легкоатлетический забег
«Веселые старты»;
«Папа, мама и я – спортивная семья!»;
смотр строя и песни;
проведение спортивных секций;
работа кружков «ЮИД», «Юные пожарные». - Участие в акции «Вахта памяти»:
шествие «Бессмертный полк»;
встречи с ветеранами Вов и тружениками тыла;
линейки, посвященные памятным датам истории;
общешкольная линейка, посвященная Дню Победы;
организация помощи ветеранам, вдовам ветеранов, матерям погибших
воинов при исполнении служебных обязанностей;
проведение часов общения, уроков памяти, уроков мужества, читательских
конференций. - Изучение родного края:
экскурсии в музеи;
благоустройство территории школы;
уход за памятником. - Организация конкурсов:
«Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого
человека;
конкурс чтецов;
конкурс патриотической песни;
конкурс сочинений «Слава защитникам Отечества»;
конкурс рисунков «Защитники Отечества».
Одной из важных задач государства является военно-патриотическое
воспитание молодёжи, в основе которого, лежит подготовка молодых людей
страны к службе в Вооружённых Силах РК, воспитание любви к армии,
формирование высокого чувства гордости за принадлежность к своей
Родине, постоянной готовности к её защите.
Каким должен быть выпускник школы, будущий защитник Отечества?
Это должен быть высокообразованный, физически развитый молодой
человек, обладающий высокими моральными принципами. Наши задачи по
подготовке молодёжи к службе в армии и военно-патриотическому
воспитанию чётко определены в законе РК ”О воинской обязанности и
статусе военнослужащих”. Исходя из этих задач, составляем годовой
школьный план по проведению мероприятий военно-патриотического
воспитания.
Системность и целенаправленность работы по военно-патриотическому
воспитанию в школе обеспечивается, прежде всего, тщательным
планированием.
Прежде чем приступать к работе педагогический коллектив школы
должен твёрдо знать основные задачи по военно-патриотическому
воспитанию учащихся, которые перед ним состоят, это:
1 Участие в реализации государственной политики в области военно-
патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи
2 Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего
поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству, и его
вооружённой защите.
3 Изучение истории и культуры страны, родного края.
4 Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековеченью
памяти защитников Отечества.
5 Передача и развитие лучших традиций воинства.
6 Противодействие проявлениям политического и религиозного
экстремизма в молодёжной среде.
7 Физическое развитие учащихся, формирование здорового образа
жизни.
8 Участие в подготовке учащихся к военной службе.
Военно-патриотическое воспитание в учебном процессе:
Военно-патриотическое воспитание осуществляется, прежде всего, в
процессе обучения на уроках НВП и уроках других предметов. Основные
направления военно-патриотического воспитания
в процессе начальной военной подготовки.
Ведущее место в подготовке допризывной и призывной молодежи к
защите Отечества занимают занятия по начальной военной подготовке.
Учащиеся не только приобретают знания и навыки военного дела,
готовятся к воинской службе, но и знакомятся с историей и задачами
Вооруженных Сил, боевыми традициями и спецификой воинского труда,
глубоко изучают миролюбивую политику страны.
Основные направления военно-патриотического воспитания в процессе
НВП:
- пропаганда идей защиты Отечества, глубокое раскрытие требований
Президента страны по укреплению обороноспособности страны; - изучение сущности и знаний боевых традиций народа и его
Вооруженных Сил, систематическое воспитание школьников на боевых
традициях в процессе всего курса НВП; - показ различных видов оружия, находящихся на вооружении армии,
рассказ о жизни и деятельности выдающихся деятелей оружейников; - привитие гордости и уважения к Боевому Знамени воинской части,
почетным наименованиям, боевым орденам и медалям, почетному званию и
воинским ритуалам; - формирование высокой дисциплинированности у допризывников не
только содержанием предмета НВП, но и продуктивной организацией
занятий; формирование морально-волевых качеств будущего воина в
процессе отработки практических навыков и умений на занятиях НВП.
Занятия по предмету НВП, и данное время проводятся по программе с
учащимися 10-11 классов исходя из 1 часа в неделю по разделам:
1 Армия РК – история и традиции.
2 Тактическая подготовка.
3 Огневая подготовка.
4 Строевая подготовка
5 Общевоинские уставы.
6 Военная топография.
На занятиях по НВП учащиеся знакомятся со спецификой воинского
труда, готовятся к выполнению обязанностей солдата, познают особенности
службы в армии, воспитывают в себе качества необходимые защитнику
Родины. Программа позволяет по каждой теме привлекать материал из жизни
воинов в мирных условиях, при ведении боевых действий, использовать на
уроках примеры из героического прошлого нашей армии и воспитывать у
старшеклассников любовь к Вооружённым Силам.
На занятиях по огневой подготовке использую возможность показать
превосходство нашего стрелкового оружия перед иностранным. Изучение
военной присяги помогает раскрыть важнейшие требования к морально-
боевым качествам воина, показать, какую самую высокую обязанность берёт
на себя воин, принимая присягу и вступая в ряды защитников Родины.
Полевые занятия служат проверкой практических навыков и позволяют
учащимся оценить свою подготовку к защите Родины.
На занятиях должна быть введена единая военизированная форма
одежды для учащихся, урок начинать с построения взвода по отделениям,
доклад командира взвода преподавателю, приветствие, осмотр внешнего
вида учащихся.
То есть, урок необходимо проводить согласно требованиям строевого
устава, приближённо к армейским условиям.
Высокое качество уроков невозможно без хорошей учебно-
материальной базы, поэтому в школе нужно вести работу по её созданию и
совершенствованию.
В школах необходимо создавать военный кабинет, оборудованный
красочными стендами по всем разделам предмета, техническими средствами.
хорошо иметь видеосистему с набором учебных и художественных фильмов
по военной тематике.
В настоящее время, прежде всего, нужно определиться с тем, что
включать в план изучения в рамках курса НВП, а что в рамках других
предметов и курсов, и не смешивать несовместимое
Перспективным направлением в обучении учащихся основам военной
службы является применение в учебном процессе персональных
компьютеров.
Наличие в школе хотя бы одного компьютерного класса, оснащённого
современными компьютерами, позволит в полной мере реализовать эти
возможности. Пока на уроках школьники могут играть в военные
компьютерные игры, развивать у учащихся такие качества, необходимые
будущему воину, как: быстроту реакции, навыки работы на сложной боевой
технике.
Необходимо ориентировать юношей на выработку качеств
необходимых солдату:
высокая работоспособность;
выносливость;
чёткая координация и точность движений.
Посещение занятий по НВП в комплексе с военно-патриотическим
воспитанием положительно отражаются на учащихся. Они становятся более
дисциплинированными, как в школе, так и вне её, поднимается их
общефизический уровень, улучшается выправка и собранность, появляется
интерес к выбору военной профессии.
В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные
традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм
неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму
и космополитизму.
Создание системы военно-патриотической работы в школе
предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей,
гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения,
направленные на формирование и развитие личности гражданина и
защитника Отечества.
Система патриотического воспитания не может оставаться в
неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями
первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и
изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и
других сферах общества, а также новыми условиями современного мира, что
обуславливает гибкость в управлении системой военно-патриотического
воспитания в школе.
Составной частью патриотического воспитания является военно-
патриотическое воспитание молодежи в соответствии с законом “О воинской
обязанности и статусе военнослужащего”. Оно направленно на
формирование готовности к военной службе как особому виду
государственной службы. Военно-патриотическое воспитание
характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием
каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой
личной ответственностью за выполнение требований военной службы,
убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и
навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил
Республики Казахстан, других войск, воинских формирований и органов.
Заключение:
Казахстан государство с полиэтничной и проликонфессиональной
общественной структурой стремится к созданию единой идеологии,
основанной на патриотизме, любви к своей земле. Это достаточно сложная
задача, требующая последовательности, целостности и сохранения единства
и общественного согласия. Формированию и укреплению патриотизма
подчинена Государственная программа патриотического воспитания граждан
Республики Казахстан, цель которой формирование у граждан высокого
патриотического сознания, чувства гордости за свою страну, воспитание
готовности к выполнению гражданского долга и конституционных
обязанностей по защите интересов Родины посредством
целенаправленного развития системы патриотического воспитания.
В условиях становления гражданского общества и правового
государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового,
демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению
собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой
рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою
материальную независимость.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей
стране во многом зависит от уровня гражданского образования и
патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются
отношения гражданина с государством и обществом. Он получил большие
возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных
областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и
судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей
ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-
нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-
патриотический и другие аспекты.
В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе
развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый
вклад должна внести современная школа. Овладение теорией и практикой
военно-патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к
военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению
Отечеству – одна из задач педагогического коллектива учебного заведения,
военно-патриотической работы в школе.
Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и
целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого
патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к
выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по
защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период
детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет,
чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в
процессе патриотического воспитания посредством различных средств и
способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны
стать основой патриотического воспитания.
Сущность эффективности системы военно-патриотического
воспитания заключается в полной реализации социальной цели содействия
дальнейшему укреплению обороноспособности страны, выражающейся в
формировании у учащейся молодежи всей совокупности высоких
мировоззренческих, нравственно-психологических, физических и военно-
профессиональных качеств, необходимых для выполнения патриотического
долга — вооруженной защиты Родины.
Воспитательный эффект учебного процесса значительно повышается,
если последний протекает во взаимосвязи с системой внеклассной работы, с
реальным включением учащихся в деятельность, способствующую
формированию у них чувства любви к Родине и классовой ненависти к ее
врагам, политической бдительности, постоянной готовности с честью
выполнить свой гражданский и воинский долг.
Патриотическое воспитание молодежи – это часть государственной
молодежной политики страны. Быть патриотом своей страны – всегда
большая честь для любого человека, имеющего гордость и собственное
достоинство. Но патриотами не рождаются, ими становятся. Причем
патриотическое воспитание в уверенно развивающемся государстве не
следует оценивать только как творческий процесс. Это еще и борьба за
молодежь, будущее страны, борьба против таких негативных явлений, как
вынужденная миграция, рост преступности, наркомании, алкоголизма и
экстремистских настроений.
Основным приоритетом национальной идеологии Казахстана, на наш
взгляд, является способствование государственной власти проводить
политику реализации основной стратегической конституционной задачи –
«утверждать себя демократическим, светским, правовым и социальным
государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь
права и свободы» /3/.
Литература:
- Б.Момышулы, «Психология войны».
- akorda.kz/ru/official_documents/the_constitution/the_constitution
- /inform.kz http://www.inform.kz/ru/v-sko-sozdan-centr-voenno-
patrioticheskogo-vospitaniya_a2647716 - Мухамеджан ТАЛАСОВ, заместитель начальника Генерального
штаба ВС РК, полковник - Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс,
2002. - Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция,
программа, организационно-методические основы: пособие для
педагогов, руководителей образовательных учреждений и
организаторов работы с молодежью. – М.: АПК и ПРО, 2001. - Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм
и структура управления/под общей редакции А.Н. Вырщикова. –
Волгоград: Издатель, 2002. - Закон Республики Казахстан «О воинской службе и статусе
военнослужащих» от 16 февраля 2012 года;