Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Творческие задания на уроках литературы

Сафиуллина Елена Михайловна
Учитель русского языка и литературы
КГУ ОШ №6
г.Сарань, Карагандинская область

В условиях гуманизации и гуманитаризации образования изучение литературы в школе занимает
особое место, несет нравственные и эстетические ценности, готовит школьников к жизни, так как
помогает выработать субьективную позицию, учит думать. Лишь тот человек может успешно жить
и действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за пределы
стандартного набора знаний, умений и навыков, сделать самостоятельный выбор, принять
самостоятельное решение .Поэтому одной из социально значимых задач современной школы
является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания .Психологи считают, что
развивать творческое начало в детях следует как можно раньше. В противном случае оно может
угаснуть. Следовательно , нужна целенаправленная работа по развитию творческого мышления
школьников с учетом возрастных индивидуальных особенностей. В школе необходимо учить
творчеству, т.е. « выращивать» у учащихся способность и потребность самостоятельно находить
решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач, расковывать мысль школьника,
научить его стремиться к созданию нового, ориентировать на самоопределение и
самоактуализацию.
В. Распутин так определил высочайшую значимость труда учителя: « В руках учителя литературы
самое богатое наследие мира ,самое влиятельное учение о добре…Это могучая ограда от зла,
если ее правильно выстроить». Развитие личности в школе идет на учебном занятии, потому
задача педагога состоит в том , чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды
деятельности .Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации
учебно-познавательной деятельности учащихся. Художественное произведение-это сгусток
душевной жизни, настроений, запросов, мыслей, поэтому система творческих работ-явление
гибкое и многогранное.
Для учащихся 5-6 классов предлагаю следующие виды творческих работ:
1.Конкурс иллюстраций.

  1. « Проба пера»: сочиняем былину, балладу, оду ,юмористический рассказ, продолжение главы,
    письмо литературному герою, считалки ,эссе, пьесу.
    В пятом классе на уроке литературы по теме « Былины» предлагаю написать собственную былину
    « Не перевелись еще певцы – сказители», сочинение –описание богатыря с использованием
    постоянных эпитетов, используя пословицы, сформулировать идею былины.
    3.Составление киносценария.
    4.Отзыв о прочитанной книге.
    5.Портрет литературного героя.
    6.Рассказ об интересном событии.
  2. Пересказ от лица героя.
  3. Инсценирование.
    К примеру , после изучения рассказа В. Распутина « Уроки французского» домысливаем его
    продолжение , отвечая на вопрос: посеяла ли в душе героя « зерно» доброты и бескорыстия
    Лидия Михайловна.
    Творческие задания для учащихся 7-8 классов: « Перевоплощение».

Поставьте себя на место героев рассказов « Смерть чиновника», «Хамелеон», «Толстый и тонкий»
и найдите собственный выход из ситуаций , в которых оказались персонажи.
Чтобы урок литературы был увлекательным и то же время более эффективным , на разных этапах
работы можно использовать интеллектуальные игры-викторины . шарады, . ребусы , кроссворды.
Я включаю кроссворды в уроки . когда пятиклассники впервые знакомятся с литературоведческой
терминологией , изучая сказки.
Кроссворд по теме « Сказки»:
По горизонтали:
1.Какие сказки обычно начинаются с присказки?

  1. К какому виду вы отнесете сказку , имеющую такое начало: «Как-то раз удалось лисичке –
    сестричке рыбы добыть. Сидит она и эту рыбу ест. Приходит волк:
  • Здравствуй, кумушка, хлеб да соль.
    -Я ем свой , а ты подальше стой.»
    7.Кто создает фольклорные произведения?
    9.Как называется такой художественный прием: в сказке одно и то же событие описывается
    несколько раз ?
    12.Как называется художественное , образное определение , например: « добрый молодец»,
    «золотые волосы»?
    По вертикали:
  1. Как называется прием изображения неживой природы и животных как людей?
  2. Часть сказки , не связанная с повествованием.
  3. Завершение сказки.
    6.Как одним словом можно назвать произведения устного народного творчества ?
  4. « Он спит , всю ночь храпит». Что отличает эту строчку от других в прозаических сказках?
  5. Человек . ведущий повествование в сказке.
  6. Первая часть сказки, с которой начинается развитие действия.
    Ответы. По горизонтали:1.Волшебник.3. Животные.7. Нард.9. Повтор.12. Эпитет. По вертикали:2.
    Олицетворение.4.Приисказка.5. Концовка.6. Фольклор.8. Рифма.10. Рассказчик.11.Зачин.
    При изучении романа И. С. Тургенева предлагаются на выбор творческие задания:
    1.Описать один-два дня из жизни Базарова от лица главного героя.
    Творчество Ф. М. Достоевского неразрывно связано с Петербургом. Чтобы понять роман «
    Преступление и наказание» , надо понять и увидеть город , в котором происходит действие. Это
    произведение заставляет задуматься о том , что такое добро и зло, красота и преступление.
    Учащимся предлагаются следующие задания:
    1.Составить киносценарий для экранизации отдельных страниц романа.
    2.Провести заочную экскурсию по городу.

Написать историю жизни одного из героев , рассказать . как он попал в ночлежку Костылева ,
предлагается при изучении пьесы М. Горького « На дне».
Согласимся с русским классиком Л. Н. Толстым, который считал : « Если ученик в школе не
научился творить , то в жизни он будет только подражать».
Найти интересные формы работы, показать в хорошо знакомом что-то новое , учитывая при этом
личность того ,кого мы учим ,- вот трудная , но вполне выполнимая задача каждого
преподавателя. На уроках литературного творчества , по словам Ш. А. Амонашвили , учитель,
чтобы воспитать в детях смелость ума , вселить в них радость сотворчества, должен создать «
такие условия , чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли , дать возможность
почувствовать себя в нем властелином». Эти слова актуальны и сейчас.

Для заказа пишите в WhatsApp

+7 776 987 0729

Либо отправьте заявку с сайта (Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *