Состав и функции крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты
Ватулина Анжелика Александровна
Учитель биологии
КГУ СШ №16 им. М. Лермонтова
с. Сортобе, Кордайский район, Жамбылская область, Казахстан
Тема урока Состав и функции крови. Форменные элементы крови: эритроциты,
лейкоциты, тромбоциты.
Цели
обучения,
которые
достигаются
на данном
уроке
8.1.3.1 описывать состав и функции крови
Цели урока Учащиеся могут:
определить составные компоненты крови;
описать характерные особенности составных элементов крови;
определить функции крови в организме.
Критерии
оценивания
- Определены составные компоненты крови.
- Описаны характерные особенности составных элементов крови.
- Определены функции крови в организме.
Языковые
цели
Учащиеся могут:
создать аннотированную схему кровяной клетки, где заметки показывают связь
между структурой и функцией (навыки письма)
Предметная лексика и терминология
оксигемоглобин, плазма, тромбоцит, эритроцит, красная кровяная клетка, белая
кровяная клетка, лейкоцит, иммунитет, кровь.
Серия полезных фраз для диалога/письма
Эритроциты содержат гемоглобиндля ….
Лейкоциты образуют…
Лейкоциты имеют Х, а красные кровяные клетки не имеют.
Привитие
ценностей
Данный урок направлен на развитие ценностей академической честности,
сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства.
Привитие ценностей осуществляется посредством установления правил работы в
группе, оказания поддержки менее способным учащимся
Межпредметн
ые связи
Связь с физикой при обсуждении роли площади поверхности относительно
переноса веществ, понимание диффузии и осмоса в процессе дыхания. Связь с
химией при изучении роли воды, как растворителя, молекулярной структура
воды, изучение содержания солей в крови.
Предваритель
ные знания
Учащиеся знают структуру сердца и кровеносных сосудов, а также значение
системы кровообращения. Учащиеся умеют описывать типы кровеносной
системы, строение сердца и кровеносных сосудов у животных, могут
устанавливать взаимосвязь между строением стенок сосудов и их функциями,
описывать причины и симптомы болезней кровеносной системы. Активизация
уже имеющихся знаний осуществляется через групповую работу, в процессе
которой учащиеся объясняют роль крови при взаимодействии с лимфой и
межтканевой жидкостью.
Ход урока
Запланиро
ван-ные
этапы
урока
Запланированная деятельность на уроке Ресурсы и
деят-ть учащ.
Начало
урока
- Взаимное приветствие. Психологическая установка
учащихся на предстоящую работу.
- Здравствуйте ребята, я очень рада вас приветствовать. Поднимите
руки, кто пришёл на урок с хорошим настроением. А кто
испытывает другие чувства? - Надеюсь, что в течение нашего урока у вас появится хорошее
настроение.
- Проверка готовности к уроку.
- Раздача оценочных листов (самооценивания, работы в
группе)
Ученики
приветствуют,
участвуют в
тренинге (2
мин)
Создание
коллаборат
ивной
среды
- Деление на группы
На столе лежат пазлы, вам необходимо их собрать.
- Итак у нас сформировалось 3 группы. Какие?
( эритроциты, лейкоциты, тромбоциты) - Скажите, к чему они имеют отношение?
(Вопрос подводит учащихся к формулированию новой темы).
Учащиеся
собирают,
формируют
3группы и
рассаживаются.
Ответ: к крови,
они входят в её
состав.
Определен
ие темы,
цели и
задач урока
-Ставлю вопрос, как вы думаете, чем мы будем сегодня
заниматься?
Объявляю тему урока: «Состав крови» (слайд3)
Предлагаю детям определить цели и задачи урока.
Цель нашего урока: познакомиться с составом крови, с её
форменными элементами, с их строением и функциями.
Запись темы
урока в
тетрадь,
совместная
постановка
целей.
Актуализац
ия знаний.
–
Наш урок посвящён удивительной жидкости, самой главной из
компонентов внутренней среды, которую философы Древней
Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы,
её приносили в жертву богам. Название этой чудесной жидкости –
кровь(слайд 4)
-К какому типу ткани относится кровь организма человека?
(соединительная ткань).
- Вытекает ли кровь в полость тела? (нет, она замкнуто движется
внутри сосудов). - Как вы думаете, сколько в среднем во взрослом человеке может
находиться крови?
Если ваш вес 55 кг, то и крови примерно 5 л. А вообще, в среднем,
человек имеет от 5 до 6,5л. крови. - Что, же такое кровь? Найдите в своих учебниках определение
“кровь” и запишите в своих тетрадях.
- Демонстрация видеоролика « Кровь» – Что
узнали? Как вы думаете, изучение строения крови поможет ли вам
в дальнейшей жизни?
Отвечают на
поставленные
вопросы.
учащиеся
записывают
определение
крови в
тетрадь.
Смотрят,
комментируют
Середина
урока
Демонстра
ция
презентаци
и.
1.Работа в группах
Характеристика форменных элементов крови
- Ну, а теперь изучим подробнее строение и функции элементов
крови. У вас на столах лежит текст, который вам необходимо
изучить. На основе этого текста, вам необходимо будет:
1) отобразить на постерах (рисунок, схематично) основную
функцию эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов.
2) разыграть этот процесс.
3) заполнить таблицу на столе.
а)1группа – эритроциты (перенос кислорода)
б) 2группа – лейкоциты (фагоцитоз)
в) 3группа – тромбоциты (процесс свёртывания крови)
г) Плазма – кластер, схема строения плазмы крови
(работа в паре 2 ученика готовят сообщение)
2.Презентация работ.
(Защита работ подкрепляется слайдами 5, 6, 7) - Пока группа ребят выступает, 2 другие группы на основе
полученной информации попутно заполняют таблицу.
Клетки крови и их функции (заполнить таблицу)
Название
клетки
крови
Кол-
во в 1
мм 3
Место
образо
вания
Срок
жизни
клетки
Место
разруше
ния
Функц
ии
Эритроциты
Лейкоциты
Тромбоциты
Критерии оценивания:
- Определены основные функции крови в организме человека.
- Приведены примеры значения функций крови в организме
человека.
Изучают текст
Работают с
постером
Защита
презентаций.
учащиеся
класса
записывают в
тетрадь важные
на их взгляд
моменты из
сообщения.
В группах
заполняется
таблица.
Используют
критерии
Выходят
следующие
группы
Оценивают,
Молодцы! С эритроцитами мы разобрались. Сейчас вернемся к
изучению клеток крови и на очереди у нас лейкоциты и
тромбоциты.
3.Взаимооценивание работы групп.
Каждая группа поднимает разноцветные жетоны, оценивая группу
соперников, и ставит оценку в лист оценивания
( прилож 1)
Критерии на доске
Красный жетон – « 5»
Зелёный жетон – «4»
Жёлтый жетон – «3»
4.Составление синквейна в группах со словами других групп
(эритроциты, лейкоциты, тромбоциты)
2.Подведение итогов работы в группе
Подсчёт балов по группам
комментируют
Конец
урока
- Тесты
1.Что составляет основную часть плазмы?
д) вода
е) углеводы
и) жиры
л) белки
р) минеральные соли
2.Как называются мелкие кровяные пластинки, участвующие в
свертывании крови?
д) эритроциты
е) лимфоциты
и) тромбоциты
л) лейкоциты
р) ферменты
3.Какие клетки крови участвуют в переносе кислорода к органам и
тканям?
д) эритроциты
е) лейкоциты
и) тромбоциты
л) лимфоциты
р) фагоциты
4.Межклеточным веществом крови является:
д) лимфа
е) плазма
и) тканевая жидкость
л) вода
р) кровь
5.Как называются клетки, способные вырабатывать антитела?
е) фагоциты
и) эритроциты
л) тромбоциты
р) лимфоциты
4.Взаимопроверка в парах
Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте тесты, используя
критерии поставьте оценку товарищу
Ребята
составляют в
группах и
зачитывают.
Сверяют
ответы с доски.
(ответы на доске)
5.Ответы:
1- Л
2- И
3- Д
4- Е
5- Р
- Поставьте оценку пять тем, у кого получилось слово «Лидер»
- Ребята, кто является лидером нашей страны?
- А какой праздник в Казахстане приближается?
Ответы:
Н.А.Назарбаев
День
Независимости
.
Рефлексия
урока
1.Оцени своё участие в работе группы и объективно ответь на
следующие вопросы.
Ф. И.____________________________
Критерии Отлично Хорошо Среднее Требует
улучшение
Я понял задания
Моя активность
в группе
Я был полезен в
команде
Я был (в какой
роли)
Подведи итоги своей работы сегодня и поставь оценку_
Над чем следует поработать?_______
Понравился ли вам урок? __
- Обратите внимание на калейдоскоп эмоций, выберите эмоцию,
которая соответствует вашему состоянию, и подарите этому
ребёнку стикер.
Оценивают
результат своей
деятельности.
Приложение №4
Для самооценки своей работы на
уроке
Крепят
стикеры на
доску.
Домашнее
задание
На «3»- прочитать параграф.
На «4»- прочитать параграф 21. Стр.101 ответить на вопросы.
На «5»- прочитать параграф 21. Стр.101 ответить на вопросы, написать
ЭССе на тему: «Значение крови в жизни человека»
Запись (1мин)
Заметки
учителя