Как подросток справляется с проблемами
Мустафина Салтанат Елеусизовна
учитель русского языка и литературы
КГУ «Областная специализированная школа- интернат №2 для одаренных детей»
г. Нур-Султан, Казахстан
Класс: 9 Количество
присутствующих:
Количество
отсутствующих:
Цель обучения,
которые
необходимо
достичь на
данном уроке
9.1.1.1 понимать основную и детальную информацию
текста, высказывая критическое отношение к
услышанному;
9.3.5.1 писать разные виды эссе, в том числе
дискуссионное, рассматривая проблему с разных сторон
и предлагая пути решения;
9.4.4.1 использовать знаки препинания в простых,
простых осложненных и сложных предложениях.
Цели урока Все учащиеся:
отвечают на «тонкие» и «толстые» вопросы, высказывая
свое отношение к услышанному с помощью учителя;
пишут дискуссионное эссе, используя ключевые слова и
словосочетания, рассматривая проблему с разных сторон
и предлагая пути решения;
используют знаки препинания в сложных
предложениях.
Большинство:
отвечают на «тонкие» и «толстые» вопросы, используют
высказывания, выражая свою позицию при поддержке
одноклассников;
пишут дискуссионное эссе, используя цитату,
рассматривают проблему с разных сторон и предлагают
пути решения;
используют знаки препинания в сложных предложениях.
Некоторые учащиеся :
отвечают на «тонкие» и «толстые» вопросы, рассмотрят
проблему с разных сторон, предлагая пути решения;
пишут дискуссионное эссе, рассматривают информацию
из разных источников, используя информацию из
разных источников;
используют знаки препинания в сложных предложениях.
Языковая цель Учащиеся могут:
дать определение слову «авторитарный», «авторитарное»
воспитание;
понимать и использовать в своей речи фразы:
- я думаю..,
я полагаю…,
-на мой взгляд…
-я согласен (не согласен)…
расставлять знаки препинания в СПП с придаточными
определительными
Ключевые слова и фразы:
Подросток, проблемы, сосредоточены на мобильных
телефонах, решение проблем, привязан к друзьям,
влияние друзей.
Полезные фразы для диалога/письма
-Как сегодня живется вам, подросткам?
-Как к вам, современному подростку, относятся
окружающие?
-Согласны ли вы с тем, что современный подросток
менее приспособлен к жизни?
Предыдущее
обучение
Данный урок является шестым уроком раздела
«Подросток в современном мире». Урок построен на
знаниях и навыках, приобретенных учащимися на
предыдущих уроках. Активизация имеющихся знаний
учащихся будет достигнута через выполнение ряда
соответствующих заданий по целям обучения.
План
Планируем
ое время
Запланированные задания Ресурсы
Начало
урока
6 минут
I.Орг. момент
Приветствие учителя.
Психологический настрой
«Хорошее настроение».
Повернитесь друг к другу,
1 минута
посмотрите друг другу в глаза,
улыбнитесь друг другу, пожелайте
друг другу хорошего рабочего
настроения на уроке. Теперь
посмотрите на меня. Я тоже желаю
вам работать дружно, открыть что-
то новое.
Активизация
по приему «Прямой вопрос».
Объясняется тема урока. Дети
должны перечислить по три
доказательства, аргументирующих
важность и необходимость
изучения данной темы.
Учитель читает слова
древнегреческого философа
Сократа: «Они (подростки) сегодня
обожают роскошь, у них плохие
манеры и нет никакого уважения к
авторитетам, они вызывают
неуважение к старшим, склоняются
без дела и постоянно сплетничают.
Они все время спорят с
родителями, они постоянно
вмешиваются в разговоры и
привлекают к себе внимание…»
По приему «Мозговой штурм»
учащиеся отвечают на вопросы:
-Актуальны ли слова Сократа
сегодня?
-Как сегодня живется вам,
подросткам?
-Как к вам, современному
подростку, относятся
окружающие?
Учитель подводит к тому, что
сегодня тема урока не только о
подростках, но и его проблемах.
Деление на пары по приему
«Разноцветные стикеры»
Учащиеся встают в круг
и закрывают глаза. Учитель
Высказывание Сократа.
https://socratify.net/quotes/sokr
at/34657
7 минут
прикрепляет на спину каждому
цветной листочек. По команде
учителя все открывают глаза. После
чего все участники объединяются
в пары.
Работа по стратегии «Думай,
объединяйся , делись»
Учащиеся самостоятельно
отвечают на вопросы (Думай),
затем объединяют свои идеи и
ответы с партнером(Объединяйся,
обсуди), потом обсуждение идет
между парами. (Делись).
Задание 1.
1.Прослушайте текст. Выпишите
ключевые слова по прослушанному
тексту. Ответьте на вопросы:
- Определите основную мысль
текста.
2.Какие конфликты с родителями
могут быть у подростков?
3.Как интернет- общение влияет на
подростков?
4.Почему подросток чувствует
одиночество в семье?
5.Что такое авторитарное
воспитание?
5.Составьте план на основе
улышанного текста.
6.Согласны ли вы с тем, что
современный подросток менее
приспособлен к жизни? Выразите
свою точку зрения.
Взаимооценивание по
дескриптору между парами
Критерии
оценивания:
Понимают
Определяет ключевые
слова
Определяет основную
мысль
Отвечает на вопрос
Текст
транскрипт
https://psychologyjournal.ru/pub
lic/problemy-podrostkov/
Дескриптор
основную и
детальную
информацию
текста,
высказывая
критическое
отношение к
услышанному
«Какие конфликты с
родителями могут быть у
подростков?»
Отвечает на вопрос
«Почему подросток
чувствует одиночество в
семье?»
Отвечает на вопрос «Что
такое авторитарное
воспитание?»
Составляет простой план.
Отвечает на вопрос
«Согласны ли вы с тем,
что современный
подросток менее
приспособлен к жизни?»,
выражая свою току
зрения.
Середина
урока
1 минута Деление на 3 группы по приему
«Мозаика» .
Учащимся выдаются части
высказываний, каждый находит
свою часть , объединяются по
высказываниям в группы для
дальнейшее совместной работы.
Пазлы 3-ёх
высказываний
1.Подростки не очень-
то изменились. Они по-
прежнему растут,
взрослеют, уходят из
дома и женятся, –
только не обязательно в
этом порядке.
2.У детей нет ни
прошлого, ни будущего,
зато, в отличие от нас,
взрослых, они умеют
пользоваться
настоящим.
Жан Лабрюйер
3.Юноша становится
взрослым, когда он
наконец понимает, что
взрослых не
существует.
Жильбер Сесброн
8 минут Задание 2.
- Ответьте на вопрос по формуле
ПОПС «Согласны ли вы со
следующим утверждением
«Современные технологии
негативно влияют на подростков?»
По стратегии « Тур по галерее»,
где вывешиваются работы групп
на доске. Каждая группа отдает
свой голос за наиболее удачный
ответ. Таким образом, можно
определить, какая группа дала
лучший ответ.
А.Группа отвечает на вопрос,
используя опорные слова и
словосочетания.
(Контролировать деятельность,
раздражительность, игнорирует
правила, физические и
эмоциональные изменения,
независимость, проблемы)
В.Группа отвечает на вопрос,
опираясь на ключевые
высказывания.
( Подростки жалуются, что им
совершенно нечего делать, а потом
уходят и до самой ночи с
увлечением совершенно ничего не
делают» (Боб Филлипс)
«Ребенок, с которым труднее всего
управиться,- именно тот, которым
впоследствии мы больше всего
гордимся» (Миньон Маклофлин)
«Подросток-существо, превосходно
осведомленное обо всем том, чему
его не учили в школе» (Марсилин
Кокс)
С.Группа отвечает на вопрос,
используя разные источники.
Взаимооценивание по стратегии
« Сэндвич похвалы»
1слой-позитивный комментарий,
что понравилось;
Схема ПОПС –формулы
опорные слова,
высказывания, картинки
2 слой- конструктивная критика,
что нужно улучшить и как это
сделать;
3 слой- позитивный комментарий на
будущее со словами: мне
понравилось, но в следующий раз…
Конец
урока
15 минут
Работа по стратегии «Я-ТЫ-МЫ»
Учащиеся самостоятельно пишут
эссе, затем зачитывают сою работу,
обсуждают эссе в группе,
корректируется работа, выбирают
лучшую работу и выступающего,
который презентует эссе от группы.
Задание 3.
Написать дискуссионное эссе на
тему «Что выбирает новое
поколение?» Работа выполняется
индивидуально, но в группах по
уровням. Затем по кругу в группе
каждый читает свое эссе,
выбирается одно лучшее и
презентуется одно эссе от группы.
Учитель комментирует ответы
учащихся, дает обратную связь.
А.Напишите эссе, используя
ключевые слова.
(Проблема, саморазвитие,
раздражительность, провоцируют
слова, тревожный признак,
усложняют общение, обратиться
за помощью, влияние друзей,
критика, одеваться неподобающим
образом)
В.Напишите эссе, используя цитату
«Сначала мы образуем технологии,
потом эти технологии нас изменят»
Уильям Фетер.
С. Напишите эссе, рассмотрите
проблему с разных сторон и
предлагая свой путь решения.
Опорные слова,
Цитата,
Дескриптор на каждую
группу
Самооценивание по
дескрипторам.
Затем оценивание учителем по
дескрипторам к следующему
уроку.
Дескриптор
Критер
ии
оценива
ния
Пишут
дискусс
ионное
эссе,
рассмат
ривая
пробле
му с
разных
сторон
и
предлаг
ая пути
решени
я
Объём 150-200 слов
Использует ключевые
слова, цитату
Соответствие темы
Четкое и ясное
изложение
Подходящая лексика
Выдержана структура
эссе
есть вступление
Присутствует основная
часть
Присутствует
заключение
Логичность текста
Рассматривает
проблему с разных
сторон
Предлагает свой путь
решения
Приводит аргументы
Употребляет СПП с
придаточными
определительными
Расставляет знаки
препинания
в СПП с
придаточными
определительными
В конце урока учитель собирает
работы учащихся и проверяет к
следующему уроку.
Рефлексия по стратегии «3-ёх
минутная пауза».
В конце урока учащиеся заполняют
Схема рефлексии
лист рефлексии. Продолжить фразу
подходящую к его ощущениям.
Я понял…
Я узнал..
После урока мне захотелось..
Было интересно…
Было трудно…
Домашнее задание.
Составить синквейн к слову
«Подросток»
Дополнительная информация
Дифференциац
ияКак вы
планируете
поддерживать
учащихся
Оценивание
Как вы планируете
увидеть
приобретенные
знания учащихся
Межпредметные связи
Соблюдение СанПиН
ИКТ компетентность
Связи с ценностями
Дифференциаци
я может быть
выражена в
подборе заданий,
в ожидаемом
результате от
конкретного
ученика, в
оказании
индивидуальной
поддержке
учащемуся с
учетом
индивидуальны
х способностей
учащихся.
Дифференциаци
я может быть
использована на
любом этапе
урока с учетом
рационального
использования
времени.
Взаимооценивание по
дескриптору,
Взаимооценивание по
стратегии «Сэндвич
похвалы»,
Самооценивание по
дескриптору,
Оценивание словесное
учителем выполненных
работ(эссе) на основе
дескрипторов
.
Здоровьесберегающие
технологии
Активные виды деятельности
Приложение 1.
Транскрипт https://socratify.net/quotes/sokrat/34657
Древнегреческий философ Сократ сказал: «Они (подростки) сегодня
обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к
авторитетам, они вызывают неуважение к старшим, склоняются без дела и
постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно
вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание…»
Приложение 2
Текст
Транскрипт.
https://psychologyjournal.ru/public/problemy-podrostkov/
Большинство подростков постоянно сосредоточены на мобильных
телефонах и текстовых сообщениях, для них это способ оставаться всегда на
связи со своими друзьями. Тем не менее это не должно мешать другим
аспектам их жизни, таких как учебе, помощи по дому и саморазвитию.
Некоторые родители устанавливают компьютеры в общих комнатах дома,
чтобы иметь возможность контролировать деятельность; другие
устанавливают временные ограничения на использование устройств. Помимо
этого можно устанавливать ограничение на различные сайты и программы с
нежелательным содержимым.
Родители могут и не заметить, когда их ласковое чадо превратилось в
раздражительного подростка, который ведет себя неуважительно, говорит по-
хамски, закатывает глаза и игнорирует правила. Большую часть юности
молодежь учится собственным моделям поведения, которые бы были
отличными от поведения родителей.
Любые слова провоцируют подростка на раздражение и ярость,
заставляют кричать, плакать, топать ногами и убегать в другую комнату.
Зачастую это является результатом физических и эмоциональных изменений,
которые переживает ребенок. Однако это серьезно усложняет общение с
ним. Есть много причин, по которым подросток может не говорить вам
правды. Например, желание скрыть некоторые факты от родителей как
способ добиться большей независимости. Когда ваш ребенок скрывает
детали своей жизни, это может быть тревожным признаком того, что он
попал в нехорошую компанию и занимается нечестными делами.
Также это может означать, что подросток не обратится к вам за помощью,
если будет в ней нуждаться. Необходимо понять, какие именно проблемы
скрывает подросток. В случае безуспешных попыток имеет смысл обратиться
за помощью к психологу.
Подростки часто испытывают пределы, и зачастую намеренно нарушают
установленный комендантский час. Прежде чем устраивать скандал,
попытайтесь выяснить, действительно ли комендантский час, установленный
родителями его друзей, значительно позже вашего.
Если вы беспокоитесь о том, что ваш подросток занимается опасными
занятиями, то убедитесь, что вы предупредили его о последствиях и
способны проконтролировать соблюдение правил, чтобы сломать
зарождающуюся опасную привычку.
Вам может показаться, что некоторые друзья вашего подростка
одеваются неподобающим образом и оказывают на него плохое влияние,
однако, это не всегда является поводом для тревоги. Подросток может быть
очень привязан к друзьям, и любая критика в их адрес будет восприниматься
остро, как личная критика. Поэтому зачастую лучше не высказывать свое
мнение слишком резко.
Конечно, если вы беспокоитесь о том, что ваш ребенок принимает
наркотики или занимается другими опасными занятиями, важно вовремя
вмешаться. Семейная терапия может помочь найти решения для устранения
плохого влияния друзей.
Приложение 3.
Дескриптор для работы в паре
Критерии
оценивания:
Понимают основную и
детальную
информацию текста,
высказывая
критическое
отношение к
услышанному
Определяет ключевые слова
Определяет основную мысль
Отвечает на вопрос «Какие конфликты с
родителями могут быть у подростков?»
Отвечает на вопрос «Почему подросток
чувствует одиночество в семье?»
Отвечает на вопрос «Что такое авторитарное
воспитание?»
Составляет простой план.
Отвечает на вопрос «Согласны ли вы с тем,
что современный подросток менее
приспособлен к жизни?», выражая свою току
зрения.
Приложение 4.
1.Подростки не очень-то изменились. Они по-прежнему растут, взрослеют,
уходят из дома и женятся, – только не обязательно в этом порядке.
2.У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато, в отличие от нас, взрослых,
они умеют пользоваться настоящим.
Жан Лабрюйер
3.Юноша становится взрослым, когда он наконец понимает, что взрослых
не существует.
Жильбер Сесброн
Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 7.
(Контролировать деятельность, раздражительность, игнорирует правила,
физические и эмоциональные изменения, независимость, проблемы)
Приложение 8.
Подростки жалуются, что им совершенно нечего делать, а потом
уходят и до самой ночи с увлечением совершенно ничего не делают» (Боб
Филлипс)
«Ребенок, с которым труднее всего управиться,- именно тот, которым
впоследствии мы больше всего гордимся» (Миньон Маклофлин)
«Подросток-существо, превосходно осведомленное обо всем том, чему
его не учили в школе» (Марсилин Кокс)
Приложение 9.
Проблема, саморазвитие, раздражительность, провоцируют слова,
тревожный признак, усложняют общение, обратиться за помощью, влияние
друзей, критика, одеваться неподобающим образом.
Приложение 10.
Цитату «Сначала мы образуем технологии, потом эти технологии нас
изменят» Уильям Фетер
Приложение 11.
Дескриптор для проверки эссе
Критерии
оценивания
Пишут
дискуссионное
эссе,
рассматривая
проблему с
разных сторон
и предлагая
пути решения
Объём 150-200 слов
Использует ключевые слова, цитату
Соответствие темы
Четкое и ясное изложение
Подходящая лексика
Выдержана структура эссе
Присутствует вступление
Присутствует основная часть
Присутствует заключение
Логичность текста
Рассматривает проблему с разных сторон
Предлагает свой путь решения
Приводит аргументы
Употребляет СПП с придаточными
определительными
Расставляет знаки препинания
в СПП с придаточными определительными
Приложение 12.
Рефлексия
Я понял…
Я узнал..
После урока мне захотелось..
Было интересно…
Было трудно…