Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Адаптация первоклассников к обучению в школе

Кривцова Татьяна Генадеевна
Учитель начальных классов
КГУ «Средняя школа с дошкольным мини–центром им. Д. Конаева»
с. Коктал, Панфиловский район, Алматинская область, Казахстан

«Школа семейного воспитания»
Адаптация первоклассников к обучению в школе.
Родительское собрание на тему :«Родителям первоклассника»

Цель родительского собрания: научить родителей понимать свои
родительские права и обязанности, уметь их правильно применять в общении
со своими детьми.
Форма проведения: информационно-аналитическая беседа с элементами
ситуативного практикума.
Участники: классный руководитель, родители, педагог-психолог.

Ход работы с родителями

1.Деление на группы
Психологический натрой родителей на тему: « Адаптация
первоклассников к обучению в школе»
2.Вступительное слово.

  1. Памятка для родителей
    4.Работа с постером , защита постера
    5.Ролик «Берегите своих детей»
    6.Обратная связь «Написание пожеланий на сердечках »

Ход родительского собрания
В начале родительского собрания родители вытаскивают полоски разных
цветов (цветовую гамму: красный, желтый, зеленый и синий)
Каждый родитель садится с полоской за стол такого цвета который он
выбрал, получается 4 группы
Затем провожу психологический натрой родителей на тему: « Адаптация
первоклассников к обучению в школе» сопровождающий музыкальной
минуткой.
Вступительное слово учителя:
Я рада встрече с вами. Спасибо Вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это
означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а

она действительно заслуживает внимания.

Будет ли школьная жизнь наших детей радостной или, наоборот, омрачится
неудачами, плохим самочувствием, во многом зависит от нас, взрослых.
Ваши дети проучились в школе 4 недели.
Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их
адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.
Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный
уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям: ребёнок
становится учеником, т.е. участником учебной деятельности, которая требует
большого напряжения сил, воли, интеллекта. В школе к ребёнку
предъявляются новые требования: внимательно слушать, не отвлекаться на
уроках, уметь подчиняться установленным правилам и порядку. Появляются
новые требования и со стороны родителей: изменение режима дня,
проявление самостоятельности в поведении, выполнение определённых
поручений по самообслуживанию. Предъявляют свои требования даже
сверстники. Ребёнок начинает волноваться и пытается продумать ситуацию:
сможет ли он учиться как все, будут ли дружить с ним ребята в классе, не
будут ли его обижать.),новой деятельности, незнакомым взрослым и
сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с
нарушениями физического и психологического здоровья.
Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая
адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (их
обычно 50-60 %) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев
обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу,
ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей,
благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение,
активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без
видимого напряжения выполнять требования учителя.
Другим детям (их примерно 30 %) требуется больше времени для
привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого
полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют

требование учителя, часто выясняют отношения со сверстниками
неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих
детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.
И, наконец, в каждом классе есть примерно 10 % детей, у которых к
значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности
болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети
отличаются негативными формами поведения, устойчивыми
отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто
именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую
реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают
проводить урок и пр.
Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели
обучения. Это период так называемой “острой” адаптации. В это время не
следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период обучения
должен начинаться после “острого” периода адаптации. Пожалуйста, дорогие
родители, не переусердствуйте в выполнении домашних заданий. Дети в
возрасте 6-7 лет должны заниматься не более получаса, далее нужно делать
перерыв не менее 15 минут. Количество не всегда переходит в качество!
Кроме того, длительным написанием палочек и крючочков можно надолго
отбить охоту к учебе.
Дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные
качества.
Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех
направлениях:
• организация режима дня;
• контроль за выполнением домашних заданий;
• приучение детей к самостоятельности.

  1. Организация режима дня.
    Для успешной адаптации следует научить ребенка соблюдать режим дня.
    Утро. Ребенку необходимо умыться, одеться, убрать самостоятельно свою
    постель. Эти умения должны быть сформированы до того, как ребенок
    пойдет в школу. Необходимо обойтись без излишней спешки и нервозности,
    одергивания и покрикивания на детей.
    Дорога в школу. Лучше использовать путь до школы для неторопливой
    прогулки перед уроками, поэтому из дома следует выходить заранее.
    Занятия в школе. Дорога домой из школы. Нужно сделать обязательным
    требование: после школы – сразу домой.
    Переодевание после школы.
    Обед. Свободное время. Возможно, его использовать на сон, выполнение
    посильной работы по дому, которая должна контролироваться взрослыми.
    Здесь стоит прислушаться к советам врачей:
  • не менее 3х часов должно отводиться на прогулку и подвижные игры,
  • 30-40 мин. на посильную работу по дому,
  • 1 час на самообслуживание,
  • оставшееся время – на кружки, секции и другие учреждения
    дополнительного занятия.
    Вечером. Следует отвести время на общение с ребенком, продолжительному
    просмотру детских познавательных передач по телевизору или работе на
    компьютере.
    Подготовка ко сну. Ночной сон.
    Организация режима дня позволяет ребенку:
    • легче справиться с учебной нагрузкой;
    • защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье. У
    20% школьников плохое здоровье – причина неуспеваемости. Поэтому
    приучайте детей к соблюдению режима дня; рациональному питанию;
    добивайтесь, чтобы по утрам ребенок выполнял утреннюю гимнастику;
    занимался спортом; бывал на свежем воздухе не менее 3,5 часа. Точный
    распорядок занятий – это основа любого труда. Необходимо включать в
    режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба,
    мытье посуды, вынос мусора и т.д.). Их может быть немного, но нужно,
    чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким
    обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи,
    вымыл посуду и т.д. Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было
    включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время.
    Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает
    навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач. Хорошо,
    если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок (рассказ, сказку).
    При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно
    произнесенные слова. Таким образом, дети будут учиться выражать свои
    мысли.
    2-е направление помощи — контроль за выполнением домашних
    заданий. Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и
    не ограничиваться вопросами: – какие отметки? – выполнил ли уроки? После
    утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не
    проконтролировав детей. Некоторые родители не контролируют детей
    вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не
    усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы
    начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной
    пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей.
    Ему становится не интересно на уроке, он не пытается умственно работать, а
    нежелание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается
    интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться.
    Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном
    случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом
    будет просто невозможно. То есть контроль должен быть постоянным,
    каждодневным, особенно в начальной школе. Как можно больше
    требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен
    быть ненавязчивым и тактичным. На первых порах маленький ученик
    нуждается в вашей помощи, в том, чтобы и напомнить ему об уроках и даже,

может быть посидеть рядом с ним, пока он их сделает. Эти первые его
школьные шаги необычайно важны: от них зависит, может быть, вся его
школьная жизнь. Очень важно контролировать не конечный продукт их
труда, а сам процесс. То есть важно не просто проконтролировать результат
работы, а проконтролировать, как ребенок выполнял эту работу, помочь
преодолеть трудности в работе. Хорошо если бы вы интересовались;
• что изучал ребенок сегодня в школе;
• как он понял материал;
• как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял.
При работе с детьми важно не натаскивать их в отдельных умениях и
навыках, а учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать,
обращаясь к вам за советом и помощью. Контроль – это организация помощи
для ликвидации каких-то пробелов, трудностей. Для младших школьников
характерно, что они сначала что-то делают, а потом думают. Поэтому
необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы. Если на
первых порах вы сидите рядом с ребенком, вы должны приободрить его: “Не
торопись, детка. Смотри, какая хорошая буква получилась. Ну-ка еще одну
постарайся, чтобы еще лучше вышло”. Это, конечно, поможет ему в нелегкой
работе, даже просто сделает ее веселее. Если вы будете раздражаться, если
каждая помарка будет выводить вас из себя, ребенок возненавидит эти
совместные занятия. Поэтому наберитесь терпения и не нервничайте. Но
если уж очень плохо ребенок выполнил задание, то надо, чтобы он переделал
его на листочке и вложил в тетрадь, не для оценки, а для того, чтобы
учительница видела, что ребенок старался, и с уважением отнеслась к его
труду. Одна из главных задач “сидения” рядом с сыном или дочерью –
следить за тем, чтобы они ни в коем случае не отвлекались во время работы,
и этого можно добиться даже от самого несобранного ребенка, если сидящие
рядом мама или папа вежливо и спокойно будут возвращать его к работе.
Труднее всего даются нашим детям навыки письма. Здесь вас можно
успокоить, что в наш век каллиграфическое письмо не самое главное и что
если ваш ребенок владеет речью, то, в конце концов, пусть пишет не так уж
красиво, и не надо его за это терзать. Важно приучить его писать чисто,
соблюдая поля, обязательно без помарок.
3-е направление помощи — приучение к самостоятельности. При
проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок
найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении
домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются
думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы
“заставить” работать за себя. Учите детей выделять учебную задачу, т.е.
ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями должен
овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Выделяя каждый раз
учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы
способствуем тому, чтобы ребенок научился сам видеть ее и в новом
материале, и в том, который еще только подлежит усвоению. Поэтому,
оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-

таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня
трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать,
как вообще надо преодолевать трудности в учении и приучать ребят ко все
большей и большей самостоятельности.
Послушайте известную Вам сказку на психологический лад.
(Заповеди написаны на доске и открываются по ходу чтения сказки)
Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко на
старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По
сусекам помели, по коробу поскребли, и получился них колобок.
Первая заповедь: Осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.
По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок.
Поставили они его на подоконник остужаться.
Вторая заповедь: Не оставляй маленьких детей без присмотра.
Покатился колобок дальше по дорожке и встретил там сначала зайку, потом
медведя, потом волка.
Третья заповедь: Научите ребёнка общаться с окружающим миром.
Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.
Заповедь четвёртая: Научите ребёнка распознавать добро и зло, истинные
намерения людей.
Съела лиса колобка.
Заповедь пятая: Научите ребёнка самостоятельно с честью и достоинством,
без ущерба для жизни, выходить из сложных жизненных ситуаций.
Вот такая всем известная сказка у нас с Вами получилась.
Большинство школьных проблем решаются просто – если ребенок научится с
первых дней правильно распределять свое время, даже правильно собирать
портфель…
 Новенький школьный портфель или рюкзак требует особого отношения.
 Самое замечательное свойство портфеля – он открывается. Портфель – это
вместилище вещей наподобие горшочка из-под меда, который Винни-Пух
подарил на день рождения ослику Иа. Малышу теперь надо собирать его
каждый день, и он должен научиться делать это самостоятельно.
Урок № 1: главное положительное качество школьных вещей –
ограниченность их возможностей. Пенал должен быть прост в обращении и
компактен, чтобы не занимать половину рабочей поверхности парты. В нем
могут лежать две синие ручки (одна запасная), два простых карандаша,
ластик (размером не больше кусочка сахара) и два цветных карандаша –
красный и синий. Все остальные богатства в виде набора фломастеров или
карандашей двадцати оттенков должны покоиться в отдельном футляре и
доставаться только в случае необходимости. 
Урок № 2. В портфель не стоит класть сотовый телефон. Эту рекомендацию
можно распространить и на любые дорогие вещи. Всякая вещь в школе
может потеряться, забыться или быть украденной. В случае крайней
необходимости можно всегда позвонить из канцелярии или из учительской. 

Урок № 3. Игрушкам без разрешения взрослых в портфеле делать нечего.
Лучше, чтобы дети вообще не брали с собой в школу ни машинок, ни кукол,
ни роботов. Всегда существует опасность, что они будут использованы не
только на перемене для обмена и завоевания симпатий одноклассников, а
будут отвлекать ребенка и на уроке. А это чревато осложнениями отношений
с учителем и потерей игрушки. 
Я попрошу взять приготовленные для Вас небольшие памятки.
Памятка для родителей
1) Условия успешности обучения в школе: здоровье, кругозор,
психологическая готовность, адекватная самооценка, познавательный мотив,
желание учиться.
2) Предпосылки сформированности учебной деятельности: ориентация на
систему правил в работе, умение слушать, выполнять инструкцию взрослого,
умение работать по образцу.
3) Положительную мотивацию вашему ребёнку создадут: ваше спокойное и
радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к
успехам ребёнка, оптимистичные рассказы о школе, отсутствие страха
ребёнка перед возможной ошибкой, развитый познавательный интерес к
окружающему миру.
К окончанию начальной школы ребёнок должен хотеть и уметь учиться.
А теперь тренинг уважаемые родители

Задание такое всем
Постер нарисовать и защитить: «РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА»»

-ЧТО ВЫ СЧИТАЕТЕ ВАЖНЫМ НА ДАННЫЙ МОМЕНТ
ЗАЩИТА ПОСТЕРА

Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире!
Желаем Вам всего доброго!

Просмотреть ролик «Берегите своих детей»

Для заказа пишите в WhatsApp

+7 776 987 0729

Либо отправьте заявку с сайта (Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *