Основания. Лабораторный опыт №8 «Изучение свойств оснований»
Смужинская Елена Александровна
Учитель химии и биологии
КГУ Асановская средняя школа
с. Асаново, Северо-Казахстанская область, Казахстан
На изучение данной темы отводится два часа.
Урок № 1
План урока
Раздел долгосрочного плана:8.4А Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь | Школа: КГУ Асановская средняя школа | |||
Дата: | ФИО учителя: Смужинская Е.А. | |||
Класс: 8 класс | Количество присутствующих: отсутствующих: | |||
Тема урока | Основания. Лабораторный опыт № 8 «Изучение свойств оснований» | |||
Тип урока | Изучение новой темы | |||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 8.3.4.9 -знать и понимать классификацию, свойства оснований и составлять уравнения реакций характеризующие их химические свойства | |||
Цели урока | Все учащиеся смогут: – знать определение оснований – знать классификацию оснований – знать физические и химические свойства оснований Большинство учащихся смогут: – понимать различие в способах получения растворимых и не растворимых оснований – понимать различие в химических свойствах растворимых и нерастворимых оснований Некоторые учащиеся смогут: – уметь составлять формулы оснований по соответствующим им оксидам – уметь на практике осуществлять химические реакции, характерные для оснований | |||
Критерии оценивания | – знает классификацию оснований; – составляет уравнения химических реакций, подтверждающие химические свойства оснований | |||
Языковые цели | Предметная лексика и терминология: основание, щелочь, кислота, основные оксиды, кислотные оксиды, кислые соли, основные соли, средние соли получение, определение, указанные изменения Серия полезных фраз для диалога/письма: Основание взаимодействует ….. Растворимое основание называется ….. | |||
Привитие ценностей | Глобальное гражданство: – Критическое и творческое мышление; – Уверенность в себе и навыки рефлексии Сотрудничество, уважение, открытость, толерантность | |||
Межпредметные связи | Физика, бология | |||
Навыки использования ИКТ | Использование интерактивной доски | |||
Предварительные знания | 8.2.В Стехиометрические расчеты 8.3С Растворы и растворимость 8.2А Количество вещества 8.1В Формулы веществ и уравнения химических реакций | |||
Ход урока | ||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | ||
Начало урока 0-5 мин | Приветствие. Отметка отсутствующих. Ситуация успеха. -Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов! Посмотрите на вещества представленные на слайде. NaOH Cu(OH)2 KOH Fe(OH)3 Al (OH)3 Что общего между представленными веществами?Чем эти вещества отличаются друг от друга?Можно ли эти вещества отнести к одному классу соединений?Как называются вещества в состав которых входит – ОН группа?Сформулируйте тему и цель урока | Презентация «Основания. Л.о. №8». Слайд 1 | ||
Середина урока 5-10 мин 10-15 мин 15-17 мин 17-25 мин 25-32 мин | – Сегодня на уроке мы должны изучить новый класс веществ – основания. Для этого рассмотрите формулы веществ, находящиеся на доске:SO2, Cu(OH)2, Na2O, NaCl, H2SO4, NaOH, CuS, Al2O3, HCl, Al(OH)3, HNO3. Учащиеся в парах выписывают соединения в две колонки, 1-ая – бинарные соединения; 2-ая – оставшиеся. – Существуют сложные вещества, которые состоят из 3-х элементов: Ме и ОН – групп. Учитель просит на основании формул соединений (2-ая колонка) составить определение «основания». – А сколько гидроксильных групп присоединяет к себе металл? Для ответа на этот вопрос посмотрите на формулы, выписанные ранее. Учитель объясняет классификацию оснований по количеству гидроксогрупп и растворимости. Учащиеся записывают схемы и примеры в тетрадь. Далее учитель переходит к объяснению физических свойств оснований. Основания — это твердые вещества. Растворимые в воде основания называются щелочами. Однако большинство оснований в воде не растворяются. Чтобы выяснить растворимость оснований в воде ребята сейчас вы проведете лабораторные опыты, но прежде познакомимся с правилами ТБ. Щелочи – едкие вещества. Они разъедают кожу и ткани. Поэтому технические названия некоторых из них указывают на это свойство. Например: NаОН – едкий натр, КОН – едкий кали. Обращаться со щелочами нужно очень осторожно. Учитель знакомит с правилами техники безопасности при работе со щелочами. Учитель демонстрирует действие индикаторов на кислоты, затем используя те же индикаторы определяет среду мыла, моющего средства, раствора аммиака или щелочи. Заполняют таблицу вместе с учащимися. Попросит учащихся объяснить наблюдаемые изменения окраски индикаторов. Название индикатора Щелочная среда Нейтральная среда Кислая среда Лакмус Синяя Фиолетовая Красная Метиловый оранжевый Желтая Оранжевая Красно-розовая Фенолфталеин Малиновая Бесцветная Бесцветная – А изменится ли окраска индикатора в гидроксиде цинка? Учитель проводит эксперимент и учащиеся приходят к выводу, что в растворах щелочей индикаторы изменяют окраску, а в нерастворимых основаниях – нет. Учитель показывает демонстрационный опыт: взаимодействие гидроксида меди и гидроксида натрия с соляной кислотой. Раздает учащимся схему, которую им необходимо заполнить. ЩЕЛОЧИ НЕРАСТВОРИМЫЕ ОСНОВАНИЯ | Презентация «Основания. Л.о. №8». Слайд 2 Презентация «Основания. Л.о. №8». Слайд 3 Презентация «Основания. Л.о. №8». Слайд 4 Презентация «Основания. Л.о. №8». Слайд 5 Пробирки, раствор щелочь, кислота, индикаторы, пипетки Презентация «Основания. Л.о. №8». Слайд 6 | ||
Конец урока 32-37 мин 37-40 мин |
Подведение
итогов урока.
Предлагается
выполнить следующие задания самостоятельно:
1)
Классифицируйте следующие основания: Ca(OH)2, Cr(OH)3,
LiOH, Fe(OH)2 2) Составьте формулы гидроксидов и соответствующих оксидов: Sb(II), Bi(III), Rb 3) Выберите «лишнюю» формулу, объясните свой выбор: а) LiOH, Al(OH)3, Ca(OH)2 б) Cu(OH)2, Mg(OH)2, Al(OH)3 в) CuO, SO2, ZnO 4) Как опытным путем различить гидроксид цинка и калия. Рефлексия Прием «Три М» Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке. Домашнее задание. Все – Параграф 46 (стр. 162 – 164). Большинство – Параграф 46 (стр. 162 – 164). + стр. 164 №2 Некоторые – Параграф 46 (с. 162 – 164). + стр. 164 №2 + стр. 164 № 5 | Презентация «Основания. Л.о. №8». Слайд 7 Презентация «Основания. Л.о. №8». Слайд 8 Презентация «Основания. Л.о. №8». Слайд 9 | ||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение техники безопасности | |
Учитель внимательно смотрит за ходом урока, оказывает поддержку учащимся. Учащихся, которые быстрее справились с этим заданием можно привлечь к оказанию помощи одноклассникам. | Учитель оценивает успеваемость учащихся по качеству ответов на задания. | В помощь учащимся при изучении темы, использована презентация PowerPoint. Соблюдение правил техники безопасности при проведении химического эксперимента. | |
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? | Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. | ||