Метод детского экспериментирования как один из основных факторов развития детей дошкольного возраста
Темнова Галина Александровна
Воспитатель
ГККП Ясли/сад №4 «Березка»
г. Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан
Статья «Метод детского экспериментирования как один из основных факторов развития детей дошкольного возраста»
«Ребенок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовности прийти к нему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера»
Анатолий Шапиро
В настоящее время происходит переход школ к новым программам обучения. Это требует от дошкольных учреждений совершенствования учебно-воспитательного процесса. Важной проблемой является не только обучать детей, сообщать им определенную систему знаний, но и научить детей учиться, мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир. Главная особенность современного мира – его высокая динамичность. Наша повседневная жизнь требует от каждого из нас – и от взрослого, и от ребенка – проявления поисковой активности, на базе которой строится исследовательское поведение.
Мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе.
Актуальностью моей работы является развитие личности ребенка через развитие навыков исследовательского поведения.
Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Я считаю, что уже в дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых.
Поэтому, целью моей работы по теме «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» является формирование познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования».
Задачи:
1.Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
2.Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
3.Развивать поисково – познавательную деятельность детей как интеллектуально – личностное, творческое развитие.
4.Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
Экспериментирование – достаточно простой и интересный метод обучения детей. Ведь знания, добытые самостоятельно, всегда являются самыми прочными. А к тому же, опыты увлекают и заинтересовывают детей. Условия для простых опытов и экспериментов может создать взрослый, для этого не требуется больших затрат и усилий, только желание и умение не МЕШАТЬ детям получать свой собственный опыт!
Поэтому, рассматривая исследовательское обучение, как один из основных факторов развития детей я реализую взаимодействие основных составляющих образовательного процесса: единая система мониторинга, профессиональная компетентность, организация познавательно-исследовательской деятельности, развитие новых партнерских отношений ребенок – воспитатель – родитель, правильно организованная предметно-развивающая среда.
Для эффективного решения задач экологического воспитания я использую следующие формы и методы работы:
– наблюдение в природе;
– работа в уголке природы, включая огород на окне;
– опытно-экспериментальная деятельность в экологической лаборатории;
– работа в огороде, на клумбе;
– экскурсии по экологической тропе;
– занятия;
– дидактические игры;
– ознакомление с художественной литературой;
– участие в конкурсах;
– работа с родителями;
– методическая деятельность.
Свою работу я начала с построения предметно-развивающей среды, подбора литературы, создания библиотеки. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности оборудована «Детская научная лаборатория». В группе создан «Уголок экспериментирования».
В годовой план работы я включила: консультации для воспитателей, родителей, выступления на семинарах-практикумах.
На заседаниях творческой группы обсуждаются мои конспекты познавательных занятий с элементами экспериментирования. Вопросы, требующие серьезного внимания, выносятся на педагогический совет. Традиционным для меня стало проведение открытых познавательных занятий с элементами экспериментирования, которые помогают молодым специалистам в дальнейшей работе, способствуют распространению моего передового педагогического опыта.
Мои отношения с детьми строятся на основе партнерских отношений. Моя задача – научить детей удивляться природе, отзываться на ее красоту, восхищаться ее «разумом», учить правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частью природы.
Ожидаемые результаты: У детей сформируется познавательный интерес, основные навыки наблюдений; дети смогут проводить самостоятельно элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности; будет формироваться патриотическое отношение к родному краю, к Родине.
Опыт моей работы показывает, что научно-исследовательская деятельность дошкольников хорошо вписывается в систему работы дошкольного учреждения. Она незаметно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.