Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экологического воспитания
Бецова Валентина Валентиновна
воспитатель мини-центра
КГУ «СОШ №32» мини-центр
г. Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан
«Любая реформа образования должна опираться на личность человека.
Если мы будем следовать этому правилу, ребенок, вместо того, чтобы
обременять нас, проявит себя, как самое великое и утешительное чудо
природы».
Мария Монтессори
Экологическое воспитание – это необходимое условие
преодоления негативных последствий деятельности
человечества на окружающую среду, а также является
фактором формирования экологической культуры.
Именно на этапе дошкольного детства дети получают
базовые знания и эмоциональные впечатления о природе, у
них формируются основы экологического сознания и
начальные элементы экологической культуры.
Воспитателями реализуются различные формы работы с
детьми по формированию экологической культуры: беседы,
наблюдения, экологические игры, знакомство с произведениями
художественной литературы и прочее. Все вышеуказанные формы работы
можно удачно сочетать, используя метод проектов, который на сегодняшний
день, считается наиболее успешным решением задач воспитания
экологической культуры дошкольников.
Метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа явлений,
проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого
мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно-
поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и
рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими
успешной личности.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и
обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней
жизнедеятельность детей позволяет лучше узнать воспитанников,
проникнуть во внутренний мир ребенка.
Поэтому целью моей работы по теме творческого поиска “Экологическое
воспитание дошкольников через проектную деятельность” является
воспитание экологической культуры дошкольников посредством
использования проектной технологии.
В практике работы в настоящее время используют следующие виды
проектов:
-Исследовательско–творческие.
-Ролево–игровые.
-Информационно-практико-ориентированные.
Творческие.
Типы проектов по продолжительности: краткосрочный, средней
продолжительности, долгосрочный.
По доминирующему методу: исследовательские, практико-
ориентированные, информационные, творческие, игровые, приключенческие.
По количеству и составу участников: групповой, фронтальный,
индивидуальный, парный.
По характеру содержания: ребенка и природы, ребенка и рукотворный мир,
включают ребенка и его семью, ребенка, общество и его культурные
ценности.
По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, исполнитель, участник
от зарождения идеи до получения результата, эксперт.
По характеру контактов: внутри школы или детского сада, в контакте с
семьей, осуществляется внутри группы предшкольной подготовки, в
контакте с другой возрастной группой, учреждениями культуры,
общественными организациями (открытый проект).
В основу метода проектов заложена идея о направленности
познавательной деятельности дошкольников на результат, который
достигается в процессе совместной работы педагога и детей над
определенной практической проблемой (темой).
Решить проблему или работать над проектом в данном случае означает –
применить необходимые знания и умения из различных разделов
образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.
В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из
вариантов интеграции.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования
является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в
окружающем. Сформулировать проблему, определить цель.
Поэтому в воспитательно-образовательном процессе проектная
деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие
дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании,
помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.
Этапы работы над проектами
В практике выделяют следующие этапы работы над проектами:
I. Подготовительный этап
II. Организация проектирования
III. Проектирование
IV. Презентация результатов деятельности
Преимущества проектного метода:
-Является одной из форм организации воспитательно-образовательной
работы.
-Является одним из методов развивающего обучения и самообразования, т. к.
в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение
самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве.
-Позволяет развивать систему продуктивного взаимодействия между
участниками процесса.
-Повышает компетентность педагога.
-Повышает качество образовательного процесса.
-Возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых
практических результатов.
-Способствует развитию креативности и логического мышления.
-В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции
у ребёнка, раскрывается его индивидуальность.
Недостатки:
-низкая мотивация воспитателей, родителей;
-недостаточный уровень развития познавательного интереса у
воспитанников.
В своей работе с детьми я применяю проектную деятельность как одну из
современных технологий организации психолого-педагогической работы с
дошкольниками. Основной целью проектного метода считаю развитие
свободной творческой личности.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого
возраста. Поэтому свою работу по проектной деятельности строю с учетом
этих требований.
В младшем дошкольном возрасте – это:
-вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе
с педагогом);
-формирование начальных предпосылок поисковой деятельности
(практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной
инициативы;
-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с
помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
-формирование умения применять данные методы, способствующие
решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение
конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской
деятельности.
Организуя работу над проектами, учу детей собирать информацию,
совместно с родителями дошкольники выясняют, где ее можно найти и как
оформить. Стараюсь “наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему
или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и
“втягивать” детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с
помощью и опекой. В определенных случаях не даю детям готовых ответов
на их вопросы, предлагаю найти их самостоятельно. В зависимости от
сложности вопроса выстраиваем целую цепочку размышления, в котором
обнаруживается, что ребенок и сам уже кое-что знает. Недостающие знания
можно найти с помощью проведенного эксперимента, рассматривания
альбомов с иллюстрациями, обращения за помощью к родителям
Ожидаемый результат: У детей будет развиваться познавательный интерес
к миру природы; сформируется понимание того, что в природе все
взаимосвязано, и поэтому нарушение одной из связей, неизбежно влечет
другие изменения; сформируется потребность видеть и понимать прекрасное
в природе, в самовыражении и в природоохранной деятельности; бережное,
гуманное, охранительное отношение к природе.
Таким образом, использование метода проекта в работе с дошкольниками
на сегодняшний день является актуальным вопросом. Метод проекта
помогает осваивать детьми окружающую действительность, активизирует
самостоятельную познавательную деятельность детей, развивает их
творческие способности, навык обобщать и систематизировать, а также
способствует развитие психических процессов детей дошкольного возраста.