Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольников
Миронова Вера Николаевна
воспитатель
ГККП Ясли-сад №8 «Сказка»
г. Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан
«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья
детей, для их здоровья и правильного развития»
Д.В. Менджерицкая
Нельзя оспорить, что речь является особой
деятельностью, являющейся инструментом для
осуществления всех остальных видов деятельности. Она
существует в двух формах: диалогической и
монологической. Речь – это средство общения,
мышления, познания мира, воздействия, выражения
эмоций и чувств, планирования деятельности, регуляции
поведения. Следовательно, речь выполняет множество
функций: – коммуникативную, познавательную,
экспрессивную, исследовательскую и планирующую.
Целью речевого развития детей дошкольного возраста является –
формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на
основе овладения литературным языком своего народа.
Для реализации этой цели, я определила тему творческого поиска
«Развитие творческой самостоятельности и активности в речевом развитии
дошкольников через театрализованную деятельность», которая помогает
мне осуществить следующие задачи:
– ознакомление с художественной литературой;
– развитие связной речи;
–формирование грамматического строя речи – создание условий для
практического освоения всех частей речи;
–развитие словаря – обогащение словарного запаса детей в процессе
ознакомления с окружающей жизнью;
– воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, обучение
правильному звукопроизношению, овладение средствами звуковой
выразительности, выработка четкой дикции, формирование культуры
речевого поведения;
– подготовка детей к обучению грамоте.
Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды
высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к
актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере
волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому
заинтересовать детей театром не сложно
Среди театрализованных игр особенной любовью детей пользуются игры
в “ театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные
сказки, рассказы, театральные представления. Участвуя в театрализованных
играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.
Театрально – игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями,
знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь,
способствует нравственно – этическому воспитанию каждого ребенка.
Также в театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:
дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их
внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах
литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные
инсценировки). Герои литературных произведений становятся
действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные
детской фантазией, сюжетом игры. А полученный положительный
эмоциональный заряд детьми от показа спектакля, приобретенная вера в свои
силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими
комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение
других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая
деятельность активизируется, приобретает творческий характер,
эмоциональную насыщенность.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны:
ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и
желания ребенка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они
начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария,
причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым
содержанием.
Развитие связной речи на ОУД с использованием метода сказкотерапии
должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид
деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на
речевую сферу ребёнка. Самостоятельное сочинение сказок, историй
приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который
потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.
Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и
завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на
иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки.
Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько
велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной
речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и
интеллектуального развития.
Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат,
сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной
атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой
счастливого и здорового малыша.
В своей работе я использую разнообразные нетрадиционные формы
работы с родителями. К ним относятся:
Информационно-аналитические:
- анкетирование, опрос, почтовый ящик
Наглядно-информационные:
*открытый показ театрализованной деятельности для родителей - выпуск интерактивной стенгазеты
- выставки разных видов театров;
- фотовыставки
- мини-библиотеки
- информационные папки
- нетрадиционные дни открытых дверей
*познавательные практикумы - нетрадиционные родительские собрания
- совместная работа по проекту;
- экскурсии;
*мастер-классы - совместные праздники, досуги, развлечения;
*театр выходного дня, семейный театр (конструктивная форма
взаимодействия воспитателей с родителями); - театральная неделя;
*музыкальная гостиная;
*участие родителей в конкурсах, выставках.
*изготовление кукол, декораций, костюмов
Для решения всех этих задач необходима предметно – пространственная
среда, обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и
педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого в
группах имеются театральные уголки, которые способствуют
самореализации и самовыражению ребенка.
Таким образом, театрализованная деятельность один из самых
эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко
проявляется принцип обучения: активизации и совершенствования
словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения,
навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в
театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес,
увлекает, создаёт психологический комфорт пребывания детей в дошкольном
учреждении.