Я уважаю себя и других
Ермолаева Татьяна Владимировна
воспитатель
КГУ «Специальная школа-интернат №2»
г. Алтай, Восточно-Казахстанская область, Казахстан
Тема урока: «Я уважаю себя и других» 1-2 класс.
Цель: формировать представление об уважении и самоуважении.
Задачи:
- раскрывать значение понятий «уважение», «уважаемый человек»;
- развивать умение видеть положительные качества в себе и других;
- воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения,
родным, близким, друзьям.
Оборудования: нетбук.
Ход занятия:
Круг радости:
Воспитатель:Я предлагаю начать занятия с комплиментов. Ребята передают
друг другу мяч и говорят о своих добрых чувствах к одноклассникам.
Беседа «Кого мы уважаем и за что?»
Ребята, скажите мне пожалуйста, что такое уважение?
Воспитатель: предлагаю вам, ребята побеседовать о людях, которых вы
уважаете.
Доска делится на две части. На одной части записываются имена людей,
которых уважают ребята, а на другой имена тех, чье уважение они хотели бы
заслужить.
• Назовите людей, которых вы уважаете, и объясните, почему?
• Назовите людей, чье уважение вы хотели бы заслужить? Почему вы хотите,
чтобы вас уважали?(Ответы ребят).
Воспитатель: Сейчас мы прочитаем казахскую легенду, слушаем
внимательно.
Казахская легенда
Жил некогда богатый и могущественный хан. Как-то выехал хан вместе со
своей свитой на охоту. Ехал он через лес, перевалил горный хребет. Вдруг
прямо перед ним выскочил и испуганно бросился прочь красивый молодой
сайгак. Хан пустил стрелу и ранил сайгака в заднюю ногу. Ханские воины с
криками и гиканьем стали загонять сайгака в тупик между пропастью и
утесом. Отчаявшееся животное, припадая на раненую ногу, бросилось к
видневшейся вдали юрте и забежало в открытую дверь. Хозяева в это время
сидели за дастар- ханом и обедали. Вбежавший сайгак, перепрыгнув через
дастархан, упал без сил на почетном месте – «тер», – тяжело переводя дух.
-Выгони сайгака! – закричал хан, наклоняясь с коня, старцу, хозяину юрты. - Я гнался за ним с самого утра, это моя добыча!
-Верно говоришь, мой хан, — ответил старец. — Сайгак этот – твоя
добыча, но сейчас он мой гость и на почетном месте. Ты же видишь – вот
расстелен дастархан. Никто не смеет его переступить. Даже смертельных
врагов мирит священный обычай дастархана. -Хоть ты и хан, но ты не
смеешь нарушать обычаи предков.
Ничего не смог возразить старцу хан и повернул коня назад.
-Почему хан ничего не смел возразить старцу?
-Можно ли сказать, что хан уважал обычаи предков? Почему?
Разминка:
Если выполнение того, что в них говорится, характеризует человека как
уважительного, то надо вытягивать руки с поднятыми вверх большими
пальцами перед собой и говорить «Да!», если нет — то взмах руками перед
собой (запрещающий жест) и говорить «Нет!»
– Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.
– Входящего в класс взрослого приветствуют стоя.
– Если нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых или
сверстников.
– Бегать, шуметь, кричать можно только на игровых площадках.
– В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не надо.
– В библиотеке громко разговаривать.
– Необязательно одеваться аккуратно.
– Никуда и никогда нельзя опаздывать.
Молодцы ребята!
Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм «Вежливость»
-Ребята, кто главный герой в этом мультике? Ответ детей (Мишуня)
-Можно ли его уважать за его поступки? Почему? Ответ детей
- Изменился мишка в конце мультфильма?
Просмотр мультфильма «Крепыш» (обсуждения).
Молодцы, ребята!
Итог занятия:
-А теперь сядьте поудобней, закройте глаза, вспомните, все, что было на этом
занятие, все добрые дела, о которых мы говорили, поместите это добро в
своё сердце и живите с ним!