Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

ПОВЫШЕНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Бегишева Ольга Пранасовна
Заместитель директора по УР
КГУ «Докучаевская средняя школа»
с. Докучаево, Тимирязевский район, СКО, Казахстан

Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей
учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не
успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем.
В школе есть множество предпосылок для повышения уровня мотивации у
обучению – надо только разобраться в причинах ее снижения или отсутствия.
Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой
неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою
очередь, ведет к отклонениям в поведении.
Мотив – это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся
совершает ту или иную деятельность.
Мотивы могут быть разделены на две большие группы: одни из них
порожадются самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с
содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний; другие лежат
за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения.
Такие мотивы могут быть:
1) широкие социальные (стремление хорошо окончить школу, поступить в
вуз, хорошо работать в будущем);
2) узколичные (мотивы благополучия, престижа):
а) Получить хорошую оценку, избежать неприятностей;
б) выделиться среди других, занять определенное положение в классе.
Исследования мотивов учения у младших школьников показали, что мотивы,
связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не
занимают ведущего места.
По исследованиям Л. И. Божович, В системе мотивов, побуждающих
учебную деятельность младших школьников, социальные мотивы занимают
настолько большое место, что способы определить положительное
отношение детей к деятельности, даже лишенной для них непосредственного
познавательного интереса, заслуживают особого внимания и могут стать
крепкой опорой профессиональной деятельности педагога, направленной на
достижение результата в процессе управляемого познания, усвоения детьми
опыта овладения умениями и навыками через социализацию, обучение в
широком смысле этого понятия (любой акт обучения – это общение).
Причины низкой мотивации к обучению:
1 неумение учиться
2 социальная дезадаптация
2 трудности в целеполагании
3ошибки воспитательного характера
4 недостатки школьной системы
   

Неумение учиться
Отсутствие учебных навыков – это следствие несформированность тех
психологических механизмов, которые необходимы для успеха.

 Недостаточный уровень интеллектуального развития, как
правило, неизбежно приводит к отсутствию учебной мотивации.
 Учебная деятельность так же включает в себя задания,
успешность выполнения которых зависит от индивидуальных
различий, связанных с временными или скоростными
характеристиками нервной системы: лабильностью и подвижностью.
 Пробелы в знаниях, умениях, навыках из-за частых
пропусков
 Отсутствие самодисциплины и неумение управлять собой.
Ребенка в дошкольном возрасте не приучили делать то, что
необходимо, действовать по инструкции взрослого.
 Неумение преодолевать трудности. Имея хорошие задатки,
ребенок не приучен трудиться. С точки зрения младшего школьника –
все трудно: учить стихи, писать, запомнить таблицу умножения.
Постоянные неудачи и трудности приводят к отказу учиться, ходить в
школу.
трудности в целеполагании
 Интерес в основном к результату решения учебных задач, а
не к процессу; отсутствие умения ставить цели и преодолевать
трудности;
 отсутствие способности к поиску разнообразных способов
действия.
 Неумение ставить цели

Сформировать мотивацию учения – это не просто « заложить» готовые
цели и мотивы в головы детей, а создать для них такие условия,
обстановку, в которых им самим захочется учиться.
Ошибки воспитательного характер
 Гиперопека – безнадзорность и бесконтрольность
 Завышенные требования – отсутствие требований
 Отсутствие единых требований
 Вовлечение ребенка в конфликт
 Значимость образования в семье. Отношение к школе.
Социальная дезадаптация
 Трудности взаимодействие со сверстниками и учителями
 Неумение адекватно выражать негативные чувства
 Непринятие классным коллективом, конфликты
недостатки школьной системы
обсудить с учителями
В школе могут успешно применяться следующие виды
мотивационного стимулирования учащихся, а именно такие методы, как:

  1. Эмоциональная мотивация: поощрение, создание ситуации успеха,
    удовлетворение желания быть значимым в коллективе; помощь в адекватном
    снятии напряжения и негативных эмоций
  2. Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт,
    побуждение к поиску альтернативных решений, создание проблемной
    ситуации, выполнение творческих заданий, «мозговая атака» (штурм).
  3. Волевые методы мотивации, предъявление требований, самооценка
    деятельности:
  • Что ты сам думаешь об этом?
  • Что хорошего, если в этой работе ты хотел бы поработать  над этим еще?
  • Тебе нравится твоя работа? Почему?
  • Как бы ты оценил эту работу по сравнению с той, которую ты сделал в
    прошлый раз?
  • Что тебе в этой работе удалось больше всего?
  • Что в этой работе тебе больше всего нравится? И т. д.
  1. Социальные методы:
  • развитие желания быть полезным;
  • создание ситуации взаимопомощи;
  • сотрудничество и т. д.
  1. Методическая помощь родителям:
     Рекомендации по режиму дня
     Рекомендации по выполнению домашних заданий
     Формирование единство требований
     обращение внимание родителей на недостатки семейного воспитания

50 советов по повышению мотивации школьников

на уроках

В статье представлено большое количество советов по улучшению
мотивации школьников к учебе для родителей и учителей. Вы узнаете как
необходимо мотивировать ребенка к учебе, как прививать любовь к самому
процессу обучения, какие есть стимулы и поощрения.

Как учителям повышать учебную мотивацию школьников

  1. Предоставление частичной свободы выбора .
  2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьнику в
    процессе обучения
  3. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления
    детей.
  4. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого
    стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться
    ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу
    разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать.
    Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то
    внутренняя мотивация будет расти.
  5. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней
    мотивации.
  6. Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет
    продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать
    тому, чтобы он стал самостоятельным.
  7. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием.
    Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают
    мотивацию.
  8. Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный
    материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается).
  9. Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было
    интересно.
  10. Изменять методы и приемы обучения.
  11. По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику,
    осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное
    или неправильно понятое.
  12. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных
    этапах урока) – вводить забытое понятие поурочного балла.
  13. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в
    основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды
    памяти, внимание, воображение и т. д. Основная задача каждого учителя – не
    только научить, а и развить мышление ребенка средствами своего предмета.
  14. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы
    своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами,
    обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.
  15. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе –
    быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения
    информации и сделать интересной свою дисциплину.
  16. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни.
    Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает,
    что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в
    среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие —
    взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять
    чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно
    различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые
    формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего
    возраста более линейны, младшего среднего — командные, старшего

среднего — подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в
старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых
образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст
находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный
эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.

  1. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для
    всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.
  2. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке
    доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и
    эмоциональную речь учителя.
  3. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности
    других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие
    многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли,
    узнали на уроке?» и т.д.).
  4. Занимательность, необычное начало урока, через использование
    музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы,
    юмористические минутки.
  5. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию
    работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку,
    коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок»,
    оказание учащимися помощи друг другу.
  6. Необычная форма преподнесения материала.
  7. Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и
    разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию,
    выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение,
    моделирование.
  8. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное
    поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной
    помощи, усложнение заданий.
  9. Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение
    учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработать с
    проблемными сторонами.
  10. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен
    контакт с ребенком и доверительная атмосфера.
  11. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои
    способности и возможности.
  12. Применяйте новые информационные технологии.
  13. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который
    удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и
    разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает
    широкие возможности для активизации учебного процесса.
  14. Уважайте личность каждого ребенка.
    Как родителям повышать учебную мотивацию школьников
  15. Обсудите с ваши ребенком важность школы и образования. Это очень
    важно.
  16. Спрашивайте вашего ребенка каждый день, как прошел его день в школе.
    Удостоверьтесь, что он вам рассказывает подробности.
  17. Узнайте: задали ли ему домашнее задание или какой-либо проект в классе,
    который он должен сделать.
  18. Если у вашего ребенка нет никакого домашнего задания, удостоверьтесь,
    что они тратят по крайней мере 30 минут на изучение, просмотр и практику
    уроков.
  19. Прочтите и поговорите с вашим ребенком о каких-либо признаках его
    прогресса, который он делает дома. Если необходимо, поставьте какие-либо
    ограничения на его действия или сделайте что-либо по поводу его плохого
    поведения.
  20. Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше
    внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.
  21. Поддержите вашего ребенка, если даже он плохо сдал какой-либо экзамен
    или тест.
  22. Если у вашего ребенка проблемы в учебе, ему необходима дополнительная
    помощь учителя, домашнего репетитора.
  23. Поговорите с его учителем о различных альтернативах или источниках,
    которые могут помочь вашему ребенку, если же у него или нее есть
    проблемы в учебе.
  24. Самое главное: регулярно будьте в постоянном контакте с учителями
    вашего ребенка, которые следят за успеваемостью и поведением вашего
    ребенка в школе.
  25. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими
    знаниями обладать.
  26. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда я
    это исправлю, выучу).
  27. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. (
    Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).
  28. Чёткое и своевременно отслеживайте результаты деятельности
    собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).
  29. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите за
    дело – стимулируйте мотивацию.
  30. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный
    совет лучше порицания.
  31. Формируйте положительный стимул для обретения новых знаний в
    школе.
  32. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование,
    обучение должно происходить через общение. Оцените положительные
    действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.
  33. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из
    класса, это может привести к раздражению.
  34. Любите ребенка
    

Библиографический список использованной литературы:

  1. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. — М., 1980.,
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – Спб: Питер, 2008
    .
  3. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.:
    Гардарики, 2005.)
  4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для
    учителей. М.: Просвещение, 1983 –
  5. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов 2-е изд.,
    доп. и перераб. / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин и др., Под ред. Ю.К. Бабанского.
    – М.: Просвещение, 1988. .
  6. Харламов И.В. Педагогика: учебное пособие: 3-е изд.-е, перераб. и доп. – М.:
    Юность, 1997.-
  7. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.:
    Просвещение,1990
Для заказа пишите в WhatsApp

+7 776 987 0729

Либо отправьте заявку с сайта (Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *