Примерный песенный репертуар на начальных этапах работы
Литвинюк Ольга Юрьевна
Педагог дополнительного образования
КГКП «Центр внешкольной работы «Радуга»
с. Шарбакты, Щербактинский район, Павлодарская область, Казахстан
пояснительная записка
В сборнике представлен примерный песенный репертуар на начальных этапах работы с
детьми разного возраста (младшие, средние и старшие классы), интересующимися вокалом.
Данный вокально-педагогический репертуар сложился в результате нескольких лет работы в
вокальной студии в центре внешкольной работы «Радуга».
Песни, представленные в сборнике, привлекали детей выразительным текстом,
относительно несложной и интересной мелодией и легко запоминающимся ритмическим
рисунком. Детям было интересно работать над этими песнями и добиваться определенных
результатов: например, точного интонирования скачков в песне «Фарфоровая кукла», дикции в
песне «Влюбленный ковбой», ритмической выдержанности в песне «Кот на крыше» и т.д.
Песни «Солнышко», «Дружба», «Родина», «Веселей, хоровод!», «Семь талантливых
кошек», «Гномик» предназначены в первую очередь для вокально-педагогической работы с
детьми младшего возраста. Они решают различные вокально-интонационные и дикционные
задачи и помогают непринужденно раскрепостить голос ребенка. Необходимые вокальные навыки
приобретаются в процессе исполнения песен ребенком, словно бы «сами собой».
Некоторые песни интересны тем, как по-разному они могут звучать в исполнении как
девочки, так и мальчика: «Лебеди», «Белый лист», «Влюбленный ковбой», «Кот на крыше»,
«Дожди», а также «Любить ветер» (требует небольшой коррекции текста для девочки).
В основном, песни, вошедшие в сборник, характеризует соблюдение правил гигиены и
безопасности голоса, примарной зоны и щадящих требований к диапазону и вокальным данным
ребенка.
В песнях «Паровозик», «Дело было в Каролине», «Новый год у ворот», «Молодая лошадь»,
«Бум-бум, ла-ла!» встречаются низкие ноты, не характерные для примарной зоны старндартного
детского голоса, но дети в большинстве случаев довольно легко справлялись с этими трудностями,
так как в этих фрагментах исполнителю требуется использовать речевой режим работы голоса
(речевая позиция), низкие ноты лишь затрагиваются и ни в коем случае не форсируются.
Часть песен использовалась не только для текущей вокально-педагогической работы, но и
исполнялась на школьных концертах, среди них: «Думала», «Кот на крыше», «Дожди» и другие.
В словах песен при наборе их в нотном тексте прежде всего учитывались особенности
вокальной дикции и орфоэпии, из-за чего деление слов на слоги противоречит правилам русского
языка и письма. Однако, такой подход оправдан в условиях вокально-педагогической работы с
детьми. Необходимо заметить, что полностью соблюсти правила вокальной орфоэпии не удалось.
Все же это хороший способ напоминания о правилах организации вокальной речи и
формирования соответствующего навыка у ребенка-вокалиста.
Мелодии большинства песен этого сборника были записаны на слух («с голоса
исполнителя»). В прилагаемых нотах гармонизация (т.е. сопутствующие мелодии аккорды и
аккомпанемент) не указана, но в работе использовались различные приемы: как детальное
изучение мелодической линии, так и исполнение с гармонической поддержкой (соответствующие
аккорды, аккомпанемент) и a cappella (пение без сопровождения).
Ноты песни «Кот на крыше» опубликованы на сайте авторов песни Челноковых Ильи и
Елены ( http://dreamiech.ru/uploads/music/song/note/1/kot_na_kryshe.png ). Ноты песни «Едут, едут
наши санки» опубликованы на специализированном сайте possum.ru ( https://possum.ru/?p=1940 ).
Белый лист
слова и музыка Жанны Колмагоровой
- Я
На белом листе
Нарисую свой дом
И цветы под окном.
Я
На белом листе
О тебе напишу,
Обо всём расскажу…
Припев:
Белый лист стелется
Белою метелицей в ночь.
Белый лист скатится
Белою скатертью прочь.
Белый лист стелется
Белою метелицей в ночь.
Белый лист просится
Белою проседью прочь. - Я
На белом листе
Нарисую твой взгляд
И слова невпопад.
Я,
Как на белом коне,
Как на быстрой волне,
Как в загадочном сне.
Припев тот же - Повторяется 1-ый куплет
Припев тот же
Бум-бум ла-ла
слова Натальи Осошник музыка Виталия Осошника
- Странный-странный человек шел куда-то с попугаем.
Он искал себе друзей в городах и разных странах.
Он на старых площадях, где фонтаны просыпались,
Песню смело запевал, всем прохожим улыбаясь!
И снежной зимой, и когда все растает,
В окна врывалась песня простая:
Припев:
Бум-бум! Ла-ла! Хорошая песенка!
Бум-бум! Ла-ла! Без слов, но так весело!
Бум-бум! Ла-ла! Хорошая песенка!
Бум-бум! Ла-ла! Бум-бум! Ла-ла-ла!
- Он идет за горизонт, ветер с ним шагает рядом
Не всегда и не везде в городах бывали рады…
Если в городе туман – солнце вдруг его покинет.
Все сидели по домам, были улицы пустыми…
И в серые дни, когда он заскучает,
Вместо него попугай запевает:
Припев тот же
Веселей, хоровод!
польская народная песня
русский текст Н. Кондрашенко обработка В. Сибирского
- Веселей, хоровод!
Все ребята рады,
В руки к нам упадет
Яблоко из сада! - К нам из сада придет
Яблоко большое,
К нам оно приведет
Грушу за собою!
Влюбленный ковбой
(из репертуара детского музыкального центра «Волшебный микрофон»)
слова и музыка Петра Сасина
- В штате Оклахома или в штате Канзас
На закате солнца появился как-то раз
В серой шляпе с пряжкой, рубашке голубой
Очень симпатичный, но задумчивый ковбой.
Очень много дней он не слезает с коня,
Не курит и не пьет, не зажигает огня.
Сколько дней прошло уже, как он в пути, –
Все лишь для того, чтоб свою Мэри найти!
Припев:
О! Мэри!
Моя милая Мэри!
Белокурая Мэри!
Воплощенье мечты!О!
Мэри! Моя милая Мэри!
Кто откроет мне тайну,
Где находишься ты? - В одном из дворов города кто-то рассказал,
Что он красотку Мэри недавно видал, –
Увез куда-то Мэри почтовый экипаж
И с нею был какой-то небритый персонаж.
Он красотку Мэри увез с собой,
Так что не ищи ее, влюбленный ковбой!
Так что не ищи ее напрасно, влюбленный ковбой!
Припев тот же
Геометрия
слова Натальи Осошник музыка Виталия Осошника
- Мы с тобой идём по кругу, что-то ищем, не найдём,
Нарисуем, посчитаем, а потом опять сотрём.
Параллельными путями, видно, двигаемся мы,
Слишком разные отрезки, слишком острые углы.
Припев:
Вот такая геометрия,
Мы совсем как “А” и “Б”,
Только вот никак не можем
Уместиться на трубе, йе-йе-йе-йе!
Вот такая геометрия,
Мы совсем как “А” и “Б”,
Только вот никак не можем
Уместиться на трубе! - С самой сложной теоремой мы ведём учёный спор,
Вот узнал бы и, наверно, посмеялся Пифагор.
Из одной условной точки я в другую не дойду,
Оказались мы у строгой геометрии в плену.
Припев тот же
Для окончания (речитативом):
Эту старую загадку знает каждый во дворе –
“А” упало, “Б” пропало, что осталось на трубе.
Йе-йе-йе-йе!
Вот такая геометрия,
Мы совсем как “А” и “Б”,
Только вот никак не можем
Уместиться на трубе, йе-йе-йе-йе!
Вот такая геометрия,
Мы совсем как “А” и “Б”,
Только вот никак не можем
Уместиться на трубе!