Игра, как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
Абдрахманова Шолпан Гумаровна
воспитатель
ГККП Ясли/сад №14 «Колосок»
г. Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан
Статья «Игра, как средство развития мелкой моторики рук
у детей дошкольного возраста»
Наукой доказано, что одним из показателей
нормального физического и нервно – психического
развития ребенка является развитие руки, ручных умений,
или, как принято говорить, мелкой моторики. По
умелости детских рук специалисты на основе
современных исследований делают вывод об
особенностях развития центральной нервной системы и
головного мозга.
Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста
естественным образом. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после
появляются навыки перекладывания из руки в руку, в дальнейшем ребенок,
подрастая, учится держать ложку, карандаш. С возрастом моторные навыки
становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля
действий, которые требуют согласованных движений обеих рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей
интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, у которого
этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него
хорошо развита память и внимание, связная речь, он может приступать к
приобретению навыков письма.
Формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев рук
ребёнка усложняет строение мозга, развивает психику, речевые и
интеллектуальные способности, способствует становлению личности
дошкольника. Это и является основной целью занятий в детском саду.
Поэтому, работая по теме творческого поиска «Игра, как средство развития
мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» я ставлю перед собой
следующие задачи:
- Формировать познавательную активность и творческое воображение
у дошкольников. - Способствовать развитию мелкой моторики рук: развивать точность и
координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность. - Развитие умения ребёнка производить точные движения кистью и
пальцами рук. - Развитие тактильной чувствительности рук.
- Подготовка руки к письму.
- Развитие умения создавать поделки из различных видов материала
(пластилина, бумаги, круп, пуговиц и т. п.). - Снятие психоэмоционального напряжения.
Считаю, что можно ускорить развитие
мелкой моторики различными способами,
например, такими: игры с мелкими
предметами – пазлы, мозаика, конструкторы,
бусины; пальчиковые игры; массаж кистей и
пальцев; лепка.
Необходимо помнить, что развитие мелкой
моторики ребенка, стимулирует активную
работу головного мозга и совершенствует
координацию движений.
Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее
воздействие. С возрастом у детей происходит совершенствование движений
пальцев рук.
Одним из важных моментов в развитии старших дошкольников, является
ориентировка на листе бумаги. Прежде всего, ребенок должен четко
определять, где у него правая и левая стороны туловища. Это будет основной
ориентировкой в пространстве. Он также должен познакомиться с понятиями
верх – низ, сзади – спереди.
Еще одно из важных упражнений для формирования пространственной
ориентировки на листе – это фиксация ритма, который слышит ребенок,
посредством ритмических рисунков и чтении этих рисунков.
Не менее полезным упражнением для развития пространственной
ориентации на листе является штриховка. В основе штриховки лежит
определенный ритмический рисунок: линии сочетаются с пропусками, как
длительность звука с паузами. А значит, штриховка может быть редкой и
частой.
Формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев рук
ребёнка усложняет строение мозга, развивает психику, речевые и
интеллектуальные способности, способствует становлению личности
дошкольника. Это и является основной целью занятий в детском саду.
Система моих занятий по развитию мелкой моторики учитывает
особенности всех видов развития ребёнка. Ежедневно в занятия я включаю
упражнения, направленные на решение этой задачи. С этой целью я
привлекаю к работе и родителей, потому что отработку мелких движений с
детьми нужно проводить постоянно: во время игр, выполняя несложные
поручения по дому, одеваясь и раздеваясь самостоятельно.
Игра в жизни дошкольника — это основной вид деятельности. Через игру
он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика,
происходит становление личности и физическое развитие. Упражнения,
связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении
небольших движений пальцами. Ребёнку быстро надоест выполнять такую
работу, если не подать её в виде игры. Игровая деятельность повышает
настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры с
ровесниками пробуждают чувство коллективизма, а игры с участием родных
объединяют семью.
Для дошкольников старшего возраста я включаю в ОУД:
- занятия – представления из театра теней;
-дидактические пособия для игр с прищепками.
Такие игры с прищепками не только развивают мелкую моторику, но и
закрепляют знание цветов.
Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на
традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная,
завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Развитие мелкой моторики – это не стихийный, самостоятельно
протекающий процесс, а специально созданные условия воспитания и
целенаправленного обучения, способствующие развитию движений рук.
Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования
позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств
изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и
благодаря работе с разными живописными материалами, благодаря чему
осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка.
В результате изучения различных авторских методик раннего развития
детей и психологических особенностей детей, можно выстроить систему
работы по проблеме развития мелкой моторики детей дошкольного возраста
через нетрадиционные техники рисования.
В своей работе я использую следующую структуру работы по
использованию нетрадиционных техник рисования:
Блок 1 – «Тактильное рисование»:
-«Рисование пальчиком»
-«Рисование ладошкой»:
-«Точечный рисунок».
Блок 2 – «Использование дополнительных средств выразительности»:
-«Оттиск печатками из пробки или ластика»
-«Печать по трафарету»
-«Кляксография обычная»
-«Кляксография трубочкой»
-«Оттиск смятой бумагой»
-«Точечный рисунок» - «Набрызг»
- «Отпечатки листьев»
-«Поролоновые рисунки»
-«Тычок жёсткой полусухой кистью»
-«Рисование мелками»
-«Разрисовка маленьких камешков»
-«Метод ниткографии»
-«Рисование на мокрой бумаге»
-«Учимся делать фон»
Блок 3 – «Использование смешанных техник»:
-«Коллаж»
-«Рисуем с помощью открыток»
-«Тканевые изображения»
-«Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги»
-«Восковые мелки или свеча+акварель».
Работа с родителями по данной теме предусматривает: оформление
консультаций по теме развития мелкой моторики, папок – передвижек,
информационных стендов, показ открытых мероприятий по теме, совместное
оснащение группы бросовым материалом, выставки детского творчества и
др.
Работа с педагогами предусматривает: оформление консультаций по теме
развития мелкой моторики, показ открытых мероприятий по теме.
Все виды занятий с детьми способствуют повышению уровня развития
зрительно – моторной координации. Для коррекции мелкой моторики рук
имеют значение такие нетрадиционные техники изображения, как рисование
руками: ладошкой, пальцами. Кроме того, внедрение в практику
нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них
сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего
времени, отведенного на выполнение задания.