Асык-терапия в учебно-воспитательном процессе детского сада как одна из форм формирования у дошкольников ЗОЖ
Джумагалиева Екатерина Григорьевна
воспитатель
ГККП Ясли/сад №19 «Золотой петушок»
г. Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От
жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский
Здоровый образ жизни для детей то же, что фундамент для
здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может
быть возведена постройка; чем больше забот о физическом
воспитании ребенка, тем больших успехов он достигнет в
общем развитии, в науках, в умении работать и быть
полезным для общества человеком.
Дошкольный возраст является важным и ответственным
периодом. В этот период происходит перестройка
функционирования разных систем детского организма,
поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей
этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни,
поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных
задач, которая стоит перед родителями и педагогами. Именно в это время
нужно начинать формирование основ здорового образа жизни у
дошкольников.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая
взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,
направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и
развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по
здоровому образу жизни. Основной их целью является создание условий для
формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об
умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также
формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для
поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные
праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика,
гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая
гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но
и в лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.
Новыми требованиями к дошкольному воспитанию как первому звену
непрерывного образования является использование инновационных
технологий – одна из которых – “асык терапия”. Суть заключается в развитии
логики, а также мелкой моторики рук ребенка.
По словам специалистов – разработчиков Фариды и Айнур, методика
основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку. С помощью
игральных костей дети учатся считать, мыслить логически, а также играть на
музыкальных инструментах.
“Асык терапия со всех сторон оказывает довольно благоприятное влияние
на развитие ребенка. Будь то воспитание, или здоровье. Все ОУД в нашем
детском саду проводятся с использованием асыков: и развитие речи, и
музыка, и математика, и ИЗО, и даже физическая культура.
Играют в эту игру в тёплое время года на воздухе. Суставы
предварительно вывариваются или берутся из употреблённой в пищу
баранины. Обычно каждый игрок имеет свой набор альчиков, но допускается
использование общего набора при индивидуальных битах. Простые альчики
иногда раскрашиваются в разные цвета, они ценятся в зависимости от своего
размера и веса и имеют разные названия. Главный альчик, «сака» (обычно
это альчик большого размера) имеет наибольшую цену. «Сака» обычно
берется из не вареных суставов, потому что в процессе варки кость теряет в
массе, что плохо отражается на ударной силе. Для большей устойчивости
«сака» обычно заливается свинцом. А у ханских и султанских детей, «сака»
заливался даже золотом.
В данном проекте я предлагаю возродить развитие казахской
национальной игры «асык», которая является важной составляющей
познавательной этнокультурной традицией Казахстана.
Обоснованием выбора внедрения в учебно-воспитательный процесс
технологии «Асык-терапии»
-во-первых, является то, что в современном мире сегодня идет агрессивное
навязывание чуждых нам так называемых «европейских или американских
ценностей», наблюдается целенаправленное расшатывание нравственных
устоев. Спасением от негативного влияния для подрастающего поколения
является, как можно большее вовлечение детей, более глубокое погружение в
национальные традиции и обычаи своего народа, которых придерживались
веками;
-во-вторых, гиподинамия – одна из наиболее острых проблем в современном
мире. О значении этого термина не трудно догадаться, «гиподинамия»
означает «пониженная активность». Основная причина гиподинамии у людей
в современном мире очевидна. Достижения технического прогресса делают
более комфортной жизнь человека, однако мало кто задумывается, что
снижение физической активности, негативно сказывается на здоровье. Не
обходит стороной эта проблема и детей, особенно школьного возраста,
которые после занятий (во время которых они также сидят) предпочитают
провести свободное время дома за компьютером, а не на улице. Именно
поэтому врачи всего мира с каждым годом уделяют гиподинамии среди
населения все больше внимания.
От сюда вытекает, и третья причина – большинство современных детей
играют только с модными гаджетами, которые стоят немалых денег, и опять
же, моду на них навязывают крупные корпорации только для собственного
обогащения. Живое общение заменено общением в соцсетях.
Из-за виртуальных «лайков» в реальной жизни ломаются судьбы и даже
гибнут дети. «Там» дети представляются более красивыми, успешными, а в
реальности формируются комплексы и неумение общаться с живыми
людьми.
В ряду казахских обрядах и традиций, национальные игры занимают
особое место, среди них сокровищницу обычаев представляют игры для
детей.
Асык имеет глубокие исторические корни, передающиеся поколением по
наследству. Культуролог, главный редактор газеты «Алматы ақшамы», Кали
Сарсенбай отмечает, что эта игра известна еще со времен египетских
фараонов, о чем свидетельствуют костяшки, представленные в Каирском
музее. Среди казахов широкое распространение асыки получили еще в эпоху
бронзы.
Национальная игра рождается в результате
закономерности жизнедеятельности каждого
народа. Национальные игры казахов тесно
связаны с животноводством, с кочевым
образом жизни. Для игры в асыки
использовали косточки мелкого скота- овец и
коз. Каждая игра в асыки имеет свои этапы:
начало, кульминацию, победу, завершение.
Есть свои правила и законы. Предусмотрены и
наказания, и призы. Возможно и такое, что все отдают свои асыки
победителю. Этим игра интересна. В игре в асык могут принять участие все
желающие, ограничений не существует и имеет глубокое социальное
значение. Асык можно смело назвать общим национальным наследием всего
казахского народа. В декабре 2017 года казахская игра в асык вошла в
репрезентативный список нематериального культурного наследия
человечества ЮНЕСКО. В Республике Казахстан организована
Республиканская Федерация игры в асыки, ежегодно проводятся
национальные турниры. Игра в асык делится на несколько видов, каждая
игра дополняет и развивает следующую, но друг друга не повторяет. В игре
«Шинбер» мало иметь ловкие руки, здесь важна и физическая сила участника
игры потому, что в этой игре техника её похожа на игру в боулинг. Ударить
со всего размаха в асык, откинуть при этом ногу- это движение требует
ловкости и силу. Любой вид игры в асыки задевает самолюбие, будь то
ребёнка, будь то подростка, пробуждает в нём желание выйти из игры
победителем, воспитывает в нём самоуважение. Кроме того, поскольку игра в
асыки требует от игрока быть всегда в движении, ребёнок чувствует прилив
сил, кровь в жилах бежит быстрее, маленький человек растет и развивается.
Постоянное движение, бег, повороты, сидеть согнувшись, сидеть на
корточках-все это развивает тело, делает подвижными руки и ноги. Все игры
в асыки несут в себе и воспитательную нагрузку, они учат точности и
меткости. Вместе с тем у ребёнка играющего в асыки развивается и
логическое мышление, ведь надо хорошенько примериться, как следует
ударить в асык, либо решить, как попасть в асык, который выпал ровно и
прямо, какой силы должен быть удар, чтобы выбить асык находящийся
круге. Все эти вопросы он должен пропустить через свое сознание, а затем
прицельно и точно ударить по асыку. И конечно нельзя не отметить, что игра
в асыки развивает коммуникабельность, ведь в неё должны играть как
минимум два-три человека. Игра способствует закалке ребёнка, укреплению
его сознания и физической силы, помогает быстро принять правильное
решение. В целом игры в асыки это не только игра, но и искусство и не
просто искусство, а развивающая особым образом искусство
воспитательного характера.
В асыки можно играть на любой свободной площадке. Нужно лишь
показать, как в неё играть нынешнему поколению, что бы проявить в них
интерес к столь простой игре.
Наша цель привлечь внимание жителей Западно-Казахстанской области,
путём демонстрации данной игры на улицах Уральска, Набережной на реке
Урал в летнее время, на площади Абая, в местах массового скопления
людей. Эта забава полезна для здоровья детей и может стать профилактикой
заболеваний опорно-двигательного аппарата. Игра развивает у детей
меткость, ловкость и мелкую моторику.
Педагоги нашего детского сада находят асыкам самое разнообразное
применение.
Асыки используются в инструментах типа кастаньет или маракасов – дети
бьют ими под каждый шаг и учатся чувствовать ритм, а заодно считать.
Косточки лежат на столах рядом с красками во время ОУД по рисованию.
Мы сделали специальное поле для игры в
асыки. Дети с удовольствием играют. Они
друг другу подсказывают, как правильно
встать на колено. Как кинуть биток, чтобы
попасть в цель. Развиваются меткость,
ловкость и терпение, потому что остальные
ждут своей очереди. Смысл игры в том, чтобы
выбить как можно больше асыков. Команда
болеет за своего игрока, возникает командный
дух.
Освоение асыков является ретро-вводящей образовательной практикой в
области здоровьесбережения, сохранения психофизического и социального
здоровья детей. Оздоровительные функции с использованием асыков и
предлагаемая система массажей позволит ввести детей в процесс освоения
форм, ведущих к здоровому образу жизни.
Работы с асыками многогранна, интересна для детей, применима во
многих режимных моментах. Идея предполагает систему упражнений и
заданий с асыками по образовательным областям. Если целевая
направленность представлена через область «Познание», математическое
восприятие, вступают асыки (счёт, логические приёмы, ориентация в
пространстве, абаки).
При знакомстве детей с произведениями изобразительного, декоративно-
прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и
прикладным искусством казахского народа. Дети будут выкладывать
картины из асыков по схемам и контуру.
Искусство применения асыков, создание ярких образов из них поможет
детям усилить образные представления о казахском народе, о Родине, ее
культуре.
Традиционно в игроки принимали примерно с четырех лет, когда ребенок
мог удерживать биток в руке. В работе с детьми асыки – идеальный
материал. Они округлые, удобные для ладошки. Прежде чем использовать
косточки, мы их тщательно обрабатываем. Сначала долго вывариваем в
растворе соды, затем чистим, высушиваем. Покрываем гуашью и лаком.
Первую партию из асыков принесла в детский сад я сама. А дальше мы
стали собирать их общими силами. Что-то принесли воспитатели, что-то –
родители.
В нашем детском саду мы прекрасно вписали в технологию Монтессори
казахский асык.
В этом году в “Золотом петушке” открылась комната асык-терапии.
Сотрудники детсада придумали, например, массажные стельки и рукавички с
асыками. Сами в своем коллективе их смастерили, ярко оформили. И теперь
ребятишки после дневного сна и на организованной учебной деятельности
по физкультуре массируют друг другу спины, “гуляют” по округлым
косточкам – проводят профилактику плоскостопия. Здесь же собраны
рисунки на тему Родины. Малыши описывают джайляу, называют
жеребенка, юрту, солнце, реку. И заодно выкладывают рядом с
изображениями альчики подходящих цветов.
Всего педагоги детсада используют асыки в пяти направлениях – в
математике, музыке, творчестве, спорте и в развитии общительности.
За 2 года применения оригинальной технологии у коллектива накопился
свой, уникальный, опыт. К нему всё чаще проявляют интерес и другие
дошкольный организации. Просят поделиться наработками, начинают искать
материал. Главное, что такие игровые занятия дети воспринимают на ура.
Педагоги же помогают сохранять народные традиции.