Занимательный математический материал как средство развития логического мышления старших дошкольников
Байнакова Айнур Багдяновна
воспитатель
ГККП Ясли/сад №10 «Алтын бесік»
г. Аксай, Западно-Казахстанская область, Казахстан
«Приохотить ученика к учению – гораздо более достойная задача
учителя, чем приневолить его»
К.Д.Ушинский
Детский сад – первая и очень
ответственная ступень общей ступени
образования. Перед педагогами
дошкольных организация стоит общая
задача – совершенствование всей
воспитательно-образовательной работы
и улучшение подготовки детей к
обучению в школе.
От ребенка, пришедшего в первый
класс, сразу же требуется достаточно высокий уровень развития логического
мышления, необходимый для успешного усвоения программы.
Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника
детского сада в школе. От уровня состояния компетентности, успешности,
логичности зависит наше будущее.
Актуальность данной темы «Развитие логического мышления у детей
старшего дошкольного возраста средствами занимательной математики»
обусловлена тем, что дошкольный возраст является крайне благоприятным
для развития логического мышления, при условии, что этот процесс построен
на использовании возможностей наглядно-образного мышления, присущего
ребенку в данном возрасте.
Игры логического содержания помогают воспитывать у детей
познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и
творческому поиску, желание и умение учиться, способствуют становлению
и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и
самостоятельности.
Развитие логического мышления у детей через занимательный
математический материал имеет важное значение для успешности
последующего школьного обучения, для правильного формирования
личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть
основами математики и информатики. Требования ГОСДВО к результатам
освоения программы предоставлены в виде целевых ориентиров
дошкольного образования, которые представляют собой социально-
нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе
завершения уровня дошкольного образования.
Цель моей работы – способствовать развитию у старших дошкольников
познавательной активности, формированию мыслительных операций (синтез,
анализ, сравнение, абстракции, конкретизации, обобщения, развитию умения
устанавливать логические связи и закономерности, умению рассуждать и
делать выводы через моделирование.
Задачи:
- Рассмотреть особенности мышления детей старшего дошкольного
возраста. - Провести диагностическое исследование состояния развития
мышления детей старшего дошкольного возраста. - Формировать у дошкольников приемы умственных операций.
- Развивать у детей вариативно мышления, умения аргументировать свои
высказывания, строить простейшие умозаключения. - Развивать творческие и интеллектуальные способности через логико-
математические игры, дидактические, развивающие, игры на развитие
пространственного воображения.
Свою работу в этом направлении я планировала по нескольким этапам: - Ознакомиться с опытом педагогов – коллег.
- Изучить научную литературу, характеризующую психические особенности
развития логического мышления детей четвертого года жизни. - Подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей
детей. - Выявление исходного уровня развития логического мышления у детей
старшего дошкольного возраста. На этом этапе были подобраны
диагностические методики обследования детей. - Конкретно обозначить для себя виды игр, посредством которых будет
проводиться целенаправленная работа педагога (игры, активизирующие
мышление ребенка, способствующие усвоению им отдельных логических
операций). - Продумать использования игр в совместной и самостоятельной
деятельности.
Средством достижения поставленной цели и задач мною были выбраны
игры на развитие логического мышления, творческого и пространственного
воображения. Их можно разделить следующим образом:
1.Предметные: дидактические – (настольно-печатные).
2.Словесные: загадки.
3.Пальчиковые игры
4.Мультимедийные дидактические пособия
В своей работе я также использовала:
• логические игр-головоломки: Танграм, Пифагор, Колумбово яйцо и др
• Д/и «Сложи узор»
• Интеллект-карты
• мнемотаблицы
Работая с детьми дошкольного возраста, я
столкнулась с тем, что многие из них
испытывают страх сделать ошибку, чувствуют
неуверенность в себе. Нередко встречаются
и проблемы с логическим мышлением,
обобщением предметов, неумением
обращаться с образцом. Учитывая
существующие проблемы, я решила в работе с
детьми активно использовать логико-
математические игры, которые помогают не
только развить восприятие, мышление и память дошкольников, но и
развивать уверенность в себе. Они учат детей не только думать, но и
говорить, делать выводы, а также дети учатся строить сложные предложения.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных
методических материалов, которые обеспечивают интеллектуальное развитие
детей. Одним из таких пособий являются логические блоки Дьенеша.
Комплект логических блоков состоит из:
- четырёх форм (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат);
- трёх цветов (красный, синий, жёлтый);
- двух размеров (большой, маленький);
- двух видов толщины (толстый, тонкий).
Блоки используются: - на ОУД по математике;
- вне занятий, в развивающей среде группы;
-для индивидуальной работы с детьми.
Блоки используются в три этапа:
- игры и упражнения для развития умений выявлять и абстрагировать
свойства (цвета, формы, размера, толщины). - игры и упражнения для развития умений сравнивать предметы по их
свойствам, классифицировать и обобщать; - игры и упражнения для развития способности к логическим действиям и
мыслительным операциям.
Кроме блоков Дьенеша в работе с детьми я использую известный во всём
мире дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х.
Кюизенером.
Палочки Кюизенера называют ещё цветными числами, цветными
линеечками, счётными палочками. Основные особенности этого
дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая
эффективность. Палочки Кюизенера – это комплект цветных пластмассовых
призм. Каждая палочка представляет собой прямоугольный параллелепипед.
Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной.
С помощью цветных палочек детей легко подвести к осознанию
соотношений «больше – меньше», «левее», «правее», «длиннее», «короче»,
«между» и др.
Для выявления уровня развития логического мышления у детей старшего
дошкольного возраста я использовала следующие методики: «Изучение
уровня овладения логическими операциями» и «Нелепицы».
Применение диагностических методик позволило мне проанализировать
эффективность, как своей педагогической деятельности, так и
результативность использования занимательного материала для развития
логического мышления моих воспитанников.
Исходя из проведённой работы были получены следующие результаты:
- У детей появился интерес к элементарной математической деятельности.
Наблюдается развитие качеств и свойств личности ребёнка, необходимых для
успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и
целесообразность поисковых действий, стремление к достижению
положительного результата, настойчивость и находчивость,
самостоятельность. - У детей сформировалась потребность занимать своё свободное время не
только развлекательными, но и требующими умственного напряжения,
интеллектуального усилия играми. Занимательный математический материал
стал являться средством организации полезного досуга, способствовать
развитию творчества.
Считаю, что работа по развитию у детей старшего дошкольного возраста
индивидуальных интеллектуальных способностей не должна быть
односторонней, т.е. проводиться только в детском дошкольном учреждении.
Здесь просто обязательна помощь родителей.
Итак, на мой взгляд, без использования логико-математических игр
невозможно развитие познавательной активности, логического мышления,
памяти, речи, творческих способностей и других личностных качеств. Их
многообразие и доступность помогают воспитателю успешно планировать и
реализовывать поставленные задачи, как в коллективной, так и в
индивидуальной работе с детьми, что является залогом успешного
интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста и как следствие,
последующего школьного обучения.