Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Художественная литература как метод воспитания интереса к природе у детей дошкольного возраста

Дюсенева Дарига Гарифулловна
Воспитатель
ГККП Ясли/сад №18 «Балдырган»
г. Уральск, Западно-Казахстанская область, Казахстан

Статья «Художественная литература как метод воспитания интереса к природе у детей дошкольного возраста»

«Увидеть и познать свой край можно либо
своими глазами, либо с помощью книг».

М. В. Ломоносов

Как известно, большую роль в приобщении
дошкольников к культуре родного края играло и играет
художественное слово, но, к сожалению, за последние
годы телевидение и интернет заменили детям общение с
книгой. А ведь она открывает и объясняет детям жизнь
общества и природы, мир человеческих чувств и
взаимоотношений, развивает мышление и воображение
ребенка, обогащает его эмоции. В художественных
произведениях заключена особая воспитательная
ценность, влияющая на формирование чувств любви к родному краю. Очень
важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что наша Родина – Казахстан,
она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает
усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И
каждому из нас надо уметь быть ей полезным, так как произошло снижение
значения художественного слова в воспитании детей: дети не знают
классические произведения известных авторов; заменяют в играх казахских и
русских сказочных героев на иностранных; дети мало знакомы с традициями
казахского и русского народа.
Всё это привело к тому, что дети не используют в своей речи слов,
описывающих природу, эпитеты, метафоры. Вследствие этого я считаю
очень важным использовать художественное слово при ознакомлении детей с
родным краем.
Поэтому целью моей работы по теме творческого поиска «Формирование
чувств любви к родному краю с детьми старшего дошкольного возраста
посредством художественного слова» является повышение значения
художественной литературы в патриотическом воспитании детей.
Задачи:

  1. Создать условия для привития интереса и уважения к обычаям и
    традициям казахского и русского народа через знакомство с
    народными сказками и устным народным творчеством.
  2. Развивать умение использовать прочитанное в других видах
    деятельности (игровой, продуктивной, коммуникативной).
  3. Формировать бережное отношение к природе и всему живому через
    знакомство с произведениями писателей натуралистов В. В Пришвин,
    М.М Бианки, Б.Житков, Н.И Сладков.
  4. Непрерывно формировать и подкреплять уважительное отношение к
    книге.
    Ожидаемый результат: Дети будут знать достопримечательности своего
    города, пословицы, поговорки и их нравственную оценку, народные
    праздники, казахские и русские народные сказки; уметь слушать
    литературное произведение, отвечать на вопросы по содержанию,
    выразительно читать стихи.
    Велика роль художественной литературы при ознакомлении детей с
    миром природы. Книги о природе для детей дошкольного возраста
    разнообразны по жанрам. В них в простой и занимательной форме
    рассказывается о жизни животных и растений, о различных явлениях
    природы.
    Особое место в работе особенно с дошкольниками отводят сказкам,
    раскрывающим окружающий мир, дающим первоначальные представления и
    понятия о природе.
    В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую
    познавательную ценность. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем
    самым расширяет представления детей, знакомит с теми явлениями, которые
    непосредственно воспринять невозможно. С помощью книжки можно узнать
    о явлениях природы, о жизни растений и животных других климатических
    зон, уточнить и конкретизировать имеющиеся представления о предметах,
    явлениях. Природоведческая книга раскрывает детям явления неживой
    природы, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в
    природе.
    Пословицы, поговорки, загадки, небольшие стихи предлагаются детям в
    процессе наблюдения. Образный язык их помогает выделить особенности
    явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие
    природы.
    Специфика произведений, рассказывающих о природе, такова, писал К.Д.
    Ушинский, что в них “многое понимается только чувством и не может быть
    объяснено умом”. Поэтому педагог при чтении стихотворения или рассказа
    должен обратить внимание не только на его содержание, но постараться
    раскрыть его настроение и помочь ребенку проникнуться этим настроением.
    Чтобы дать ребенку почувствовать красоту поэтического слова,
    воспитатель должен сам чувствовать ее и уметь передавать в своем
    исполнении. Нельзя монотонно, невыразительно читать произведение о
    природе.

Воспитателю нужно помнить, что затягивающиеся, подробные беседы,
которые превращаются в пересказ своими словами только что
прослушанного рассказа, а то и стихотворения, нарушают целостность
восприятия, прерывают эмоциональное воздействие произведения на
ребенка. Поэтому беседа должна быть краткой, не касающейся деталей
повествования.
Для ведения эколого-воспитательного процесса детского сада необходимы
разные книги. К выбору книги для чтения детям следует относиться очень
серьезно, ответственно. Прежде всего, нужно использовать литературу,
рекомендованную Типовой программой детского сада.
Работая по теме творческого поиска
«Формирование чувств любви к родному краю
с детьми старшего дошкольного возраста
посредством художественного слова» я
проводила систематическую и
последовательную работу по повышению
интереса и значения художественной
литературы в патриотическом воспитании
детей.
В результате моей работы по теме было установлено, что у детей
повысился интерес к книге, как источнику знаний о родном крае, его
природе, его народе и традициях не только у детей, но и родителей:
-дети научились любоваться и бережно относиться к природе;
-родители оценили значение домашнего чтения;
-у детей появился интерес к слушанию произведений художественной
литературы о родном крае, рассматриванию иллюстраций к сказкам;
-они с желанием инсценируют и пересказывают сказки, выражая свои мысли
и чувства;
-они верно осознают мотивы поступков героев, видят их переживания,
мысли и чувства, сопереживают героям;
-проявляют внимание к языку литературного произведения, стремятся
сохранить характерную лексику, осознанно используя типичные средства
выразительности;
-проявляют речевое творчество в сочинении сказок, рассказов;
-активно проявляют себя в разных видах творческой деятельности.
Таким образом, я убедились в том, что моя работа по приобщению
дошкольников к культуре родного края через ознакомление с
художественным словом является эффективной. Целенаправленная работа по
созданию развивающей среды, обновление содержания образовательной
детской деятельности, активизация родителей как участников
образовательного процесса способствовало достижению поставленных
задач.


Для заказа пишите в WhatsApp

+7 776 987 0729

Либо отправьте заявку с сайта (Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *