Социально-нравственное воспитание старших дошкольников средствами художественной литературы
Баймуратова Анара Нурлановна
Воспитатель
ГККП Ясли/сада №26 «Тұлпар»
г. Уральск , Западно-Казахстанская область, Казахстан
Проблема социально-нравственного воспитания
дошкольников находится в центре внимания
отечественной педагогики и всегда была одной из
актуальных проблем, а в современных условиях она
приобретает особое значение.
В настоящее время система дошкольного воспитания
испытывает противоречия переходного периода, старые
принципы работы постепенно себя изживают, и им на
смену приходят новые концепции и идеи. С введением
«Государственного общеобязательного стандарта
дошкольного воспитания и обучения» изменились подходы к построению
всего образовательного процесса в работе с дошкольниками. Сегодня
педагогический процесс строится на основе личностно-ориентированного
подхода, что способствует развитию личности дошкольника.
Большую роль в формировании нравственной культуры личности играет
чтение художественной литературы.
При чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину,
конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем
сильней переживания, тем ярче его чувства и представления о
действительности. Правила морали приобретают в художественном
произведении живое содержание, поэтому проблема сохранения интересов к
книге, к чтению в наше время требует повышенного внимания
Принимая во внимание актуальность имеющейся проблемы, мною была
определенна тема исследования: «Социально-нравственное воспитание
дошкольников средствами художественной литературы», целью которого
является воспитание социально нравственных качеств детей дошкольного
возраста, через формирование устойчивого интереса к художественной
литературе.
Задачи:
- Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме
использования художественной литературы в формировании нравственных
качеств у дошкольников. - Формировать представления у детей о нравственных качествах через
художественное слово и сказки: человеколюбие, вежливость, бескорыстие,
терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к
природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали. - Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной
литературой с использованием художественных текстов, целью которых
является развитие у детей речи, воображения, творческих способностей. - Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых
поступков и их необходимость в жизни людей.
Ожидаемые результаты: художественная литература будет способствовать
социально-нравственному воспитанию дошкольников при следующих
условиях: будет отобрана по содержанию нравственных ценностей;
совместное участие в данном процессе всех участников образовательных
отношений; внесение элементов художественной литературы в различные
виды детской деятельности.
Воспитание социально-нравственных навыков и привычек – важнейшее
звено формирования нравственного поведения и становления личности.
Основными способам социально-нравственного воспитания детей, которые я
использую в своей работе являются:
-Приучение.
-Упражнение.
-Воспитывающие ситуации.
-Поощрение.
-Пример для подражания.
-Разнообразие словесных методов.
-Разъяснение.
-Беседа.
Работая по теме «Социально-
нравственное воспитание
дошкольников средствами
художественной литературы», я
создала в своей группе все условия
для усвоения положительного опыта,
приобретённого на основе прочтения
подобранных по определенной
тематике книг, также подобрала
конкретные формы и методы, направленные на формирование нравственных
представлений, суждений, оценок, рождающих, в дальнейшем, нравственные
чувства – это:
1) Выставки книг, где находятся произведения, посвященные творчеству
отдельных писателей, отдельным жанром.
2) Творческие занятия.
3) Инсценирование
4) Игра
Любовь к Родине как важная духовная ценность начинает формироваться
в сознании ребенка именно в период дошкольного детства.
Сильным средством воспитания у ребенка любви к Родине, так же как и
воспитания гуманных чувств, является художественная литература.
При чтении книги ребенок видит перед
собой определенную картину, конкретную
ситуацию, образ, переживает описываемые
события, и чем сильнее его переживания,
тем богаче его чувства и представления о
действительности. Правило морали
приобретает в художественном
произведении живое содержание.
Прежде всего, любовь маленького
ребенка к Родине начинается с отношения к
самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке.
Я заметила, что у дошкольников особые эмоции вызывают произведения,
в которых рассказывается о маме. Доброе отношение литературных героев
может служить хорошим примером для ребят. Поэтому я воспитываю у
детей уважение, сочувствие к старшим людям.
Работа с семьёй по социально-нравственному воспитанию детей
дошкольного возраста – важная и сложная сторона деятельности. Она
направлена на решение следующих задач:
— установление единства в воспитании детей;
— педагогическое просвещение родителей;
— изучение передового опыта семейного воспитания;
— ознакомление родителей с жизнью и работой класса.
Родителям, которые хотят, чтобы чтение осталось одним из любимых
занятий ребенка на всю жизнь, следует принять во внимание следующие
важные моменты: стараться всегда читать выразительно; не отчаиваться,
если не очень хорошо получается. Эти старания все равно не останутся
неоцененными – ведь для ребенка главное, что читает вместе с ним мама или
близкий для него человек, – малыш прекрасно поймет те эмоции, которыми
вы хотели с ним поделиться. Система семейных ценностей, определяющих
уклад жизни семьи, является основным средством воспитания
нравственности как комплекса жизненных и семейных ценностей. Важно,
чтобы каждый член семьи знал, что его любят, ценят и в нем нуждаются, в
семье уважают друг к друга.
В результате моей работы по теме было установлено, что:
- у детей повысился интерес к книге, как источнику знаний;
-родители оценили значение домашнего чтения;
-у детей появился интерес к слушанию произведений художественной
литературы, рассматриванию иллюстраций к сказкам;
-они с желанием инсценируют и пересказывают сказки, выражая свои мысли
и чувства;
-они верно осознают мотивы поступков героев, видят их переживания,
мысли и чувства, сопереживают героям;
-проявляют внимание к языку литературного произведения, стремятся
сохранить характерную лексику, осознанно используя типичные средства
выразительности;
-проявляют речевое творчество в сочинении сказок, рассказов; активно
проявляют себя в разных видах творческой деятельности;
-имеют представления об основных нравственных категориях (честность,
щедрость, смелость);
-умеют обосновывать выбор нравственных и безнравственных поступков,
способны эмоционально переживать.
Таким образом, я убедились в том, что моя работа по социально-
нравственному воспитанию через ознакомление с художественным словом
является эффективной. Возросло количество детей, способных управлять
своим поведением и планировать свои действия на основе ценностных
предложений. Целенаправленная работа по созданию развивающей среды,
обновление содержания образовательной детской деятельности, активизация
родителей как участников образовательного процесса способствовало
достижению поставленных задач. Дошкольники стали более дружелюбны
как по отношению к сверстнику, так и к окружающему миру, отзывчивы к
просьбам и поручениям взрослого и товарищей. Семьи воспитанников стали
более сплоченными, родители активнее принимают участие в жизни детского
сада и группы (уровень заинтересованности родителей вырос до 40%),
изменились семейные приоритеты и ценности – с интеллектуального
развития ребёнка на процессе нравственного воспитания и развития
дошкольников.
Исходя из результатов исследования, использование художественной
литературы является эффективным средством повышения уровня социально-
нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста.