Сказкотерапия как один из методов коррекции эмоциональных нарушений дошкольников
Серкибаева Айгуль Семгалиевна
Педагог-психолог
ГККП Ясли/сад №26 «Тұлпар»
г. Уральск , Западно-Казахстанская область, Казахстан
Сегодня проблемы эмоционального развития
дошкольников оказались в фокусе всеобщего внимания,
так как оно является первоосновой всего его психического
здоровья. Задача гармоничного развития детей
дошкольного возраста предполагает определенный
уровень развития широкого круга знаний и умений,
способов овладения различным содержанием, но и
обязательно достаточно высокий уровень развития их
эмоциональной сферы, социальной ориентации и
нравственной позиции. Эмоциональное развитие ребенка
является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность
процесса воспитания и обучения, его различных сторон.
Эмоциональные нарушения ‒ это нарушения, возникающие в
эмоционально-волевой сфере в результате нарушения баланса между
положительным и отрицательным переживанием ребенка.
В поведении и развитии детей часто встречаются нарушения поведения
(агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность), отставание в
развитии и различные формы детской нервности (невропатия, неврозы,
страхи).
Очень важно, поэтому уметь выявить истинные причины поведения
ребенка, тревожащего родителей и воспитателей, и наметить
соответствующие пути коррекционной работы с ним.
Сказкотерапия – это активно развивающееся направление в психотерапии.
Процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические
условия для формирования социальной адаптации ребенка, так как она
оказывает сильное воздействие на эмоциональное состояние детей, а
сказкотерапия рассматривает сказки как способ выражения и проявления
психических аспектов и создает специальные психологические сказки,
которые помогают разобраться в себе, социальной среде, осуществить
коррекцию асоциального поведения.
Поэтому целью моей работы по теме творческого поиска «Сказкотерапия
как один из методов коррекции эмоциональных нарушений дошкольников»
является развитие и коррекция недостатков эмоциональной сферы у детей
дошкольного возраста методом «Сказкатеропия».
Задачи:
- Выявление основных эмоционально-личностных проблем дошкольников.
- Профилактика негативных поведенческих реакций.
-Формирование психоэмоциональной устойчивости, позитивных черт
личности.
-Отслеживание динамики формирования позитивных качеств личности у
дошкольников в процессе применения методов сказкотерапии.
-Повышение педагогической культуры родителей.
В результате наблюдения за детьми с целью оценки их состояния мной
были выбраны следующие параметры: общий эмоциональный фон,
познавательная и игровая деятельность, взаимодействие с взрослыми,
взаимодействие со сверстниками, реакция на изменение привычной
ситуации.
По результатам беседы с родителями,
анкетирования и результатам наблюдения за
поведением ребенка были выявлены дети,
нуждающиеся в коррекции поведенческих
нарушений.
В задачи формирующего этапа входит
проведение мною коррекционно-развивающих
занятий, направленных на знакомство детей с
эмоциями, снижение нарушений в
эмоционально-волевой сфере, а именно: на
снижение агрессивных проявлений,
раздражительности и тревожности.
На втором этапе я провожу профилактическую и коррекционно-
развивающую работу, направленную на эмоционально – волевое развитие
детей дошкольного возраста – это комплекс занятий по тематическому
плану.
Слушая сказки, ребёнок накапливает их в своём подсознании и при
необходимости применяет в жизни.
В процессе сказкотерапии я использую разные жанры (притчи, былины,
мифы и другие), и типы сказок (художественные – народные, авторские –
дидактические, психотерапевтические, медитативные, психологические).
Коррекционную работу я провожу 1-2 раза в неделю. На каждого ребёнка
завожу дневник наблюдений, который позволяет проследить за его
поведением.
Моя задача – сделать окружающую среду наиболее благоприятной для
ребёнка: - приблизить условия детского сада к домашним;
- обеспечить доброжелательное отношение воспитателей и специалистов к
своим подопечным, постоянно внушая им уверенность в свои силы; - давать детям различные поручения, требующие вступления в контакт со
взрослыми.
У меня, как у педагога – психолога, возникли вопросы, связанные с
развитием эмоциональной сферы ребенка, с поиском новых эффективных
методов и приемов, способствующих улучшению психического здоровья
дошкольников. Поиски меня привели к волшебному, здоровьесберегающему
волшебному искусству – арт-терапии.
Творческие возможности ребенка, реализуемые в процессе арт-терапии –
это его развитие, как интеллектуальное, так и эмоциональное, раскрытие
творческого потенциала. Через рисунок, игру, сказку арт-терапия дает выход
внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные
чувства и переживания, способствует повышению самооценки и, конечно же,
помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная
творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения.
Психолог не ставит цель научить ребенка рисовать, основная задача арт-
терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка через
творчество, и в повышении его адаптационных способностей.
Поэтому в контексте сказкотерапии я применяю арт – терапевтические
приёмы: это и использование проективных графических тестов, и спонтанное
рисование, или же рисование иллюстраций к сказке.
Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен
анализ полученного графического материала. Рисование, лепка выступают
как способы постижения своих возможностей и окружающей
действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения
различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.
На время общения с искусством ребенок «уходит» от переживаний,
страхов и тревожности. Таким образом, арт-терапия позволяет вывести
переживания ребёнка во внешнюю форму через продукт творческой
деятельности, создать новые позитивные переживания, проявить и развивать
творческие способности.