Культура взаимоотношений: гендерные роли
Оноприенко Олеся Николаевна
учитель истории
КГУ «Ломоносовская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями в развитии»
с. Ломоносовка, район им. Г.Мусрепова, Северо-Казахстанская область, Казахстан
Разработка занятия по глобальным компетенциям
Юнит | ДОБРОПОРЯДОЧНОСТЬ И ЭТИКА | |
ФИО педагога: | Оноприенко Олеся Николаевна | |
Тема | Культура взаимоотношений: гендерные роли | |
Задачи | Раскрыть содержание понятия «гендер», «статусные роли».
Провести работу по формированию культуры взаимоотношений. Познакомить с гендерными ролями. Развивать эмоциональный интеллект |
|
Ожидаемый результат | Владеют основами культуры взаимоотношений.
Знают о гендерных ролях. Умеют корректировать свое поведение в зависимости от гендерной роли. Проявляют эмоциональный интеллект. |
|
Этапы | Ресурсы | |
Начало занятия | 1 этап (вызов) «Корзина идей»
Назвать ассоциации к словам «гендер», «статусные роли»
Учащимся предлагается просмотр ролика. По окончанию просмотра учитель задает вопросы. -Почему возникли гендерные стереотипы в обществе? -Какое влияние оказывают стереотипы на распределение гендерных ролей?
|
https://vm.tiktok.com/ZMFLSQMMk/
|
Ход занятия | 2 – этап теоретическая часть. (осмысление)
Групповая работа по периодам. Задание для групп: Определить роль мужчины и женщины в разные исторические периоды 1группа: «Древнейшее общество: мужчины и женщины»
2 группа: «Средневековое общество: мужчины и женщины»
3 группа: «Новое общество: мужчины и женщины»
4 группа: «Новейшее общество: мужчины и женщины»
Дескрипторы: учащиеся – изучают иллюстрации в приложении – определяют роль мужчины и женщины в домашнем хозяйстве – определяют роль мужчины и женщины в в политике – определяют роль мужчины и женщины во взаимоотношениях между собой
Задание для всех после выступления групп: показать преемственность от древности до современности а) какие гендерные роли осталось неизменным б) какие гендерные роли приобрели новые черты
Задание: Изучите приложение 5. Используя диаграмму Венна определите сходства и различия в гендерных ролях в восточной и западной культуре на примере стран Швеции и Кореи.
Дескрипторы: учащиеся – выявляют не мене двух сходств западной и восточной культуры – выявляют не менее двух различий западной и восточной культуры.
Творческое задание. Ролевая игра. «Гендерные и социальные роли на производстве и в семье».
Задание для групп: 1группа: Гендерные и социальные роли на производстве 2группа: Гендерные и социальные роли в семье. |
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3. «
Приложение 4.
(реквизиты: инструменты, предметы быта, кукла, посуда и т.д.) |
Результат | Учащимся предлагается составить Правила взаимоотношения в классе (между мальчиками и девочками) | Лист формата А4, маркеры |
Рефлексия | Возвращение к «Корзине идей»
– Что можете добавить в корзину, а что убрать? |
Приложение 1. «Древнее общество: мужчины и женщины»
Приложение 2. «Средневековое общество: мужчины и женщины»
Приложение 3. «Новое общество: мужчины и женщины»
Приложение 4. «Новейшее общество: мужчины и женщины»
Задание для групп: Определить роль мужчины и женщины в разные исторические периоды
1 группа: Приложение 1. «Древнейшее общество: мужчины и женщины»
2 группа: Приложение 2. «Средневековое общество: мужчины и женщины»
3 группа: Приложение 3. «Новое общество: мужчины и женщины»
4 группа: Приложение 4. «Новейшее общество: мужчины и женщины»
Дескрипторы: учащиеся
– изучают иллюстрации в приложении
– определяют роль мужчины и женщины в домашнем хозяйстве
– определяют роль мужчины и женщины в в политике
– определяют роль мужчины и женщины во взаимоотношениях между собой
Задание для всех после выступления групп: показать преемственность от древности до современности
а) какие гендерные роли осталось неизменным
б) какие гендерные роли приобрели новые черты
Приложение 5.
Мужчины ничем не лучше
Да, мы живем в эпоху феминизма, когда женщины регулярно доказывают с разной степенью успеха, что могут занимать высокие посты, получать хорошую зарплату, голосовать и баллотироваться. Но многие до сих пор подвергаются насмешкам, приставаниям и дискриминации в разной форме — на работе и дома. Есть множество стереотипов, связанных с женской ролью в семье и обществе, и приходится иногда доказывать, что женщина — тоже человек. Но не шведкам. У них даже феминизма как такового нет, потому что они ничего не доказывают. Равенство полов в этой стране — нечто само собой разумеющееся. Никто даже в шутку не скажет, что единственное предназначение женщины — это дети и домашний очаг. Мужчина не удивится, если вы заплатите сами за себя. А начальник не будет отдавать предпочтение подчиненным-мужчинам. Конечно, есть и в Швеции женщины, выбирающие роль домохозяйки. Но это осознанное решение, точно такое же, как и строить карьеру.
Папа — тоже родитель
Этот пункт вытекает из предыдущего. В других странах декретный отпуск предоставляется только женщинам, а в Швеции не только мама может сидеть с ребенком, но и папа, который получает точно такой же оплачиваемый отпуск, если жена выходит на работу. Или родители могут поделить декрет пополам, с младенцем сидит мама, а с подросшим малышом — папа. Но самое главное, что такое положение дел никого не удивляет и не рождает насмешек или непонимания. В заботе о детях, воспитании и развитии отцы играют такую же роль, как и матери.
На все руки мастерица
Возможно, складывается ощущение, что шведка — это женский вариант мужчины? Совсем нет. Женщины в этой стране умеют готовить, шить, печь и многое другое, ведь этому их учат в школе. Каждая шведка — прекрасная хозяйка, но это не значит, что нужно посвятить свою жизнь только быту. На уроках труда девочек учат управляться и со строительными инструментами, но ведь не все из них пойдут в прорабы.
Нагота — это не стыдно
Шведские женщины не стесняются друг друга. Они не прячутся за полотенцами в раздевалках спортзала, ходят голыми в общую сауну. Нагота шведок не смущает, потому что тело — естественно, и прятать его, по их мнению, нужно только от холода, микробов и глаз посторонних мужчин. Женщины не оценивают друг друга в раздевалках, а поддерживают, поэтому не возникает желания спрятать свое тело.
Шведки прямолинейны
Здесь не принято притворяться, льстить или говорить что-то только из вежливости. Шведки довольно холодные, что касается выражения эмоций. В отличие, например, от американок, шведские женщины не улыбаются всем подряд, а очень избирательны в общении. Но если они говорят «заходи как-нибудь в гости», это означает настоящее приглашение, а не просто пустые слова. Шведки открыто говорят о том, что им не нравится в отношениях, они не станут копить в себе обиды и притворяться, что все хорошо. Благодаря этому в шведских семьях редко бывают скандалы, ведь жены просто не доходят до точки кипения.
https://kto-chto-gde.ru/story/9-osobennostej-shvedskix-zhenshhin/
Шведские мужчины занимаются детьми много и без надрыва, с таким же само-собой-разумеющимся видом, с каким в России это делают женщины. На улицах Стокгольма то и дело встречаешь пап с отпрысками разного пола и возраста, и по тому, как ловко они обращаются друг с другом, видно, что это привычная для всех ситуация. Шведские мужчины любят готовить. Например, печь дома хлеб. Знакомый швед рассказал, что в пять лет испек свой первый пирожок, прочитав в домашней кулинарной книге рецепт. Подарите шведу скалку и набор формочек для выпечки на день рождения, и он будет счастлив.
Посмотреть полностью: https://www.spletnik.ru/blogs/vokrug_sveta/98370_fakty-o-shvedskikh-muzhchinakh
Посмотреть полностью: https://www.spletnik.ru/blogs/vokrug_sveta/98370_fakty-o-shvedskikh-muzhchinakh
90-е годы XX века стали периодом поистине исторических изменений в корейском обществе, временем отмены вековых табу, многолетних запретов как в политической, общественной, так и в частной жизни. И особенно заметные перемены происходили в том, что касается положения женщины. Кореянки стали реально пользоваться правами, которые до этого существовали только на бумаге или не существовали вовсе. В апреле 1994 году первая в истории страны женщина стала мэром города. Появились первые женщины-депутаты Национального собрания, министры и “даже” следователи. Военно-воздушная академия с 1997 года объявила прием на учебу представительниц прекрасного пола – будущих пилотов, что было расценено как “самое революционное изменение в жизни этого военного училища за всю его историю”. В 1996 году в Корее появилась первая женщина-посол. Профессор кафедры русистики Сеульского национального университета, историк Ли Ин Хо была назначена чрезвычайным и полномочным послом в Финляндии, а в 1998 году – послом в Российской Федерации.
В общем, достижения в области прав женщин в Корее несомненны, но есть и другие данные, свидетельствующие о том, что говорить о полном равноправии преждевременно. Несмотря на то, что зарплата работающих женщин растет, она, тем не менее, пока еще заметно отстает от зарплаты мужчин.
В 1994 г. южнокорейский мужчина получал в среднем около 1 млн.116 тыс. вон в месяц, что было почти в два раза больше, чем получала за ту же работу среднестатистическая женщина (около 632 тыс. вон, или 57% от “мужской” зарплаты). По другим данным, за 1992 год, женщины-выпускницы колледжей зарабатывали около 73% того, что получали их коллеги-мужчины.
За последние годы разница в уровне зарплат между женщинами и мужчинами сократилась, но очень не намного. Об этом, в частности, свидетельствуют данные из статистического ежегодника (‘2004 여성통계연보’), выпущенного 2 февраля Корейским институтом женщин (한국여성개발원). Согласно этому ежегоднику, в 2003 году средней размер ежемесячной заработной платы корейских женщин составил около 1 млн. 446 тысяч вон, что по текущему курсу равняется 1400 долларам. Мужчины же в среднем получали по 2 млн. 303 тысячи вон, или по 2236 долларов. Таким образом, в 2003 году женщины в Корее получали 62,9% от зарплаты мужчин.
Сильнее всего различия в уровне зарплат женщин и мужчин (в пользу последних, разумеется) в таких отраслях как электроэнергетика, газо- и водоснабжение, финансы, страхование и обрабатывающая промышленность. Относительно небольшая разница существует на предприятиях сферы перевозок и логистики, телекоммуникаций, общественного питания, гостиничного бизнеса и в риэлторских агентствах.
Если взять среднюю зарплату женщины со средним образованием за 100%, то зарплата женщин-выпускниц колледжей будет составлять всего около 105%, а зарплата мужчин, закончивших колледж, – около 156%. И даже мужчины, имеющие образование ниже среднего, получают на 31% больше, чем женщины со средним образованием.
В статистическом ежегоднике также отмечается, что хотя в южнокорейском обществе произошли значительные перемены в положении женщин, многие из них в семейной жизни по-прежнему подвергаются дискриминации. В 2002 году об этом заявили около 41% опрошенных кореянок.
https://www.freepapers.ru/7/zhenshhina-v-sovremennoj-koree/48198.311892.list1.html
Патриархальный строй дает корейцам право рассматривать жену как домохозяйку. Они до сих пор считают, что есть мужская работа и женская. Причем для последних она заключается в содержании дома.
Помогать жене в быту тоже нонсенс. Корейцы не договариваются со второй половиной и не ищут компромисс. Они не понимают, что готовка и уборка тоже отнимает много сил и времени. Особенно когда в семье появляются дети.