Урок обучения грамоте в 1 классе на тему «Звуки [й], [э]. Буква Е е»
Лахтеева Татьяна Антоновна,
учитель начальных классов
Докучаевской средней школы/
Тимирязевского района,Северо-Казахстанская область,Казахстан
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): | ||||
1.1.9.1 Выделять звуки в словах и различать их признаки (гласные ударные/безударные;
согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие). 1.1.9.3 Понимать смыслоразличительную роль звука и ударения. 1.2.1.1 Читать схемы слов/предложений. • Распознавать образ буквы и сопоставлять его со звуком. • Понимать, какую работу выполняет буква в слове в зависимости от ее позиции (гласный как показатель мягкости/твердости согласных). 1.3.8.1 Писать элементы букв, прописные (заглавные) и строчные буквы и их соединения; писать разборчиво в соответствии с нормами каллиграфии; обозначать звуки сильных позиций буквами на письме. 1.3.9.1 Списывать/писать слова, написание которых расходится с произношением (вода, снег, пенал и т.д.), соблюдать правила переноса (с помощью учителя). |
||||
Развитие
навыков: |
1.9 Ориентирование в звуковой форме слова.
2.1 Использование видов чтения. 2.9 Ориентирование в графической форме слов. • Соблюдение каллиграфических и графических норм. Соблюдение орфографических норм. |
|||
Критерии успеха | Все учащиеся смогут:
Познакомиться с гласной двузвучной буквой Е, е. Узнать, что в начале слова она обозначает два звука [й э]. Закрепить деление слов на слоги, выделение ударного слога и ударной гласной. Сделать вывод о том, что путешествовать можно по-разному, в зависимости от места расположения. Большинство учащихся смогут: Давать качественную характеристику звукам. Закреплять изученные правила. Развивать фонематический слух, внимание, память. Рассказать о видах путешествия в зависимости от транспорта. Некоторые учащиеся смогут: Вспомнить и рассказать о путешествии в деревню. Поделиться наблюдениями после путешествия. |
|||
Привитие
ценностей |
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. | |||
Межпредметные связи | • Взаимосвязь с предметами: познание мира -изобразительное искусство
• казахский язык • английский язык |
|||
Предварительные
знания |
Речь устная и письменная, предложение, знаки препинания в предложении, схема предложения, слово, слоги, ударение, схема слов, звуки речи, гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, звуковые схемы, гласные буквы и гласные звуки, буквы: а, у, и,о, ы, м, т, н, л, с, р, ш, к, п, б, б-п, г, г-к, д, д-т, з, з-с, ж, сочетание жи-ши. | |||
Ход урока | ||||
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке
|
Ресурсы | ||
Начало урока |
Создание положительного эмоционального настроя.
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. Педагог организует беседу о красоте окружающей природы. Акцент ставится на то, что путешествовать можно пешком, на любом транспорте в зависимости от расстояния и средств, но прекрасное можно увидеть и рядом. Прием из технологии развития критического мышления «Покопаемся в памяти». • Какая тема? (назовите ее). • Что вы уже знаете об этом? • Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать? • Почему вам это нужно знать? Ставится проблемный вопрос: «Какое средство вы бы изобрели сами для путешествий?» (К, И) Учитель предлагает угадать персонажа сказки, который перемещался на необычном транспорте. Уплетая калачи, Едет парень на печи. Прокатился по деревне И женился на царевне. Едет прямо во дворец, Кто же этот молодец? (Емеля) |
Картинка с изображением Емели |
||
Критерии успеха | Дети вспоминают русскую народную сказку, называют имя героя. Учитель просит произнести имя, догадаться о новой букве, с которой познакомятся на уроке дети, и сформулировать тему, цели урока. | |||
Середина урока
|
Поехали, поехали,
По узкой колее И наконец, приехали К вокзалу с буквой … «Е». (К, И) Работа по учебнику. Учитель предлагает привести примеры слов с новой буквой на основе иллюстраций в учебнике (ежи, ерши, енот, белка). • Разгадывается ребус- енот. Особое внимание уделяется вопросу обозначения буквы Е – двух или одного звука на основе схем слов енот и белка. • Предлагается прочитать слоги в рамке и слова. Обращается внимание на написание заглавной буквы в именах людей. (И, К) Артикуляционная гимнастика. (Д, К) Физминутка. Любимым занятием Емели было лежание на печи, но после больших уговоров он оттуда слезал. Давайте поиграем и изобразим, как он это делал. Если я произнесу слово, в котором есть буква е, вы изображаете, как Емеля слезал с печки. Если в слове нет буквы е, то вы, сидя на месте, потягиваетесь, поднимая вверх руки. (Собака, едят, единица, сани, ест, шуба, если, шапка, синие, яркие.) Емеля шел – шел – шел, (шагаем на месте.) Белый гриб нашел. (хлопки в ладоши.) Раз-грибок, (наклоны вперед.) Два – грибок, (наклоны вперед.) Три – грибок, (наклоны вперед.) Положил их в кузовок. (Шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.) Работа в прописи №3. Рассматривание элементов буквы на основе анимированного слайда, прописывание образца буквы в воздухе. Запись слогов и слов. Беседа о том, где можно встретить енота, на кого он похож, (у реки, в деревне) (Д, К) Пальчиковая гимнастика. В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.) Проживала буква Е. Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.) По тетрадке не спеша, Замечталась и упала, (Приседания.) Превратилась в букву Ш… Школьник был, конечно, рад: (Наклоны туловища влево-вправо.) Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.) (К) Работа по учебнику. (И) 4. Чтение предложений. Учитель задает вопросы по содержанию. Обращается внимание на значение слов в зависимости от ударения (сети, сети, реки, у реки). (И) Нахождение и чтение предложений, соответствующих схеме. Ермек мыл руки мылом. Над ними синее небо. (К) Заучивание правила. (И)Работа в прописи №3. 1 .Запись предложений с письменного и печатного текста. 2.Раскрашивание картинки с изображением енота. 3.Составление схем слов. |
Учебник
Презентация «Буквы Е, е»
Пропись Учебник Пропись С. Маршак Веселое путешествие от А до Я
|
||
Критерии успеха | Сделать вывод о том, что путешествовать можно по-разному, в зависимости от места расположения. |
|
||
Конец урока
|
Итог урока. Рефлексия.
Емеля весь урок проспал на печи, он не запомнил правила сегодняшнего урока. Учитель предлагает детям объяснить Емеле хитрость буквы Е. Схожесть буквы с предметами и ранее изученными буквами. На основе строк из стихотворения Буква «Е» – она же «п» – Вроде этажерки. (Полка средняя ее Не совсем по мерке.) |
|
||
Критерии успеха | Учитель просит привести примеры из собственного опыта, пополняя словарный запас детей, сравнивая образец буквы. Делается вывод о помещении буквы на звуковую ленту. | |||
Дифференциация
Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание
Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?
|
Здоровье и соблюдение техники безопасности
|
||
В прописи задание 3 уровня выполняется в зависимости от подготовленности класса, может носить групповой характер.
Детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.
|
Результаты самооценочной деятельности учащихся.
Формативное оценивание: умение подбирать предложения к схемам, чтение слов и предложений с новой буквой, списывание слов и предложений с образца.
|
Емеля шел – шел – шел, (шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (хлопки в ладоши.) Раз-грибок, (наклоны вперед.) Два – грибок, (наклоны вперед.) Три – грибок, (наклоны вперед.) Положил их в кузовок. (Шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.) |
||