Использование мнемотаблиц в художественно – речевом развитии дошкольников
Республика Казахстан, г. Павлодар
ГУ ясли-сад №112 г. Павлодара
воспитатель
Смагулова Баглан Таскеновна
Введение
Актуальность
Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Проблемы в речи детей:
-Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
-Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
-Употребление нелитературных слов и выражений.
-Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
-Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
-Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
-Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
-Плохая дикция.
Очень важно пробудить интерес, увлечь детей, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ.
Опираясь на исследования ученых в области общего развития ребенка, можно сказать, что рассказывание рисунками – это двуединый процесс: переработка словесного образа в визуальную форму.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Использование мнемотехники в последнее время становиться достаточно актуальным. Основной «секрет» мнемотехники несложен и хорошо известен. Когда ребенок в своём воображении объединяет несколько визуальных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности темы работы.
Цель: Овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми; формирование интереса и потребности в чтении восприятии сказок, рассказов, стихов, загадок.
Задачи:
Развивать литературную речь;
- Приобщать к словесному искусству, в том числе развитию художественного восприятия и эстетического вкуса;
- Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты;
- Помогать составлять план рассказа и придерживаться его;
- Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах;
- Помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову;
Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем.