Открытый урок литературы в 9 классе на тему: “Олжас Сулейменов”
Казахстан,Атырауская область,Курмангазинский район
общая средняя школа имени Абая
учитель русского языка и литературы
Алданова Райса Идаятовна
Цели урока: – Познакомить с биографическими сведениями и творчеством О. Сулейменова.
– Развивать чувства взаимосвязи с миром, осознания того что «Я» частичка Вселенной.
– Развивать речь, критическое мышление, учить делать выводы и заключения после прочитанного и услышанного.
– Воспитывать интерес, любовь и уважение к национальной культуре, корням и традициям.
Оборудование:Презентация,видеоролик,плакты,маркеры,
Ход урока
1 Организационный момент
Рефлексия урока (подобрать к первой букве имени –черту характера)
. «Каждый из вас – одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы совершаете «броуновское движение», встречаясь с другими атомами и даже совершая легкие столкновения. Но иногда что-то происходит, и вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молекуле я назову».(деление на группы)
А)Постановка проблемы
Я сам казах. Люблю я казахов или не люблю? Когда б любил, одобрил бы их нравы, нашел бы в их поведении какую-нибудь малость, что принесла бы мне радость или утешение, позволила бы довольствоваться не теми, как иными их качествами, и не померкла бы надежда моя. Но нет этого. Когда б не любил, не стал бы говорить с ними, делиться сокровенными мыслями, советоваться, входить в их круг, интересоваться их делами, спрашивая “что там делают, что происходит?”, полеживал бы себе спокойно, нет,- так вовсе откочевал бы от них. Надежды такой, что они изменятся или я образумлю, исправлю их, тоже не питаю. Не испытываю ни одного из этих чувств. Как же так? В молодые годы и не помышлял о том, что можно оставить свой народ, любил казахов всей душой, верил в них. Когда же довелось узнать людей, когда постепенно угасла моя надежда, обнаружил: нет уже той силы, которая позволила бы покинуть родные края, породниться с чужими. Поэтому в груди у меня сейчас — пустота. А вообще думаю: может, оно и к лучшему? Умирая, не буду страдать: “Увы, не привелось изведать еще такой то радости!..” Не терзаясь сожалениями о земном, утешусь надеждой на предстоящее.
(обсуждение в группах про себя потом вслух)
Отвечают по порядковым номерам.(дополняют друг друга)
2 Опрос домашнего задания..
« Собери гирлянду».Дать сведения о шумерской мифологии ,лирике Востока,творчестве Абая( отвечают по порядковым номерам)
. На сегодняшнем уроке мы попытаемсы доказать обратное.
3 Как вы думаете почему на уроке русской литературы я затронула тему о нашей нации ,об Абае Кунанбаева ,о шумерской мифологии,о Востоке. Кстати назовите города Восточного Казахстана.Мы с вами ,ребята ,так как у нас урок внеклассного чтения поговорим о проблемах ,которые волнуют наше государство и попробуем найти решение всех насущных проблем.Сделаем мы это на основе стихотворения Олжаса Сулейменова
«Кружись,айналайн,Земля моя.
А)Выразительное чтение стихотворения учеником.
Б)Вопросо –ответная беседа по содержанию стиха.
1)Что вас смущает в названии стихотворения?
2)Когда мы говорим ласковые слова и кому?
3)Что такое боль?
4)Как вы понимаете выражение «Боль природы»?
5)Что имел в виду Олжас Сулейменов.
6)Очем он заявляет.О каких проблемах?
7)В чем суть проблемы?
8)Кто является Виновником?
9)Что мы можем сделать?
В) Просмотр видеоролика.(Роза Рымбаева «Заман-ай»)
О чем этот ролик?
Как вы думаете зачем я вам показала этот ролик?
4 Закрепление урока.(деление на группы «Разведчик»)
1 группа-Жизнь О.Сулейменова
2 Группа-Творческая деятельность писателя.
3 Группа- Политическая деятельность писателя.
5Опережающее задание (Вопросы по творчеству писателя)(Деление на группы)
6 Авторский стул. Выразите свое признание и любовь к Олжасу Сулейменову. Зачитайте.
7 Рефлексия.
Оценивание .
Домашнее задание.Выучить стихотворение Олжаса Сулейменова.