Интеллектуальная игра по биологии «Что? Где? Когда?»
Рудько Ирина Владимировна
учитель биологии
КГУ «Урожайная средняя школа»
р-он им. Г. Мусрепова,СКО,Казахстан
Цель игры: Стимулировать учащихся к получению новых знаний в изучении раздела зоологии; расширять кругозор, повышать интерес к предмету; развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, умения рассуждать и делать выводы.
Оборудование: игровой стол, волчок, вопросы в конвертах для каждого сектора, «чёрный ящик», интерактивное оборудование.
Предварительная подготовка:
- Учащиеся 7 классов заранее формируют команду из 6 человек, выбирают капитана. Капитан команды решает, какая версия ответа будет озвучена.
- Из числа учителей – предметников формируется жюри (не более 3 человек). Жюри имеют право вынести вердикт по спорной ситуации, а также должны к концу игры выбрать кандидатуру лучшего игрока из команды учащихся.
Ход игры
Добрый вечер, дамы и господа! Мы рады приветствовать вас в нашем клубе «Что? Где? Когда?». Сегодня против сборной команды учителей выступает сборная команда учащихся школы. Под ваши бурные аплодисменты они займут сейчас места за игровым столом. Итак, встречайте: (играет вступительная мелодия игры)- ведущий перечисляет имена участников игры, в конце называет капитана команды.
– Уважаемые знатоки! Позвольте мне ознакомить вас с правилами игры.
Игра начинается со звука гонга. Распорядитель заводит волчок, который остановившись, укажет на один из лежащих конвертов. После озвучивания ведущим вопроса вам даётся 1 минута, в течение которой вы должны обсудить и выбрать вариант ответа. Капитан команды определяет какую версию ответа и кто будет озвучивать. В случае правильного ответа команде присуждается 1 балл, в случае неверного ответа 1 балл присуждается команде учителей. Игра состоит из 11 раундов. На столе 10 конвертов с вопросами. 11 конверт- сектор блиц, в этом конверте целых 3 вопроса, на которые должны быстро ответить знатоки. Если хоть на один вопрос они не ответят – очко присуждается учителям. 1 раз в ходе игры знатоки могут взять помощь зала.
Если у команды имеется досрочный ответ, в том случае, если он правильный,
сохраняется дополнительная минута. В конце игры членами жюри выбирается лучший игрок. Ему вручается сувенир “сова” – символ мудрости.
Итак, мы начинаем! (Звучит гонг)
1 раунд. Конверт № 1.
Во многих странах мира это животное используют в пищу как деликатес. Интересно то, что зубы у этого организма расположены на языке.
Внимание- вопрос: Назовите это животное?
Время!
Ответ: это животное Улитка.
2 раунд. Конверт № 2.
В стихотворной строке из поэмы Эразма Дарвина «Храм Природы» есть такие строки:
А там играет формами протей,
То куб, то шар, то будто червь иль змей…
Внимание- вопрос: О какой особенности простейших здесь говорится?
Время!
Ответ: простейшие не имеют постоянной формы тела.
3 раунд. Конверт № 3.
Известный натуралист Трамблэ, изучивший гидру, попытался найти в воде крупных животных, которые бы поедали этих полипов. Он начал с того, что предложил их рыбам. Сначала рыба приблизилась к гидре и схватила ее, но вместо того, чтобы проглотить, она сразу же «выбросила ее, как бы питая к ней отвращение». Тоже повторилось еще несколько раз.
Внимание- вопрос: Объясните, почему рыба так поступала?
Время!
Ответ: гидра вырабатывает ядовитые вещества через стрекательные волоски в ротовую полость рыбы, в результате чего, вторая получает ожог.
4 раунд. Конверт № 4.
Многие паразитические черви, в период своей жизнедеятельности, используют несколько промежуточных хозяев, откладывая сначала личинок, которые в итоге попадают в основного хозяина и там дают потомство.
Внимание- вопрос: Назовите брюхоногих моллюсков, служащих промежуточными хозяевами плоских червей.
Время!
Ответ: прудовики и некоторые другие пресноводные формы.
5 раунд. Конверт № 5.
Известно, что морские обитатели «склонны к тесной дружбе». Примером неразлучного союза служат рак – отшельник и актиния. Залезая в пустую раковину моллюска, рак обзаводится таким образом собственным домом. Затем находит актинию нужного ему вида и бережно переносит в клешне, усаживая ее на раковину. Так и живут они вместе до самой смерти. Перебираясь в новую раковину – домик, рак переносит на нее и актинию.
Внимание- вопрос: Каков биологический смысл такой «дружбы»?
Время!
Ответ: Актиния защищает рака от врагов, а ей перепадают кусочки пищи.
6 раунд. Конверт № 6.
В некоторых районах Южной Германии его называют прусаком, на севере швабом, в Западной Германии – французом. В Казахстане он опять – таки прусак.
Внимание, вопрос: Назовите о ком идет речь?
Время!
Ответ: речь идет о рыжем таракане.
7 раунд. Конверт № 7.
«Черный ящик»
В Нью-Йоркском зоопарке находится каменный павильон с бронированными стеклами, на котором красуется надпись: “Здесь находится самое опасное животное на Земле”.
Внимание, вопрос: Угадайте содержимое павильона.
Время!
Ответ: там установлено зеркало. Человек видит самого себя и понимает, что он- самое опасное существо в мире.
8 раунд. Конверт № 8
Они переносят возбудителей смертельной сонной болезни (людей) и наганы (рогатого скота). Ни одна другая муха не была так хорошо исследована, как эта… Их около 30 видов, и у каждой свои определенные требования к среде…
Внимание, вопрос: О какой мухе пишет в своем труде ученый Питер Ричель?
Время!
Ответ: муха цеце.
9 раунд. Конверт № 9.
Известно, что головоногие моллюски передвигаются реактивным способом. Среди них есть такие, которые спасаясь от погони, могут взлетать в воздух и в планирующем полете проноситься над волнами десятки метров.
Внимание, вопрос: Назовите этих моллюсков.
Время!
Ответ: кальмары.
10 раунд. Конверт № 10
Героиня книги Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес» пожаловалась гусенице, с
Что случившиеся в ней волшебные изменения привели ее в полное замешательство. Гусеница ответила, что в этом ничего нет удивительного и странного.
Внимание-вопрос: какие «волшебные изменения» могут происходить с гусеницами бабочек?
Время!
Ответ: гусеницы бабочек переходят в следующую стадию развития – куколку.
11 раунд. Конверт № 11.
«Блиц».
- Корова и кресло, курица и циркуль, штатив и рояль.
Внимание, вопрос: Что общего между этими парами?
Ответ: количество ног.
- Найди ошибку в стихотворении А.Фета «Бабочка»
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
…Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я летний опустилась
И вот дышу…
Ответ: и бабочки не два, а четыре крыла.
- Каким словом одинаково названы жук семейства пластинчатоусых, птица отряда удодов и млекопитающее отряда непарнокопытных?
Ответ: Носорог.
Подведение итогов.
Вручение памятных призов. Жюри отмечает лучшего игрока и вручают сувенир – сову.