Конспект урока по биологии 8 класс “Заболевание и профилактика мочевыделительной системы”
Хамидулина Светлана Вячеславовна,
учитель биологии
КГУ “Пресноредутская ОШ”
с.Пресноредуть,Жамбылский район,Северо-Казахстанская область,Казахстан
ЦЕЛЬ УРОКА: Закрепить и систематизировать знания об органах выделения и выделительной системы.
Критерии успеха: 1. Знают заболевания органов выделения
- Понимают значение профилактики заболеваний органов выделения
- Умеют характеризовать заболевания органов выделения
ТИП УРОКА – урок усвоения новых знаний. Обобщение ранее изученного
ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, мультимедиа-проектор, раздатка-карточки. Критерии успеха
После изучения темы ученики должны
знать/понимать
- сущность биологических процессов: обмен веществ, выделение;
- распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека (мочевыделительной системы);
- проводить самостоятельный поиск биологической информации, в том числе с использованием информационных технологий;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболевания почек.
Ход урока
Создание колаборативной среды: «крушение самолёта»
Создание групп: Весна: распускание листьев, птицы прилетели, тает снег, посев зерновых, посадка деревьев.
Зима: снег, санки, горка, мороз,
Формирование рабочего места.
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на очередном занятии по биологии. Сегодня у нас необычное занятие, много гостей. А гости – это наши друзья. Поэтому поделимся с друзьями своими знаниями. Начнем занятие с изучения новой темы.
Проблемный вопрос: Какое отношение к теме нашего урока имеют изображенные предметы: лохань, пирамида, чашка, почки растений? (возможный ответ: почки есть у растений и у человека, у человека они выполняют выделительную функцию)
Ролик про заболевание почек
Как вы думаете, о чем у нас сегодня пойдёт речь.
Корзина идей.
- Изучаем в группе материал стр 229-230. составляем постеры, и 3 вопроса для каждой группы. Распределения ролей.
- Защита постеров
- Ученик 1: «Презентация по заболеваниям органам выделения»
- Использование сотовых телефонов: Найти заболевания органов выделения, не предусмотренные программой для уч-ся 8 класса.
Вставьте в текст необходимые по смыслу слова из словарика, рисунок на слайде поможет вам. (Навык смыслового чтения)
СЛОВАРИК: две, почки, Мочеточники, объемом, форме, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, Масса. ТЕКСТ: • У человека две почки. Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. По форме почка напоминает боб. Величина почки – с кулак человека. Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники. • Мочеточники – трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю. • Мочевой пузырь — непарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький – зачем транспортировать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами? |
Вставьте в текст необходимые по смыслу слова из словарика, рисунок на слайде поможет вам. (Навык смыслового чтения)
СЛОВАРИК: две, почки, Мочеточники, объемом, форме, поясницы, непарный, позвоночника, ширина, Масса. ТЕКСТ: • У человека две почки. Расположены они на уровне поясницы, с обеих сторон позвоночника. На правую почку «давит» такой «гигант» как печень, поэтому она на 1 -1,5 см ниже левой. По форме почка напоминает боб. Величина почки – с кулак человека. Масса – 150-200 г, длина – 10-12 см, ширина – 5-6 см. Примерно каждые 7 с из почек выходит очередная порция мочи, которая попадает в мочеточники. • Мочеточники – трубочки длиной 30 см, 4-7 мм в диаметре. Плавными движениями мочеточники двигают мочу к мочевому пузырю. • Мочевой пузырь — непарный орган, объемом 500-700 мл. Он не слишком большой и не слишком маленький – зачем транспортировать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами? |
- Закончи схему
Строение мочевыделительной системы.
Составьте короткий рассказ по схеме.
Возможный ответ:
К органам мочевыделительной системы человека относятся:
- Почки.
- 2. Мочеточники.
- Мочевой пузырь
- Мочеиспускательный канал
** Я щелкаю мышкой, ученик дополняет свой ответ:
Почки являются мочеобразующим органом, а мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал – мочевыводящими.
- Уберите лишнее
- Извитой каналец 1. Капиллярный клубочек
- Петля 2. Мочеточник
- Лоханка 3. Извитой каналец
- Собирательная трубочка 4. Капсула
Ответы:* 3. лоханка, она не является частью нефрона *2 мочеточник, он не является частью нефрона ( 2 балла)
6.Заполни таблицу
этапы | процессы | Где образуется | Состав |
1. образование первичной мочи | фильтрация | В капсуле | Плазма без белка,
150л в сутки |
2. образование вторичной мочи | Всасывание, секреция | В канальце | Мочевина, мочевая кислота, креатин
1,5-2,5л в сутки |
( 10 баллов)
Дополняю: В результате обратного всасывания у взрослого человека в мочевых канальцах образуется до 1,5— 2,5 л вторичной (конечной) мочи в сутки; у детей количество мочи меньше
- 7. Куда попадут ненужные вещества из собирательной трубочки? Расположите органы в нужной последовательности.
- Мочевой пузырь
- Мочеточники
- Лоханка
- Почечные чашки
- Мочеиспускательный канал
*Ответ: 4,3,2,1,5 ( 5 баллов)
(В почечные чашки, лоханку, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал)
Какой процесс в организме иллюстрируют эти числа?
1500 л ® 150 л ®1,5 л *Ответ: 1500 л крови фильтруется за сутки через клубочки; 150 л первичной мочи образуется; 1,5 литра – вторичной. |
Задание для одарённого ученика
Общий анализ мочи | Общий анализ мочи |
Цвет – соломенно- желтый
Глюкоза – отсутствует Белок – отсутствует Эпителий – следы Эритроциты- 0-3 в поле зрения Лейкоциты – 0-3 в поле зрения Слизь – нет Бактерии – нет |
Цвет – желтый
Глюкоза – отсутствует Белок – следы Эпителий – следы Эритроциты – 3-6 в поле зрения Лейкоциты – занимают все поле зрения Слизь – есть Бактерии – много |
Заключение : | Заключение:
|
Итог урока. Подсчитали количество баллов, заработанное на уроке.
36-40 баллов – «5»
26-35 баллов – «4»
15 – 25 баллов – «3»
Д/з:
- стр 229-230
- Ответить на вопросы по заключению
Рефлексия
- Урок мне __________________________
- Мне было непонятно ___________________
- Я хотел бы изменить __________________________
Лист оценки
Ф.И ____________________________________________
1 задание | 2 здание | 3 задание | 4 задание | 5 задание | 6 задание | 7 задание | 8 задание | |
Баллы |
Лист оценки
Ф.И ____________________________________________
1 задание | 2 здание | 3 задание | 4 задание | 5 задание | 6 задание | 7 задание | 8 задание | |
Баллы |