Статья”Психолого-педагогические условия военно-патриотического воспитания учащихся 11 класса на основе межпредметных связей»
Баран Александр Евстафьевич.
преподаватель-организатор НВП
КГУ “Бастомарская средняя школа”
с.Бастомар,р-н Магжана Жумабаева,СКО,Казахстан
В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева к народу Казахстана, одним из приоритетных направлений является – формирование казахстанского патриотизма, гражданственности. Будущее страны, ее независимость, место в мировом содружестве будут определяется не столько экономической мощью государства, сколько социально нравственными качествами ее граждан, их политическим и гражданским мировоззрением.
Проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного патриотического сознания, широкого распространения равнодушия. У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают ее как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах призывной молодежи свою значимость, поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизму, как основы консолидации общества и укрепления государства.
Учителю важно знать личностные особенности своих подопечных, социально-психологическую картину группы, с которой он работает, чтобы уметь наладить эффективное взаимодействие как с коллективом, так и с отдельными учащимися. В этом случае отношения между ребятами будут помогать этому взаимодействию, а не мешать ему. Кроме того, основы психологических знаний дают возможность педагогу эффективно взаимодействовать и с психологом, если он есть в учебном заведении. Вовремя оценить ситуацию в группе, обратиться за помощью к специалисту, затем продуктивно с ним вместе скорректировать положение в группе.
Таким образом, связь всех параметров психолого-педагогических условий учебно-воспитательного процесса с показателями воспитанности детей есть первое основное требование к результатам учебно-воспитательной работы.
Большую роль играет пробуждение у учащихся чувства сопричастности к историческому процессу, переживания ответственности за происходящее вокруг. А для этого необходимо в процессе обучения раскрывать жизнь и деятельность не только великих людей прошлого и настоящего, по и рядовых тружеников и защитников нашей Родины. Полезно ставить школьников в такие ситуации, когда бы они смогли мысленно соотнести изучаемые исторические события с собственным участием в них и, таким образом, оценить себя, собственную готовность к защите Родины.
Понятие “Родина” начинается со знания истории места: села или города, в котором живет человек. Он должен если не почитать, то хотя бы знать и уважать традиции родных мест. Только знание своего исторического прошлого может укрепить в нас почитание традиций и непреходящих человеческих ценностей – любви к родине, доброты и справедливости, уважение к ближнему, почтение старших. Историческое и культурное прошлое страны неразрывно связано с подрастающим поколением, непосредственно влияет на его жизнь, помогает ему формировать собственную жизненную позицию.
Уроки истории, организованные целенаправленно, играют важнейшую роль в формировании патриотического сознания школьников, переходящее в убеждения и становящееся качеством личности.
Тема патриотизма успешно решается на уроках истории, потому что история – это наука, которая делает человека патриотом и гражданином. В преподавании истории учитель ориентируются на объективные трактовки исторических событий с позиций гражданственности, исторической преемственности, уважения к своим предкам вне зависимости от их мировоззрения или идеологии.
Патриотическое воспитание начинается с ценности познания истории Отечества, его культуры. Любовь к родному языку, национальной культуре своего народа, знание истории своей родины – одни из главных компонентов воспитания чувства патриотизма.
Следовательно, важными факторами воспитания являются формирование индивидуально-личностного отношения школьников к изучаемым историческим темам, к историческим событиям, известным военным, государственным деятелям, применение активных форм, методов и приемов для стимулирования познавательной, творческой деятельности, углубление знаний учеников, наполнение знаний новым качественным содержанием. Патриотическое воспитание молодежи сегодня требует целенаправленных усилий не только в закрепления традиционного, оправдавшего себя временем такого направления, как изучение истории в процессе учебно-познавательной деятельности, но и поиска новых источников и факторов, стимулирующих этот процесс.
Учитель, преподающий историю, хорошо знаком с трудностями развития воображения учащихся . Приемы, способствующие решению этой задачи:
а) рассказ о воображаемом путешествии во времени, например, в стране саков, в героический Отрар, в средневековые города Казахстана… или в пространстве, например, на карте по дорогам Шелкового пути, путешествие в Кашгар, в страну тюрков, по следам Золотого человека…
б) экскурсии по городу, в музеи. Сохранившиеся памятники прошлого, увиденные школьниками во время экскурсий помогут развитию воображения и сделают более интересной и плодотворной работу на уроках при закреплении пройденного материала, например, при написании сочинений на такие темы, как «Как жили андроновцы?», «Улицы нашего города»;
в) чтение отрывка из художественной и научно-популярной исторической литературы. Учитель может зачитать небольшой фрагмент из книги и предложить ученикам продолжить рассказ или обратиться к ним с вопросом: «Подумайте, к чему это могло привести?» и т.п.; Так при изучении темы «Джунгаро-казахские войны» для создания эмоционального фона, поддерживающего познавательный интерес к изучаемым фактам, стало применение книги И. Есенберлина «Кочевники». Ярко описанные подвиги Богембая-батыра, решающая схватка Бурундука с Караченом, описания внезапного нападения джунгар на Казахстан, описание картин жестокости джунгар по отношению к мирному населению.
Тактики «волчьей стаи», последствия нашествия, заставили представить величие народа в его стремлении к победе, понять, что только в единстве Казахстан мог выстоять.
г) знакомство с произведениями искусства, просмотр кинофильмов, позволяет накапливать зрительные образы, на которые в дальнейшем могут опираться учащиеся.
Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна. Наряду с героями всего Казахстана изучаем подвиги костанайских героев – Л.Беды, И.Павлова, С. Баймагамбетова, С. Темирбаева…. Именно, подвиги героев, всенародная помощь фронту в тылу и воинов питало Победу, она была неизбежна. Ученики стремятся осмыслить подвиг народа, поставить себя на место молодого человека, который сразу после школы ушел на фронт. «Смогу ли я выдержать все испытания, которые легли на плечи наших дедов и прадедов?» – задают вопрос старшеклассники. Смог бы я отдать жизнь за свою родину?
Чтобы лучше понять какое-то историческое время, необходимо посмотреть на него с разных сторон: как происходил прогресс науки и техники, какие яркие личности жили в это время, как развивалась культура. И вот из всего этого и складывается личность. И не просто личность, а патриот своей Родины. На своих уроках и внеклассных занятиях показываю, что именно через личность история говорит, действует, а в конечном итоге – воспитывает.
Военно-патриотическое воспитание на уроках НВП
Обучение молодежи начальной военной подготовки бессмысленно без формирования нравственных ценностей, патриотического сознания. Таким образом, цель преподавания НВП – подготовка физически и нравственно развитых молодых людей, которые могли бы адаптироваться в изменяющемся мире.
Задача патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных. Но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем другое – осмыслить ее и предпринять конкретные шаги.
Важное значение придается сегодня школьному курсу начальной военной подготовки процессе которого учащиеся получают знания о структуре, целях и предназначении Вооруженных Сил РК, а также по тактической, огневой, строевой подготовке, военной топографии и гражданской обороне. Молодые люди уясняют основные требования военной присяги, уставов Вооруженных Сил РК, знакомятся с вооружением и военной техникой воинской части, с размещением и жизнью личного состава; приобретают необходимые практические навыки в объеме подготовки молодого солдата (матроса).
Особое значение имеет повышение информативности урока по вопросам, связанным с сегодняшним днем армии и флота, изменениями в военном деле, происшедшими под влиянием научно-технической революции, выявлением и закреплением новых традиций и ритуалов, появившихся в частях, на кораблях и соединениях в наше время. Опыт показывает, что пропаганда наших успехов, рассказы о героическом прошлом Родины активно влияют на развитие патриотических чувств учащихся, их поступки и действия. Каждый военный руководитель должен создавать такую атмосферу на уроке, которая бы увлекала молодых людей в мир новых познании истоков патриотизма.
Стройная и четкая организация занятий приучает учащихся к армейскому и флотскому порядку и дисциплине, вырабатывает элементы исполнительности и организованности.
Важное, место в системе подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах занимает физическое воспитание. Это и понятно, ибо преодолевать трудности походно-боевой жизни, действовать в любых условиях под силу человеку, отлично физически развитому, выносливому, облав дающему крепкими нервами, решительному, смелому.
Для реализации этих функций необходимо соответствующее построение учебно-воспитательного процесса (структура), нужны новые подходы к обучению. Система функций обучения в формировании готовности к защите Редины должна быть адекватна структуре личности будущего защитника Родины; формирование знаний, умений и навыков должно осуществляться в единстве с развитием личности.
Многие школьные дисциплины касаются вопросов нравственности. Однако предмет НВП способен существенно улучшить нравственное воспитание в школе, где работа ведется по направлениям:
- патриотическое воспитание;
- военная подготовка;
- физическое развитие;
- эстетическое развитие.
Для успешного формирования у учащихся готовности к защите Родины учителю необходимо знать, какими возможностями обладает учебный процесс, каковы его функции в военно-патриотическом воспитании школьников. Это поможет ему в постановке целей уроков, отборе материала с военно-патриотической направленностью, в определении методов и форм организации деятельности учащихся, т. е. тех важнейших элементов, без которых урок не обеспечивает выполнение стоящих перед ним задач.
Воспитание патриотизма у детей старшего школьного возраста на занятиях казахского языка.
Очевидно, что знание глубоких исторических корней и традиций, государственной символики (гербом, флагом, гимном) является одним из элементов воспитания в духе здорового патриотизма, при котором происходит непосредственное прикосновение к истории.
Символы – непреходящие ценности народов Казахстана, они должны быть предметами особого, исключительного внимания педагогов. Изучение с детьми важнейших государственных символов, формирование к ним уважительного отношения, несомненно, будет способствовать укреплению чувства патриотизма, гражданственности, национально-нравственных устоев в среде дошкольников, оказывает благотворное влияние на процесс становления социально активной личности, патриота-гражданина.
По указанным ниже уровням мы определяем объем знаний на казахском языке и представлений детей групп школьников о символике РК.
Минимальный уровень – называет флаг, герб, и гимн.
Базовый уровень – называет флаг, герб, и гимн. Знает, что означают цвета герба и флага. Изображения на флаге – желтое солнце и парящий в небе орел. Орел – почитаемая в Казахстане птица. Тулпар – сказочный рогатый крылатый конь. Шанырак – деталь жилиша-юрты. Имеет представления о том, что герб и флаг нужен стране, чтобы объединять людей, живущих в ней. Поэтому в праздники вывешивают на здании флаги, а на монетах изображают герб. Знает, когда исполняется гимн, как нужно при этом себя вести. Называет флаг, герб, и гимн.
Максимальный уровень – называет флаг, герб, гимн. Имеет представления о символическом значении изображений на гербе, флаге. Тулпар – мечта о будущем и высота полетов. Шанырак – отчий дом и вселенная. Звезда-символ единства мыслей народов Казахстана. Голубой цвет и желтый цвет-чистота и мир, доброта. Орел-независимость и мощь. Знает о том, что государственная символика объединяет людей и служит отличительными знаками. Определяет музыку гимна как величественную и торжественную. Знает, когда исполняется гимн, как нужно при этом себя вести.
Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеют огромное для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины.
Военно-патриотическое воспитание старшеклассников в ходе изучения естественных и гуманитарных предметов.
Произведения литературы, посвященные Великой Отечественной войне, помогают школьникам понять причины возникновения войн, глубинные основы политических и нравственных мотивов героических подвигов советских людей во имя Родины, народа, Отечества и мира во всем мире, дать примеры для подражания.
Учитель литературы призван развивать у молодежи качества:
– борцов за правое дело, против зла и насилия, помочь соприкоснуться с событиями героического прошлого, мысленно поставить себя на место литературных героев, восполнить недостаток жизненного опыта;
– формировать жизненные ориентации, установки и мотивы деятельности во имя Отчизны и готовность к защите ее от любых посягательств агрессора.
Этот предмет предоставляет учителю большие возможности для воспитания у учащихся любви к Армии (7 мая 1992) и Военно-Морскому Флоту (2 апреля 1993), уважения к воинскому долгу, военной службе; показа жизни современной армии, красоты ратного труда. Целесообразно ознакомить школьников с книгами, рассказывающими о наиболее распространенных воинских специальностях, профессии офицера, требованиях современного боя.
Учитель математики формирует у учащихся убеждение в необходимости математических знаний для овладения современными средствами ведения войны, боевым мастерством. Изучение математики способствует формированию у школьников ответственности, внутренней дисциплины и организованности, что необходимо для воинской деятельности. Знания прикладной математики понадобятся молодым людям для расчета различных боевых систем, решения задач с военным содержанием; учителю следует раскрыть учащимся тенденцию к математизации современной боевой техники, рассказать о профессиях программистов, операторов и т. п., общественно необходимых как в мирном труде, так и в военном деле
Изучение физики. В процессе изучения предмета – учащиеся усваивают знания о физических основах военной техники: баллистике, локации, оптике, механике стрелкового оружия. Приобретают умения решать задачи с военно-техническим содержанием, требующие расчета, анализа, оценки эффективности того или иного военно-технического устройства: траектории полета ракеты, самолета; учатся переносить теоретические знания в ситуации, приближенные к военно-профессиональным действиям, творчески отбирать необходимые знания о физических законах и принципах с целью решения конкретной задачи.
Курс химии призван сформировать у учащихся убеждения в необходимости усиления борьбы за предотвращение гонки вооружений, против создания новых систем уничтожения человека, за запрещение химического оружия.
Изучая биологические науки, учащиеся узнают о лекарственных свойствах ряда растений флоры их использовании народной медициной для спасения раненых в годы Великой Отечественной войны.
Изучая биологию, учащиеся должны усвоить влияние психических перегрузок на функции опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, правила гигиены питания, кожи, зрения, слуха, умственного и физического труда, меры предупреждения инфекционных заболеваний; объяснять влияние психических факторов, занятий физической культурой и спор-том на организм; проводить самонаблюдение (измерять температуру тела, частоту пульса).
Изучение физической географии вооружает учащихся знаниями о Родине, об особенностях ее территории и природных богатствах, осуществляемых в стране преобразованиях природы. Школьники узнают о факторах, способных вызвать необратимые изменения природной среды (одним из них являются военные действия); получают сведения об устойчивости ландшафтов в разных природных зонах.
Информатика – наука об информации, а именно: о получении, о хранении, о преобразовании, о передаче, об использовании её. Так пришла идея об интеграции в работе с информацией школьных проектов и информатики, электронных экскурсий. В процессе работы над проектом школьники обрабатывают материал, осуществляют поиск дополнительной информации в Интернете, работают с Интернет источниками. Параллельно они изучают возможности и методы работы в электронной среде, а именно с программным обеспечением, знакомятся с правилами оформления и стандартами применениями.
Психолого-педагогические основы работы учителя по формированию у учащихся военно-патриотического воспитания.
Психолого-педагогические основы работы учителя по формированию у учащихся готовности к выполнению священного конституционного долга – защите Отечества – требует, прежде всего, выявления состава входящих в эту систему компонентов, их структуры и функций в процессе военно-патриотического воспитания.
Первым составляющим системы является постановка цели и задачи. Основная цель военно-патриотического воспитания учащихся, четко сформулированная в основных направлениях реформы школы, подготовка «их к службе в рядах Вооруженных Сил, воспитание любви к Армии РК, Отечеству, постоянной готовности к его защите» – должна быть расчленена на ряд частных целей, охватывающих учебный процесс, учебную дисциплину, систему уроков, отдельные уроки и, наконец, создаваемые на них отдельные педагогические ситуации.
Особенно большой силой эмоционального воздействия на учащихся обладают литература, музыка, кино, живопись, различные виды творческой деятельности. Поэтому в процессе урока целесообразно использовать репродукций выдающихся художников; записи на магнитофонных лентах небольших музыкальных произведений, песен гражданской и Великой Отечественной войн, воспоминаний участников изучаемых событий, фотографии, кинофильмы; яркие примеры верности долгу, Родине, партии из художественной, исторической, мемуарной литературы, материалы поисковой деятельности.
Военно-патриотическая направленность методов обучения предполагает проявление в деятельности учащихся таких мотивов и психических состояний, которые отражают структуру готовности к защите Родины.
В структуре целей ведущими компонентами выступают:
– идейно-побудительный: убеждения, жизненная позиция, мотивация,
– познавательный; военно-патриотические и военно-технические знания,
– практический; умения, навыки, опыт поведения, приближенный к условиям военной службы.
Благодаря такому подходу в целях реализуются воспитательная, образовательная и развивающая функции урока.
Учителю необходимо в ходе урока опираться на известную психологическую закономерность: для формирования определенного свойства личности воспитуемого его необходимо включить в деятельность, становится для него жизненно необходимым. Активное состояние качеств личности на уроке содействует ее развитию.
Чем лучше учитель представляет себе внутреннюю психическую деятельность школьника, стимулирующую развитие личности, тем эффективнее отбор и использование формы организации урока, методов, конкретных заданий учащимся, способов контроля.
Учащиеся должны сделать вывод о необходимости всесторонне и настойчиво готовиться к военной службе, осознать, какую роль в этом отношении играют начальная военная подготовка и физическое воспитание.
В ходе урока учитель стремится использовать общеобразовательные знания учащихся (по физике, обществоведению, истории, биологии, литературе), а также сведения, почерпнутые ими из средств массовой информации, рассказов ветеранов Великой Отечественной войны, поисковой работы и т. д.
При анализе возможностей урока в военно-патриотическом воспитании учащихся целесообразно учитывать следующие критерии:
- Связь урока со всей системой военно-патриотического воспитания учащихся данного класса.
- Педагогически обоснованная постановка конкретной цели перед уроком.
- Вооружение учащихся знаниями, необходимыми будущему защитнику Родины: о смысле и общественной предназначении военной службы, исторической роли Вооруженных Сил; пониманием военно-политической ситуации, характера будущей войны, научных основ современной военной техники, требований, которые она предъявляет к человеку.
Знания, получаемые учащимися, должны обладать:
во-первых, идейно-нравственным содержанием;
во-вторых, школьники должны осознавать необходимость изучаемою материала для будущей их воинской деятельности; возможность переноса знаний в ситуации, требующие анализа военно-политической обстановки, осмысления психологических, технологических элементов воинского труда.
В-третьих, усваиваемые учащимися знания должны иметь военно-патриотическую направленность.
Наиболее эффективным для военно-патриотического воспитания учащихся будет урок, на котором сочетаются мотивы любви к Родине, ненависти к врагу, долга и ответственности.
Процесс организации усвоения понятий и законов, сквозных мировоззренческих идей должен проходить с учетом межпредметных связей.
Для организации и проведения военно-патриотической работы использую три группы основных форм работы:
Первая, обусловленная общеразвивающим компонентом содержания военно-патриотического воспитания, включает в себя весьма обширные и многообразные формы общепатриотического характера, работа дополнительного образования, «круглых столов», встреч с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими, совершенствование учебно-материальной базы предмета НВП.
Вторая обусловлена спецификой содержания военно-патриотического воспитания и характеризуется военно-прикладной направленностью. Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, различных игр включают, ознакомление подростков с жизнью и особенностями службы и быта военнослужащих; военно-технические кружки, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам спорта.
К третьей относятся такие формы, как организация и проведения оборонно-спортивного оздоровительного лагеря. В ходе реализации программы предполагается использовать систему средств, которая включает три основных компонента: образовательный, материально-технический и организационный.
Любая система работы учителя складывается из четко и ясно обозначенных целей и задач воспитания и претворения их в действительность. Это помогает формировать творческую личность, готовую к служению Отечеству на военном и гражданском поприще, а, за счет взаимодействия с различными структурами, создавать открытое образовательное пространство.
Таким образом, все это служит делу повышения эффективности педагогического процесса, улучшения всего многообразия сторон подготовленности занимающихся.
Список использованной литературы
- Кочеткова С.В. Программа создания системы военно-патриотического воспитания//Детство.-2008.-№3-4.
- Кочеткова С.В. Военно-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности. //Детство.-2008.-№1-2.
- Быть достойным. Программа гражданского и патриотического воспитания //Воспитание школьников. – 2003. – № 2. – С. 37-45.
- Мазыкина Н. , Монахов А. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотическому воспитанию детей и подростков // Воспитание школьников. – 2003. – № 6. – С. 13-17.