Борьба за существование и естественный отбор
Казахстан, г. Караганда
КГУ СОШ №83 им. Г.Мустафина
Преподаватель биологии и химии
Асанова Анжелика Асылбековна
Общая цель: | Продолжить изучение движущих сил эволюции на примере борьбы за существование и естественного отбора, познакомить с формами борьбы за существование и естественного отбора. Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать образное мышление, навыка публичного выступления. |
Результаты обучения
|
Узнают связь между факторами естественного отбора и движущими силами эволюции.
Научаться сравнивать биологические процессы. Обоснуют вывод о факторах эволюции. |
Ключевые идеи | Различают три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую и борьбу с неблагоприятными условиями неорганической природы.
Борьба за жизнь особенно упорная между организмами в пределах одного вида, т.к. они обладают сходными признаками и испытывают одинаковые потребности. |
Результаты обучения учеников: | 1) ученик А способен четко формулировать определения к понятиям, на основе примеров, обьяснить определения и понятия группам, составить предложения и проанализировать его, взаимодействуя друг с другом. Ученик понимает текст и может его пересказать, владеет хорошими разговорными навыками при объяснении решения биологических задач, используя знакомую лексику, а так же вести диалог по теме.
2) ученик В имеет представление о теме, умеет отвечать на вопросы по теме, участвует в процессе самообучения и взаимообучения в группах и парах, пользуясь учебником, а так же может вести диалог по теме. 3)ученик С умеет назвать понятия по теме пользуясь учебником, отвечает на вопросы низкого характера. |
№ | Этапы урока
Время
|
Деятельность учителя:
Что я буду делать?
|
Деятельность учеников:
Что будут делать ученики?
|
Оценивание | Ресурсы: книги, оборудование, ИКТ и т.д. | |||
Организационный момент- | ||||||||
1. | Приветствие
(2- мин) |
Приветствие учащихся:
(Заходя в класс, учащиеся выбирают стикеры разного цвета и рассаживаются по разным цветам в группы. Здравствуйте ребята! Желаю всем нам успешно поработать над новой темой. Вспомните правила работы в группе |
Ребята приветствуют друг друга. (стратегия «Пожелание»). Каждая группа называет по одному правилу работы в группе. | Словесное поощрение | Мультимедийная установка, презентация, постеры, маркеры, тетради, учебники | |||
2. | Стадия вызова
Проверка знаний (10мин) |
Задаю вопрос: Над какой темой мы работали на прошлом уроке?
Предлагаю задания группам: « Толстые и тонкие вопросы» Ответьте письменно на вопросы: 1гр. Сравните искусственный и естественный отбор. 2гр. Что такое изменчивость? Сравните наследственную (индивидуальную изменчивость) и ненаследственную изменчивость. 3гр. Назовите виды искусственного отбора по Дарвину, дайте сравнительную характеристику. |
Группы обмениваются ответами на вопросы ( по часовой стрелке) и оценивают друг друга ( по 5 балльной шкале). Объясняют, почему поставили определенный балл. | Взаимооценивание групп | Презентация слайд 1-вопросы | |||
3. | Стадия осмысления
Определение темы урока. (2 мин) |
Демонстрирую рисунки о борьбе за существование. Задаю вопросы: Что вы увидели на этих рисунках? Что их объединяет? По какой теме мы сегодня будем работать? | Определяют по картинкам, на какую тему мы будем говорить | Поддерживающие комментарии | презентация.
слайд № 2 (рисунки) |
|||
4. | Постановка цели
(1 мин) |
4. Задаю наводящие вопросы для определения цели урока. | Определяют цель урока по наводящим вопросам. | Словесная оценка.
|
||||
II Основная часть урока-20 минута | ||||||||
1. | Активизация знаний учащихся. (1 мин) | Задаю проблемный вопрос: В чем причина возникновения борьбы за существование? | Записывают тему и вопрос в тетради. | Презентация.
Слайд 3 ( вопрос) |
||||
2. | Работа над заданием
« Заполни пробелы» (5 мин) |
Раздаю задания группам
1. Заполнить пробелы (индивидуальная работа) 1 гр. А) Естественный отбор – это избирательное воспроизведение наиболее ____________ особей. В) Борьба особей разных видов- ________________________ 2гр.А) для эволюции путем естественного отбора необходимо, чтобы особь не только выжила, но и __________________________ В) Борьба между особями одного вида _______________________ 3гр. А) В природе идет непрерывная ____________________________ В) Выживание организмов в изменяющихся условиях среды________ Записать определение понятия «борьба за существование» |
Каждый учащийся индивидуально выполняет задание. Взаимопроверка в группе, наблюдатель следит за выполнением работы всеми участниками группы | Словесное пооощрение | ||||
3 | «Мозговой штурм»( 10 мин)
Работа в группе |
Задаю вопрос: Как можно охарактеризовать борьбу за существование? | Учащиеся, работая в группе, с помощью учебника (п.16,стр.68,69), работают над заданием. Создают постеры. стратегия «Джигсо») | Учебник, постеры,
слайды 6,7,8 |
||||
4 | Стадия размышления Закрепление
(5 минут) |
Работая в парах определите, какой вид борьбы характеризует поговорка.
И раки не живут без драки Живут как кошка с собакой Зимой съел бы грибок да снег глубок Худо овцам, где волк в пастухах. Два медведя в одной берлоге не уживутся. Лиса семерых волков проведет Лисичка всегда сытей волка бывает Две кошки в одном мешке дружбы не заведут Больше снега — больше хлеба. Дерево водой живет, дерево и воду бережет Предлагаю сделать вывод по теме ВЫВОД: Все формы борьбы за существование сопровождаются гибелью огромного количества организмов или приводят к тому, что часть их не оставляет потомства. |
Учащиеся читают поговорки, определяют вид борьбы за существование работа в группах).
Делают вывод по теме |
Взаимопроверка и взаимооценивание | Презентация
Слайд № |
|||
III Итог урока: 5 мин | ||||||||
1 | Рефлексия (2мин) | Предлагаю стратегию «светофор» | Наклеивают стикеры на светофор | Взаимооценивание | Слайд 7,стикеры | |||
2 | Домашнее задание (1мин) | Выучить п.16,уметь отличать виды борьбы за существование | Учащиеся записывают д.з. в дневники и тетради. | |||||
3 | Оценивание (2мин) | Предлагаю взаимооценивание учащихся | Учащиеся оценивают своих одноклассников из группы по 5 бальной шкале. Учащиеся воспринимают анализ их работы и оценку. | Выставление отметок в дневники. | ||||
Что получилось на уроке:____________________________________________________________________________________________________________________
Что не получилось:___________________________________________________________________________________________________________________
Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/hC70hhgk3PrZVa