Что такое логическое мышление и почему его нужно развивать?
Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г. Курчатов
ГККП “Детский сад “Журавушка”
Воспитатель
Сайкова Елена Викторовна
Логическое мышление – это вид мыслительного процесса, при котором используются готовые понятия и логические конструкции.
Каждый день нам приходится сталкиваться с множеством задач, решение которых требует от нас способности к логическому мышлению.
Мыслить логически, это значить выделять самое важное и отделять его от второстепенного, находить взаимосвязи и выводить зависимости, делать соответствующие выводы.
Логика – умение думать и рассуждать последовательно, непротиворечиво. Она требуется от нас во многих жизненных ситуациях, начиная с убеждения собеседника, выборе кратчайшего пути на работу и покупках в магазине, до сложных технических задач.
Логика помогает находить обоснования многим явлениям и ситуациям, осмысленно оценивать факты и грамотно выстраивать свои суждения.
Как и любой другой навык, логическое мышление необходимо постоянно тренировать. Это важно делать в любом возрасте.
С помощью мышления мы получаем знания, поэтому так важно развивать его с детства. Дошкольное образование стало первой ступенью общего образования, и главной задачей педагогов стало научить ребенка творчески мыслить, развить умственные способности детей, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Интеллектуальный труд очень нелегок и главная форма организации детской деятельности – игра. С детьми нужно и важно играть.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации новых технологий, поэтому, хотелось бы, чтобы дети приобрели способность самостоятельно и творчески мыслить. Отсюда следует, что научить ребенка творчески мыслить можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Невозможно разрешить трудности привычным путем и мы должны пробудить в ребенке способность к активному поиску средств и способов решения задач.
Но зачем развивать мышление дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению. Мышление – это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства.
Мышление развивается в три этапа: наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) – это основной вид мышления ребёнка раннего возраста; наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) – является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста; словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) – этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.
У детей дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни. На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления.
Основными логическими приёмами являются: сравнение, анализ, синтез, классификация, смысловые соотношения, закономерности и т. д.
Одна из важнейших задач воспитания ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. На решение этой задачи должно быть направлено содержание и методы подготовки мышления дошкольников к дальнейшей жизни ребенка.
«Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. И наша задача – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность к активной деятельности, «дать» пищу уму ребенка».