Действия с рациональными числами
Казахстан, Акмолинская область, Жаркаинский район
Зерноградская основная школа
Учитель математики
Байбулатова Раиса Сибагатовна
Цели урока:
- обобщить и систематизировать умения и навыки выполнения действий с рациональными числами;
- развивать творчество, сообразительность, смекалку учащихся; развивать культуру их речи; развивать познавательную активность учащихся;
- воспитывать чувство коллективизма, ответственности, самоконтроля; формировать интерес к изучению математики.
ХОД УРОКА
- Оргмомент и начало урока
Приготовлены тетради для черновиков, ручки, рабочие тетради. Учитель настраивает учащихся на урок, желает победы, высоких результатов.
На доске приготовлены таблицы для выставления результатов туров, наглядности к заданиям тура.
- Постановка целей и задач урока
– Тема нашего урока – «Действия с рациональными числами».
Мы повторим теоретический материал по данной теме, отработаем практические навыки действий с рациональными числами, тем самым подготовимся к контрольной работе.
Сегодня необычный урок, а урок-турнир.
III. Обобщение, повторение, систематизация материала
Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя,
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
– Итак, начинаем наш турнир.
I тур. Представление слово учащимся, подготовивших сообщение:
- О история отрицательных чисел. 3. История уравнений.
Максимальное количество баллов – 5.
II тур. Разгадывание девиза урока-турнира.
Через графопроектор на экране задание: найдите значение выражения:
1) – 0,05 • 18 (– 0,9);
2) – ();
3) 7,2 • (– 0,7) + (– 0,7) • 1,8 (– 6,3);
4) 48 • (– 0,25) • 40 • () (80);
5) – 5,151 : (– 17) (0,303);
6) – 12,3 + 6 (– 6,3);
7) – 0,8 • – 0,2 • (– );
8) 7,18 • (– 0,01) • 10 (– 0,718);
9) – 0,48 : (– 0,006) (80);
10) () • (-1);
11) – 1,2 + 7 – 2,4 – 5,4 (– 2);
12) 1,4 • (– 0,1) + 0,16 (0,02).
Таблица расшифровки:
А | В | Е | И | Л | М | С | Т | Ы |
0,02 | – 0,9 | – 6,3 | -1 | – 2 | 80 | 0,303 | – 0,718 |
За каждый верно решенный пример ученик получает 1 балл. Итак, всего 12 баллов. Тур заканчивается после того как один из учащихся получает девиз: «Вместе мы – сила!».
Цель этого тура: отработка навыков быстрого правильного выполнения действий с рациональными числами, развитие внимательности и навыков коллективной, индивидуальной работы. Разгаданный девиз обращает внимание на значимость совместной деятельности учащихся. Результаты заносятся в таблицу.
III тур. Правила учим и знаем.
Приготовлены карточки с теоретическими вопросами. Учащиеся берут конверты с вопросами. Ученик вытягивает карточку (любую), читает и быстро, четко и грамотно отвечает. Если ученик не ответил, ему помогает другой учащийся, но получает 0,5 балла вместо 1 балла, который дается за правильный ответ.
Вопросы для учащихся:
1) Какие числа называются противоположными? |
Вопросы для повторения:
1) Чему равна сумма двух пропротиволожных чисел? |
IV тур. Правила знаем и применяем.
- «Найдите ошибку»
Каждый ученик поднимает карточки с номером примера, где есть ошибки.
I вариант
1) 10 – 25 = – 15; |
II вариант
1) 0 + (– 12) = – 12; |
- «Развиваем сообразительность»
Учащимся необходимо заменить звездочки знаками действий, чтобы равенство получилось верным:
(– 3,2 * 7,4) * (– 6) = – 25,2;
(+) (•)
V тур. Конкурс «Не подведи!»
Побеждает и получает баллы тот ученик, который первым справится с заданиями.
1) Задание – решите уравнение (3 балла)
(х – 5,4) : (– 3) = – 2,6 + 5
Двое учащихся получают одинаковые задания и решают их у доски.
2) Занимательная задача: Кот в сапогах поймал 4 карасей и еще половину улова. Сколько рыб поймал кот в сапогах? (8 карасей). (3 балла)
Итого: 6 баллов.
Цель тура: воспитание ответственности за друзей, команду; отработка решения уравнений и действий с рациональными числами.
VI тур. Развивай сообразительность (запасной)
Замените звездочки знаками действий, чтобы равенство получилось верным:
– 1,1 * (– 7,3 * 2,7) * (– 4) = – 44
(•) (–) (•)
- Подведение итогов и организованное окончание урока
- Подсчитываются баллы, объявляется победитель.
2. Ребята оценивают работу во всех турах и выставляет оценку, прокомментировав ее.
Учитель завершает урок, благодарит учащихся за работу, подбадривает проигравших, обращает внимание на анализ причины проигрыша и настраивает детей на дальнейшую работу на уроках математики.
Следует обязательно поощрить отдельных учеников, особенно тех, кто не блещет высокими результатами, а на этом уроке сумели проявить себя. Это создает положительную мотивацию на дальнейшее изучение математики.
Тема урока Действия с рациональными числами.
Задания: устные упражнения, математический диктант, тестовые задания, разноуровневые задания, кроссворд.
Ход урока:
- Эмоциональный настрой на урок
- Мотивация урока. Выслушивались варианты ответов учащихся на вопрос: Что самое ценное на земле?
- Устные упражнения (математическая зарядка)
- Математический диктант (5 примеров)
- Разноуровневые задания (выбирали для решения одно из 3-х уравнений по степени сложности)
- Тестовые задания (5 примеров)
- Физкультминутка
- Разгадывание кроссворда
- Рефлексия
Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/9_NIe-T13BK5sF