Дифференциация звуков Л – Р
Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г. Зыряновск
КГУ “Коррекционная школа-интернат №1”
Учитель-логопед
Меломед Елена Ивановна
Цели:
- Обучающая: закреплять правильную артикуляцию и различение при слуховом, зрительном, тактильном восприятии и воспроизведении звуков и букв Л – Р в слогах, словах, фразах, письменной и устной самостоятельной речи.
- Коррекционно-развивающая: Диагностика, коррекция и развитие психических функций, обеспечивающих формирование навыков чтения:
развивать слуховые и зрительные внимание и память, воображение, воспроизведение, навыки правильного произношения, умение применять правила орфоэпии при чтении и письме
- Воспитательная: воспитывать самоконтроль за произношением и письменной речью
Оборудование: Компьютерные слайды, карточки с заданиями, картинки
Ход занятия:
- Оргмомент:
ПЭН, введение в тему – Рифмовки-путанницы:
Бродила Лора около забора.
Жили У Ролана два белых барана.
Плывёт кораблик белый, а ручеёк смелый.
В дом свой – улей пчела первый мёд принесла.
Я рвал, и ты рвала
Я рубил, и ты…
Я рулил, и ты…
Я хранил, и ты..
– С какими звуками будем работать?
Правильно: Л – Р
– По какой теме?
«Весна». Молодец.
II.
- Часть: Работа в сопровождении анимированных компьютерных слайдов Л – Р
- Артикуляционная гимнастика
- Работа над речевым дыханием
- Работа над голосом
4.Работа над звуками речи (формирование фонетико-фонематических процессов)
5.Развитие моторных функций .
– Логоритмика:
(пение под музыку с имитацией игры на пианино)
Ла-ла-ла! Ла-ла-ла! Весна солнце принесла!
Ло-ло-ло! Ло-ло-ло! Постучало к нам в стекло!
Лу-лу-лу! Лу-лу-лу! Лучик солнца на полу!
Лы-лы-лы! Лы-лы-лы! Скачут лучики малы!
Ра-ра-ра! Ра-ра-ра! Очень рада детвора!
Ро-ро-ро! Ро-ро-ро! Солнце щурится хитро!
Ру-ру-ру! Ру-ру-ру! Поют птицы по утру!
Ры-ры-ры! Ры-ры-ры! Веселы мы и добры!
– Чтение стихотворение в движении, с чётким проговариванием звуков Л-Р
(инсценировка-пропедевтика)
Апрель
Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня прямиком
Шлепает по лужам,
Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга
Бархатом зелёным.
«Скоро, скоро быть теплу!» –
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба.
2 часть – ФЛГС
Работа со словами, предложениями, текстами:
- По картинке: назови слова, в которых есть звуки «Л» и «Р» (составление слов из букв, анализ)
- Дифференциация по картинкам и загадкам «Отгадай и посели в домик «Р» или «Л»
(Корова, лодка, лук, рыба, забор, платье, трава, арбуз, стол, юла)
Он зелёный, круглый, гладкий,
А внутри он – красный, сладкий. (Арбуз)
Блещет в речке чистой,
спинкой золотистой. (Рыба)
Вокруг дома я стою,
В частом, плотненьком строю.
Чтобы не пробрался вор.
А зовут меня (Забор)
Рыжий молокозавод
День жуёт и ночь жуёт,
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко (Корова)
В руки ты её берешь
И на кнопку сильно жмешь.
А она как закружится,
Заюлит и завертится! (Юла)
Ножек – четыре, а шляпок – одна.
Нужен, коль станет обедать семья. (Стол)
Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
Весной меняю шубку,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу! (Белка)
По воде поплыла
И нас с тобой взяла (Лодка)
Я увидел свой портрет.
Отошёл – портрета нет. (зеркаЛо)
Над лесами, над рекой
Семицветный мост дугой.
Если б мог я встать на мост –
Я б достал рукой до звёзд. (Радуга)
- Работа с текстом.
– слушание;
-вопросы по содержанию;
-вопросы по фонетико-фонематическому восприятию;
-чтение;
-письменная самостоятельная работа.
Смелые цветы
Наступила весна. На деревьях распустились первые листочки. Из-под талого снега пробивается зеленая травка. В проталинах появились первые весенние цветы – подснежники. Это самые смелые цветы, потому что они не боятся холодного снега. Их белые головки скромно выглядывают из травы и будто кивают теплым лучам солнца. Подснежники похожи на жемчужины, которые рассыпались по лугу.
Вопросы к тексту:
– О каком времени года говорится?
– По каким признакам можно понять, что наступила весна?
-Какие первые цветы появляются весной?
-Почему их назвали «смелыми»?
-Прочитай предложение, в котором об этом говорится.
-Назови слова из текста со звуком Л (Р)
-Найди слово, в котором находятся оба звука, назови их порядковый номер в слове и прочитай предложение, в котором это слово является членом.
Задание на карточке: вставить в тексте пропущенные буквы Л или Р, записать слова в два столбика
Л |
Р |
III. Итог занятия, рефлексия:
– По какой теме мы работали? Какие звуки учились различать?
-Как мы их произносим?
-Что запомнилось? Что понравилось? Что получилось? Что нет?
-Молодец!
Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/CVpqDVXX3QjVAN