Духовная культура казахского народа. Народные праздники
Казахстан, Западно-Казахстанская область, Зеленовский район
КГУ “Дарьинская средняя общеобразовательная школа”
учитель истории
Каюпова Гульзада Тлегеновна
Цель: – изучить историю возникновения народных праздников, а также традиции и обычаи его празднования;
– способствовать формированию знаний о происхождении праздников, его особенностях;
– развивать интерес к культуре, память, мышление, навыки самостоятельной работы, активизировать познавательную деятельность;
Ход урока:
- Организационный момент ( 3 минуты)
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
Деление на группы.
Позитивный настрой: ( 2мин)
Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки, ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании, у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства. ( 5-6 раз, медленно).
Проверка пройденного материала: 10 минут.
Понятия материальная культура и духовная культура
– Что такое архитектура?
– Как называлась повозка с установленной на ней юртой? (куйме)
-Мавзолей Айша биби расположен в 18 км от…. (города Тараза)
– В средние века по традиции строили мавзолеи для… (захоронения великих людей.)
– Комплекс «Азрет – Султан» посвящен известному проповеднику ислама…. (Ходжи Ахмеду Йасауи)
– Большой жертвенный котел …. ( тайказан)
– Юрта была изобретена в связи с развитием….(кочевого хозяйства)
– В начале 20 века это сооружение было отреставрировано… (мавзолей Карахана)
– Один из величественных памятников Казахского ханства является…(мавзолей Алаша хана).
Игра «Третий лишний»
Показать, кто здесь лишний и объяснить почему:
Аль – Фараби, Ходжа Ахмед Йасауи , Абылай – хан
Сыгнак, Испиджаб, Уральск – современный город
Легенды, сказки, законы- письменный источник
Геродот, Сыма Цянь, Айтеке – бий, гос.деятель
А.Кунанбаев, М.Утемисов, Ш.Валиханов , Утемисов – батыр
Актуализация знаний. (20 минут)
Духовная культура – достижения в музыке, устном народном творчестве, искусстве, многообразие традиций.
У казахского народа, как и у других этносов, есть свои праздники, традиции и обычаи национальной культуры.
Казахский народ придавал большое значение традициям гостеприимства, различным празднествам.
Творческое задание: показать на практике празднование одного из праздников или обычаев казахского народа, тот который вы выбрали.
Наурыз мейрамы —по восточному календарю Наурыз – начало нового года, совпадает с днем весеннего равноденствия. Для казахов этот праздник является символом весеннего обновления, торжества любви, плодородия и дружбы. Собственно говоря, это Новый Год согласно древнему восточному календарю. У него есть и другое название, Улыс Куны («Первый день Нового Года») или Улыстын Улы Куны («Великий день народа»).
С приходом праздника казахи одеваются в праздничные одежды, ходят друг к другу в гости и обмениваются поздравлениями и пожеланиями благополучия в наступающем году.
Празднования сопровождаются повсеместным весельем, играми, лошадиными скачками и другими увеселениями. Главным ритуальным блюдом этого праздника является наурыз-коже, который должен состоять из 7 ингредиентов: вода, мясо, соль, жир, мука, злаки (рис, кукуруза или пшеница) и молоко. Эти ингредиенты символизируют радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние. В Казахстане Наурыз не праздновался всенародно с 1926 года по 1988 год. С 2001 года Наурыз объявлен государственным праздником, а с 2009 года праздник отмечается 3 дня подряд, начиная с 21 марта. Эти три дня в Казахстане объявлены нерабочими.
Беташар – старинный обряд открывания лица невесты (показа невесты родственникам жениха и гостям) обязательно сопровождается традиционной песней-жыр. В юрту отца жениха, где собираются гости, приводят невесту в свадебном наряде. По обе стороны невесты, взяв ее под руки, стоят учтивые, благовоспитанные снохи. В «беташар» входит знакомство невесты с родственниками мужа, их добрые советы и пожелания на будущее в семейной жизни. Певец-импровизатор, характеризуя в стихах почтенных родственников, призывает невесту поклониться каждому; в ответ на это близкие родственники мужа дают «коримдик» (подарок «за погляд»). «Беташар» заканчивается наставлениями, пожеланиями, советами. После традиционного «беташар» к невесте подходит свекровь (ене), целует свою сноху и высказывает ей самые наилучшие пожелания.
Бесікке салу — традиционный казахский обряд, связанный с рождением ребенка. Это торжественное мероприятие устраивают, когда младенца первый раз кладут в «Бесік» – колыбель-качалку. У казахов «Бесік» считается золотым гнездом младенца, и обряд «Бесікке салу» – является одним из самых значимых и почитаемых. Приглашаются гости, накрывается праздничный дастархан, поэтому обряд «Бесікке салу» еще называют «Бесік той». Красивая колыбель, новые красивые одеяльца, подушки, перинки, ленточки и завязки — все это смотрится очень привлекательно и нарядно. По обычаю, «Бесік» ребенку готовит и привозит бабушка, со стороны матери. Первый раз уложить ребенка в колыбель поручают образцовой, опытной, имеющей большой авторитет бабушке или женщине. Уложить младенца в «Бесік» в первый раз очень почетно. По казахскому поверью, «Бесік» сначала окуривают дымом, изгоняя злых духов, затем проводят интересный обряд – «Тыштырма». Для этого, через отверстие для горшочка в днище колыбели, пропускают конфеты, курт, сладости приговаривая: «Тышты! Тышты!». Это поверье означает, что родившийся ребенок принесет в дом благополучие и богатство. Гости стараются поймать сладости и раздают детям. После этого ребенка пеленают в «Бесік» и поют колыбельную песню «Бесік жыры».
Тұсау кесер – казахский обряд, посвященный ребенку, дословно — разрезание пут. По обычаю, проводится, когда малышу исполняется год, чтобы ребенок пошел ножками. В старину аксакалы считали, что, начиная ходить, малыш встает и падает, потому что его ножки связаны невидимой веревкой. И для того чтобы по жизни человек не спотыкался, а шел легко и ровно, надо эти путы разрезать. Выбирают тұсау-кесуші — человека, который получает почетное право освободить ребенка от веревочки. Раньше это была веселая, шустрая бабушка, которая хорошо бегает и прожила достойную жизнь. Сейчас часто выбирают тұсау-кесуші — человека — успешного, достойного, уважаемого человека, чтобы ребенок повторил его жизненный путь и брал с него пример.
- 4. Закрепление урока. (5 мин)
Игра на внимание:
Если согласны, то хлопайте. Если не согласны, то топайте.
– Наурыз – праздник для всех казахстанцев.
– Национальное блюдо казахов – хачапури.
– Наурыз в древности называли «Великий день народа».
– Национальное жилище казахов – юрта.
– На масленицу пекут бауырсаки.
– Тұсау кесер — казахский обряд, посвященный ребенку, дословно — разрезание пут
– Беташар – старинный обряд открывания лица невесты .
– Казахи – гостеприимный и дружелюблый народ.
– Бишпармак едят французы.
– Наурыз коже состоит из семи компонентов.
– Бесікке салу — традиционный казахский обряд, связанный с рождением ребенка
– Наурыз – праздник мира, дружбы и весны.
- Итог урока: ( 3 мин)
Оценивание результатов учебной деятельности.
Проводим рефлексию.
-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?
- Домашняя работа. ( 2 мин) Параграф 20 составить, написать эссе о народных праздниках Казахстана.