Электромагнитные волны
Казахстан, Северо-Казахстанская область, район им. Г. Мусрепова, с. Раисовска
КГУ «Раисовская средняя школа»
Учитель физики
Шалабаева Сауле Бирлестиковна
Цель урока:
• объяснить необходимость изучения свойств электромагнитных волн; шкалу электромагнитных волн;
• научить определять явления дифракции, дисперсии,интерференции,преломления,отражения,поляризации электромагнитных волн
• знать скорость света в природе и в вакууме.
• побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности при помощью критического мышления.
• ЗАДАЧИ:
• Развивать внимание к сверстникам и взрослым, доброжелательность.
• Воспитывать культуру поведения.
• Формировать навыки общения
• Создать непринуждённую, доброжелательную атмосферу для сплочения классного коллектива.
Учащиеся должны научиться:
• Рассчитывать основные величины, характеризующие электромагнитные волны;
•Различать виды электромагнитных волн;
•Область применения электромагнитных волн.
• Тип урока: Комбинированный урок Технология БИС (УУ4)
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Целеполагание:
-Ребята каждый урок физики для вас необычный потому, что каждый раз вы открываете тайну. Сегодня у нас урок-исследование. А что значит исследовать? (Ответы детей) Это значит выяснять, изучать.
Итак, тема урока: «Электромагнитные волны». Сегодня мы работаем по карте «Устный урок-4», а это значит на каждом этапе урока будем подсчитывать качество работы и фиксировать на матрице посадочных мест. В конце урока подведем итоги: если количество «4» и «5» составит не менее 63%, урок цели достиг. В классе 7 учеников, 63% составляет- 4ученика. Желаю всем удачи на уроке!
• 3.Разминка. (Проверка домашнего задания)
Перекрестный опрос. 1 этап норма 63%
Учитель задает каждому ученику вопрос по тексту домашнего задания, за правильный ответ ученику ставится + на матрице посадочных мест.
Вопросы:
1.Где создаются электромагнитные колебания?
2.Из каких элементов создается колебательный контур?
- Как формулируется правило Ленца?
4.Как выглядят силовые линии поля индукционного тока?
- По какой формуле рассчитывается магнитный поток?
- Как формулируется закон электромагнитной индукции Фарадея?
7.Почему в формуле закона электромагнитной индукции стоит знак ( -)?
- Учитель, в течение одной минуты читает лекцию и помогает ученикам правильно разнести данные по таблице. После того, как они усвоили порядок работы с таблицей читает лекцию и помогает правильно разнести данные по столбцам таблицы.Учителю разрешается начинать лекцию(10 мин)
Учитель опрашивает учащихся по первой части лекции. 2 этап норма 63%
Вопросы лекции:
1.Что называется электромагнитной волной?
2.В чем состоит гипотеза Максвелла?
3.Какова взаимная ориентация векторов В и Е?
4.Кто создал теорию электромагнитных волн?
5.Кто изучил свойства электромагнитных волн?
6.Как должна двигатья заряженная частица, чтобы возникло электромагнитное излучение?
7.Кто экспериментально доказал существование электромагнитных волн?
5.Учитель начинает вторую часть лекции (10мин). Учащиеся продолжают заполнять таблицу.
Учитель опрашивает учащихся по второй части лекции. 3 этап норма 63%
Вопросы:
- Основные величины характеризующие электромагнитные волны?
- Как зависит длина волны от частоты колебаний?
- Что произойдет с длиной волны, если период колебаний частиц увеличить в 2 раза?
- Какими основными свойствами обладает электромагнитная волна?
- Как зависит длина волны от частоты колебаний?
- Какова скорость света в воздухе?
- Какой вид электромагнитных волн обладают наиболее проникающей способностью?
6.По завершению лекции и третьего этапа, учащимся предлагается решить задачу (5 мин) четвертый этап норма 63 % . Проводится взаимопроверка тетрадями
Задача: Раиопередатчик корабля- спутника «Восток» работал на частоте 20 МГц.Каковы период и длина волны его излучения?
Ответ: λ= 15 м, Т=0,05 мкс
7.Учитель засекает время (5 мин), ученики одновременно заканчивают и подсчитывают количество слов, которые они занесли за урок в таблицу по возрастной норме ТЗС (63 слова) пятый этап норма 63 %
Если количество слов не меньше нормы – в матрице посадочных мест ставится +.Затем учитель высчитывает процент качества работы учеников на данном этапе. Ученик, который написал большее количество слов, зачитывает свои слова.
8.(Дополнительно)Критический опрос.
Учащимся у которых есть минусы в матрице дается возможность исправить (-) на (+).
– Ребята, я читаю вам информацию, а вы должны ответить правдиво данное утверждение или нет.
Учитель читает информацию, выслушивает ответы и заполняет матрицу.
- Электромагнитная волна является продольной волной.
•Скорость электромагнитной волны составляет 300000 км/с;
• Электромагнитная волна не может распространяться в вакууме;
• Длина волны рассчитывается по формуле λ=Т∙сЗатем подсчитывается процент качества работы на данном этапе. Анализ и обсуждение вопросов.
9. Подведение итогов работы по матрице, оценивание.
10. Объяснение домашнего задания, набравшие менее 63% качества
- 11. Итог урока.
Оценивание по МПМ. Подсчёт процентов по МПМ. Норма – 63% положительных отметок.
12 Рефлексия
Заполни таблицу: «Как я усвоил материал урока?»
Ф.И.ученика_____________________________________________.
Получил прочные знания, усвоил весь материал. | Усвоил новый материал частично. | Мало что понял, необходимо еще поработать |
|
Примечание: выбери вариант ответа и поставь любой знак.
Продолжите фразу «Уходя с урока, я хочу сказать………………………………»