Этот удивительный воздух
Казахстан, Костанайская область, Карабалыкский район, с. Тогузак
Тогузакская средняя школа
Воспитатель КПП
Шавшун О.А.
Технологическая карта организованной учебной деятельности для КПП.
Образовательная область: «Социум».
Организованная учебная деятельность: «Основы экологии».
Тема: «Этот удивительный воздух».
Цели: ознакомление со значением чистого воздуха, с тем, что воздух есть вокруг нас; со способами его обнаружения, с некоторыми свойствами воздуха и его значением в жизни человека. Формирование умения выполнять опыты и делать самостоятельные выводы. Расширение и активизация словаря.
Методические приемы: использование схем, соответствующих содержанию опытов;
предметов для стимулирования мыслительной деятельности детей; объяснение, вопросы поискового характера, уточнение; словесное поощрение воспитателя с целью закрепить ситуацию успеха у воспитанников.
Материал к занятию: емкости для воды, полиэтиленовые пакеты, кусочки мела, трубочки, воздушные шары, стаканы с водой, резиновые игрушки, салфетки,
Словарная работа: невидимый, прозрачный, бесцветный.
Полиязычный компонент:
ауа
воздух
air
Этапы деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Мотивационно-побудительный | Воспитатель организует детей на занятие. Приветствует.
Сюрпризный момент: чтение письма от друзей- Вити и Пети. Целеполагание. Чтобы узнать тему занятия, нужно отгадать загадку. Загадывает загадку: Такой большой, что занимаю мир, такой маленький, что в любую щель пролезаю. Произносит слово воздух» на трех языках. Предлагает детям повторить слова на трех языках: ауа воздух air -Правильно, а почему вы так решили? Предлагаю вам стать учеными и заняться исследованием воздуха. Вы знаете, кого называют учеными-исследователями? Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Вы готовы? Уважаемые коллеги! Приступим к исследованиям в нашей научной лаборатории. |
Приветствуют друг друга, гостей на трех языках.
Проявляют интерес.
Слушают воспитателя.
Пытаются разгадать загадку. Отгадывают. (Воздух) Отвечают на вопросы. -Воздух везде, вокруг нас, на небе, на всей земле.
Дети поясняют:
-Это люди, которые занимаются исследованиями.
Выражают свое согласие, желание.
|
Организационно-поисковый |
1 опыт. Воспитатель обращается к детям: -Возьмем в руки камешек. Сожмем в руке. Какой он на ощупь? Камень-это твердое тело. Какие твердые тела вы знаете? -А можно взять в руки воздух? Нет, нельзя. Делаем вывод. 2 опыт. Возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте. Какая она? -Что умеет делать вода? -Что же такое вода? Назовите другие жидкости.
Воспитатель предлагает сделать вывод.
Далее объясняет: Воздух-это газ. Воздух находится всюду. Задает вопросы: -Вокруг нас есть воздух? -Его можно увидеть? Попробовать на вкус? Понюхать? Потрогать? -Значит: он невидимый, бесцветный, прозрачный, не имеет вкуса, запаха. Вот это- наше открытие. Продолжим наше исследование. Воздух невидим. Как же его обнаружить? 3 опыт: -Возьмем полиэтиленовые мешочки и начнем скручивать с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? Делаем вывод. 4 опыт: –А теперь помашем у лица ладонью. Что мы чувствуем?. Делаем вывод: -Движение воздуха мы можем ощущать. Воспитатель предлагает отдохнуть. Физминутка. Обращается к детям: -Воздух есть везде. Проверим это. 5 опыт. –Возьмем резиновую игрушку. Сожмем ее в руке. Что вы услышали? А теперь закроем отверстие резиновой игрушки и попытаемся сжать ее. Она не сжимается. Что этому мешает? -Делаем вывод.
6 опыт: -А теперь бросим кусок мела, камешек, поролоновую губку в емкость с водой. Что происходит? Значит, воздух находится в этих предметах. Он находится всюду. -А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вам продолжить исследования и выяснить, какими свойствами обладает воздух. 7 опыт: -Надуваем шарик, резиновую игрушку. -Сделайте вывод.
8 опыт. –Опустим перевернутый стакан в чашку с водой. Что вы наблюдаете? -Теперь стакан слегка наклоним. Что произошло? Почему? -Какой сделаете вывод? -А теперь узнаем, имеет ли воздух вес? 9 опыт: –Возьмем шарик, мячи. Сдутые, надутые. Сравним. Сделаем вывод. 10 опыт: – Сейчас возьмем кусочек резины и бросим его в воду. Он утонул. Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины? Что у нее внутри?
Делаем вывод. Воспитатель обобщает: Мы провели исследования. Что мы узнали о свойствах воздуха? Правильный вывод, коллеги. Задает вопрос: -А для чего нам необходим воздух? -Уважаемые коллеги! Мы провели опыты. О чем узнали?
Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом, и он есть внутри нас. 11 опыт: Опускаем в стакан с водой трубочку. Дуем. Обнаруживаем пузырьки воздуха. Это доказывает, что мы выдыхаем воздух. 12 опыт: –Подышим на зеркало. Оно запотело. Почему?
-А теперь подойдите к плакату и расскажите, как дыщит человек. Как воздух проникает в организм. Воспитатель подтверждает: -Через нос и рот вдыхается в легкие. А там через трубочки – сосуды, по которым течет кровь, отдает необходимые для жизни вещества, а забирает вредные , ненужные, и выдыхает, выталкивает их наружу. Правильно. –А теперь положите руки на грудную клетку. Что происходит с ней во время вдоха и выдоха? -Что происходит с легкими при дыхании? -А теперь попробуйте не дышать. Долго смогли бы вы продержаться без дыхания? Нет.
Сделайте вывод. Воспитатель рассказывает: -Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Что же приводит к загрязнению воздуха? Спрашивает: -Мы должны заботиться о своем здоровье? Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? Воспитатель организует просмотр видеоролика о воздухе, в котором Петя и Витя рассказывают о свойствах воздуха, которые им известны. |
Дети слушают воспитателя.
Выполняют задание. Отвечают на вопросы: -Твердый, жесткий, крепкий. Называют.
Делают вывод.: воздух- не твердое тело
Исследуют воду. Отвечают на вопросы: -Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса. -Вода течет, бежит, струится, журчит. Вода-это жидкость. -Сок, кефир, молоко, кисель и т.д. Делают вывод: воздух –не- жидкое тело. Делают вывод: -Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит он не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить. Значит, он не жидкость. Значит можно сделать вывод: воздух не твердое тело и не жидкость.
Дети отвечают на вопросы. -Да, вокруг нас есть воздух.
-Нет.
Делают умозаключения. Выводы.
Высказывают свои предположения.
Ответы детей.
Вывод: пакет заполнен воздухом, но мы его не видим.
Дети отвечают: -Ветер. Воздух движется.
Вместе с воспитателем делают вывод.
Выполняют физминутку. «Ветер дует нам в лицо…»
Говорят: -Мы услышали свистящий звук. Свист. Воздух с шумом выходит из игрушки.
Проделывают опыт.
Делают вывод: воздух, находящийся в игрушке, мешает ее сжать.
Дети выполняют задание. Приходят к выводу: -В предметах есть воздух.
Проявляют интерес. Выражают желание продолжить исследования.
Надувают шарик, игрушку.
Делают вывод: -Воздух принимает разную форму.
Дети отвечают: -Выходят пузырьки воздуха. Вода в стакан не попала. -Вода влилась в стакан, воздух из него вышел. В виде пузырей.
Приходят к выводу: воздух занимает место.
– Воздух занимает место и имеет вес.
Проделывают опыт.
Отвечают: -Те предметы, которые наполнены воздухом, тяжелее, чем предметы не наполненные воздухом. -Воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Дети перечисляют свойства воздуха.
Дети отвечают на вопросы:
-Воздух необходим для дыхания.
-Мы узнали, как и где можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает. Знаем главное назначение воздуха.
Проделывают опыт. Убеждаются в том, что воздух есть внутри нас.
Высказывают свои предположения. -Поверхность зеркала стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.
Дети рассматривают плакат, объясняют, как происходит дыхание человека. Ребенок читает наизусть загадку: -Через нос проходит в грудь
-При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается (сжимается).
Дети выполняют действия. Убеждаются, в том, что при вдохе легкие расширяются, а при выдохе сжимаются.
Дети отвечают: -Нет! Делают вывод: -Без дыхания жизни нет.
Дети перечисляют: -Дым из трубы, из машин.
Отвечают: -Сажать больше, растений.
Дети смотрят. Проговаривают все свойства воздуха, о которых узнали они на занятии в процессе выполнения опытов, заданий Пети и Вити. Еще раз убеждаются в необходимости охранять воздух от загрязнения. |
Рефлексивно-корригирующий | Итог занятия.
Рефлексия. Воспитатель просит погладить по головке самого себя, если ребенок считает, что он молодец, хорошо справлялся с заданиями на занятии. Похлопать в ладоши, если занятие понравилось. Поощрение детей, анализ деятельности. |
Подводят итог занятия. Оценивают свою деятельность на занятии.
Говорят, что они были-исследователями, в результате проведения опытов, узнали о свойствах воздуха. Довольны результатами своей деятельности. |
Ожидаемый результат:
Воспроизводят: некоторые свойства воздуха, способы его обнаружения при выполнении опытов.
Понимают: воздух есть вокруг нас; значение чистого воздуха.
Применяют: умение делать самостоятельные выводы.