Физкультурное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий
Республика Казахстан,Павлодарская область,г.Экибастуз
КГКП “Детский сад – гимназия № 9 “Радуга”
Инструктор по физкультуре
Шипова Оксана Петровна
Цель: Обучение культуре движений, раскованному владению своим телом. Укрепление мышц детей, повышение двигательной активности, выносливости. Развитие гибкости и активности. Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Инструктор по физкультуре читает стихотворение «Движение – жизнь»:
Движенье – жизнь и красота,
Здоровый дух и цель ясна:
Беги от лени и болезней,
Спорт для здоровья – всех полезней.
Как научить здоровым быть
И физкультуру полюбить?
А просто, сделай что-то сам
И подари всё малышам.
Приходит вывод без сомненья:
(вместе с детьми) «Здоровье – жизнь,
А жизнь – движенье!»
Инструктор предлагает встать в круг и спрашивает: «Любите ли вы фантазировать, путешествовать?», загадывает загадку:
Пушистая вата плывёт куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе.
Инструктор: Я не случайно загадала вам загадку про облако. Мы отправимся с вами в путешествие – по дороге с облаками. А облака нам помогут фантазировать. Но прежде чем мы отправимся в дорогу, давайте поприветствуем солнышко.
Приветствие Солнцу
Руки сложены ладонями перед грудью, большие пальцы находятся напротив яремной ямки, все пальцы сложены вместе, ладонь прилегает к ладони. Вытягиваем руки вверх, складываем в замочек, тянемся вверх, к самому солнышку, растём выше, выше. Дыхание ровное спокойное. Открываем руки так, как будто цветок раскрывает свои лепестки.
Л чик, лучик, покажись!
Лучик, лучик, опустись!
Помоги мне быть здоровым!
Светлым, радостным, веселым!
Представьте себе как золотой лучик света сверху наполняет всё твоё тело. Вот светом наполнилась голова, шея, плечики, свет льётся по твоим ручкам, вот этот красивый свет появился в груди, животе, вот он спускается в ножки и появился в коленях, льётся вниз, в каждый пальчик. Теперь ты как будто стоишь в целом озере света. Зачерпни ладошка свет и обливай себя с головы до ног (наклоны вперёд и скользящие плавные движения ладоней с головы до ног). А теперь давай похлопаем себя. Для того чтобы лучик света мог попасть в каждое место в нашем теле, в каждую клеточку. (Расслабленными ладошками хлопаем тело с головы до ног, кроме мест залегания лимфатических узлов подмышечных впадин и суставных сгибов. Это упражнение является вибрационным самомассажем и активизирует кровообращение, активизируя обмен веществ) Остановились на мгновение, руки и голова расслабленно свисают вниз, дыхание ровное, спокойное, с вдохом плавно поднимается, руки плавно поднимаем вверх и опускаем их в стороны. Как бы рисуя вокруг себя круг.
Инструктор: отправляемся в путешествие с облаками! По дороге мы будем отгадывать на что, похоже облака. Согласны? (Да!)
Упражнения для профилактики плоскостопия
Отправляемся в дорогу
Дружно зашагали в ногу – Ходьба с оттягиванием носка.
Макушкой тянемся всё выше – ходьба на прямых ногах на носках, руки
И на облака подышим за головой,
Солнце в небе высоко
Дотянуться нелегко
С каждым шагом выше, выше – руками тянуться вверх
Будем к солнышку поближе.
Желтые комочки,
Легкие, как вата,
Бегают за квочкой.
Кто это? (Цыплята) – ходьба на пятка, руки за спиной «полочкой»
Кто, позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге?
Летом бродит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос? (Медведь.) – ходьба на внешней стороне стопы,
руки на поясе.
Это старый наш знакомый,
Он живет на крыше дома,
Он летает на охоту,
За лягушками, к болоту. (Аист.) – ходьба с высоки подниманием колена
с оттягиванием носка, руки согнуты в локтях и прижаты к туловищу. Доставать коленями ладошки.
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь) – ходьба перекатом с пятки на носок, руки за
спиной в замок
Инструктор: Ребята, а вы бы хотели попрыгать на облаках? Тогда выбираем себе облачко и занимаем места.
Перестроение в шахматном порядке, по ходу дети берут себе коврик.
Комплекс ритмической гимнастики
Инструктор: Пока мы с вами прыгали, я вспомнила очень интересную историю. Вы хотите её послушать? Тогда садитесь на пяточки, спинку держите ровно и слушайте очень внимательно.
Комплекс стрейч – йоги «Путешествие котёнка Гава»
Жил-был маленький пушистый котёнок по имени Гав. Как и все малыши он был очень любопытный и хотел всё на свете знать. И вот однажды, летним утром котёнок Гав проснулся в очень хорошем настроении, сладко потянулся (упражнение «С добрым утром, котёнок!») и выбежал во двор. Стояла отличная погода: светило яркое солнышко, дул лёгкий ветерок. И тут котёнок Гав увидел красивую яркую бабочку. Она порхала над котёнком, взмахивая своими нежными крылышками (поза «Бабочка»). И вдруг бабочка села на хвостик котёнку. Гав сначала повернулся в одну сторону, потом в другую, пытаясь разглядеть бабочку (упражнение «Скрутка»). Но бабочка вспорхнула и полетела. Котёнок Гав побежал за ней. Догоняя бабочку, Гав не заметил как убежал далеко от дома. Он перешёл мостик (упражнение «Мостик»)
и очутился в очень интересном месте- в зоопарке. И первого кого он встретил был…
Это был гигантский кот-
Полосатый обормот.
С ним водить не стоит игр.
Он опасен, это…Тигр
Котёнок был очень вежливый, он подошёл поближе и сказал: «Здравствуйте, уважаемая тётя Кошка!». Но тигру не понравилось, что его назвали кошкой и он грозно зарычал и выгнул спину вот так… (поза «Злой тигр»
)
Гав очень испугался и побежал что было сил. И вот котёнок очутился возле странного зверя, такого он никогда не видел
Зверь горбатый, а нравится ребятам… Верблюд (поза «Верблюд»)
«Здравствуйте!» – сказал Гав верблюду. Но верблюд всё время что-то жевал и не обращал внимания на котёнка.»Какой странный зверь» – подумал Гав и пошёл дальше. Шёл он, шёл и пришёл туда, где жил…
Очень длинны, очень колки
У того зверька иголки.
Бродит, не смотря на нас,
По вольеру… Дикобраз
«Какой большой ёжик!» – подумал котёнок. И только он так подумал, как дикобраз ощетинил свои длинные иголки. (поза «Дикобраз»)
От неожиданности Гав отскочил в сторону и напугал лежавшую в траве…
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел… Змея
Змея грелась на солнышке и ей не понравилось, что котёнок потревожил её покой. Она подняла голову и зашипела вот так… (поза «Змея»).
«Ну уж нет, хватит с меня сегодня приключений!» – подумал Гав и пустился со всех ног домой.
Прибежал котёнок Гав домой очень уставший, залез в свою корзинку (поза «Корзинка») и уснул сладким сном (лечь на спину, расслабиться).
Вот какая история приключилась с котёнком Гавом. Вам понравилось?
Инструктор: Что-то мы засиделись на наших облачках. Не пора ли нам поиграть?
Подвижная игра «Займи облако»
По кругу разложены обручи, по количеству на одного меньше, чем детей Дети под музыку выполняют прыжковые движения, двигаясь по кругу. По сигналу «Займи облако!», дети занимают свободный обруч. Кому не хватила «облака», тот садится в середину и принимает какую-либо позу. Игра продолжается 3-4 раза.
Инструктор: Давайте мы немного отдохнём и понаблюдаем за облаками.
Игра на релаксацию «Облака»
По небу плыли облака, Наблюдение за воображаемыми облаками с выражением внимания и интереса: лицевые мышцы слегка напряжены, глаза прищурены.
А я на них смотрел.
И два похожих облачка
Найти я захотел.
Я долго всматривался ввысь
И даже щурил глаз,
А что увидел я, то вам
Я расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной: Мышцы лица расслабляются, появляется улыбка.
-Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
А вот другое облачко
Расстроилось всерьез: Выражение грусти на лице: уголки губ опущены, лоб сморщен, брови немного сдвинуты.
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит. Выражение страха: глаза широко раскрыты, рот буквой “О”, лицо напряжено
А маленькое облачко
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот: Выражение удивления: глаза и рот широко открыты.
– Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой?
Такой мохнатый, мягонький, летим,
Летим со мной!
Так очень долго я играл
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Не смог я отыскать.
Инструктор: Ребята, обратите внимание – в нашем зале есть 3 облачка. Одно облачко с весёлым солнышком – оно говорит о том, что у меня сегодня отличное настроение, я сегодня постарался, я молодец!
Второе облачко немного грустное и солнышко слегка спряталось за него. Это говорит о том, что я сегодня старался, но что-то у меня вышло не так, как я хотел бы, и я чуть-чуть расстроен.
Третье облачко – хмурое, солнышко полностью спряталось за него – это говорит о том, что мне сегодня было грустно и у меня мало что получилось.
Подойдите к тому облачку, с которым вы сравниваете своё сегодняшнее настроение.
Рефлексия «Облачко»
Инструктор: Ребята, пока мы с вами путешествовали, мы не заметили как наступил вечер. А это значит то, что нам пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Под музыку «По дороге с облаками» дети выходят из зала.
Позы, выполняемые во время сказки «Путешествие котёнка Гава»
Скрутка
С добрым утром, котёнок!
Бабочка
Мостик
Верблюд
Змея
Корзинка
Тигр
Дикобраз
Чёрно-белое фото: источник – Е.В. Сулим. Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Использованный источник:
Е.В. Сулим. Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг. – М.: ТЦ Сфера, 2010.