Формирование детского певческого голоса младших школьников на уроках музыки и пения
Казахстан, Северо-Казахстанская область, г. Петропавловск
КГУ «Средняя школа №44»
Учитель музыки
Пяткова Анжелика Владимировна
Музыкальное воспитание рассматривается как одно из средств формирования гармонично развитой личности. Главное – не только дать знание, развить умение и навыки, но и пробудить интерес ребенка к познанию и самопознанию.
Музыкальное воспитание ребенка способствует не только развитию музыкального слуха, но и активизации других жизненно необходимых психических процессов. Так, концентрируется внимание, развиваются координация между внутренним и внешним слухом, чистота интонации. Во всем мире отмечается повышение интереса к истокам музыкального искусства – к этнической музыке.
Посредством музыкального языка учащиеся общаются с природой, животным миром, со всем тем, что им близко и дорого.
ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ – жизнеспособная форма в концертной практике и в музыкальном быту. Ансамблевое пение – исторически сложившаяся форма вокальной музыки , разных народов, которое сопровождало людей в течение всей их жизни.
ЦЕЛЬ занятий музыкой: заинтересовать детей музыкальным искусством, как неотъемлемой частью жизни каждого человека.
Задачи:
– развить умение совместного исполнения произведений;
– сформировать вокально–технические и исполнительские навыки, необходимые для ансамблевой работы;
– развить навыки исполнительства без участия дирижёра;
– обучить умению держать интонационный строй, следить за изменением темпа.
– постепенно переходить к более сложным вокальным произведениям, к песням с более широким диапазоном.
– открывать и расширить таланты.
– принимать участие в концертах, конкурсах и фестивалях.
Для детей характерна неразвитость голосовых мышц, короткое дыхание, неширокий диапазон. Поэтому, основными требованиями являются легкое, светлое, небольшое по силе звучания пение, музыкально- образная выразительность.
Сохранить интерес детей на протяжении всего занятия и решить задачи их музыкального развития поможет умелое чередование различных форм работы при пении произведения – это показ рукой движения, направления мелодии, пение произведения с сопровождением и без сопровождения, использование шумовых инструментов для ритмического сопровождения.
Одной из важнейших задач руководителя является пение acapella: при таком пении обостряются слуховые ощущения у детей, быстрее достигается ровность звучания, выработка чистого унисона, точность воспроизведения ритмического рисунка и динамических оттенков.
Кроме работы по формированию музыкальных способностей, хотела бы создать модель общения, направленную на развитие индивидуальности ребенка, его социальной и нравственной активности, с учетом его личностных особенностей.
Форма проведения занятий:
– учебные занятия, беседы, игры, концерты;
– групповая;
– работа с отдельной группой (от 3 до 7 человек);
– индивидуальная работа (подготовка сольных номеров);
Формы подведения итогов реализации программы:
– участие в концертах, конкурсах, фестивалей;
– участие в концертах для родителей.
При групповых занятиях вокального ансамбля сохраняется индивидуальный подход к певцам в отношении характера и объема требований в выборе методики занятий, в подборе репертуара.
Весьма существенным условием ансамблевого пения является постоянное соблюдение чистоты интонации. Все участники должны чувствовать и сохранять точный интонационный строй, без чего не может быть качественного исполнения.
Изучение произведения желательно начинать с литературного текста. Исполнителям полезно осмысленно и по возможности эмоционально вслух читать поэтический текст изучаемого произведения, выделяя главные мысли, наиболее важные слова. Затем ведётся работа над изучением мелодии.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Основные темы
1. Вводное занятие
2. Певческая установка
- Звуковедение и чистота интонирования
- Работа над дикцией и артикуляцией
4. Формирование чувства ансамбля
5.Формирование сценической культуры
Формы работы:
– организационный
– отборочный
– учебно -репетиционный
– анализ выступления
– постановка новых задач
УПРАЖНЕНИЯ
– упражнения на разогрев аппарата;
– упражнения на расширение дыхания;
– упражнения на устойчивость дыхания;
– упражнения на гибкость голоса;
– артикуляционные упражнения;
– упражнения на динамику звука;
– ритмические упражнения;
– соединение гласных и согласных.
НРАВСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ
– правила поведения на сцене;
– правила поведения в общественном месте.
РАБОТА НАД РЕПЕРТУАРОМ
– вступительное слово о композиторе и характере произведения;
– разучивание музыкального текста;
– работа над чистотой интонации;
– заучивание и осмысливание художественного текста;
– ритм, динамика, характер;
– целостное восприятие и воспроизведение произведения.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
1. Вводное занятие – знакомство, прослушивание детей. Определение задач.
2. Голосовой аппарат – из чего состоит голосовой аппарат, как функционирует, образование звука;
3. Певческая установка – что включает в себя: положение головы, корпуса, рук, ног.
4. Исполнительское дыхание – чем отличается от обычного, как правильно брать и распределять его.
5. Звукоряд, музыкальные термины – показ рукой направления мелодии, пение звукоряда (вверх, вниз). Знакомство с основополагающими музыкальными терминами.
УМЕНИЯ, ЗНАНИЯ, НАВЫКИ
1. Знать строение голосового аппарата.
2. Уметь пользоваться дыханием.
3. Знать о певческой установке.
4. Должен развиться, в достаточной степени, певческий аппарат.
5. Добиться хорошей устойчивой интонации и чувства ритма.
6. Уметь петь легким, плавным звуком.
Вокальные занятия – упражнения рассчитаны на детей 6-7 лет.
– Дыхательная зарядка:
Можно научиться правильно дышать на примере «цветка» или «свечи».
Вдох – вы нюхаете цветок и задерживаете дыхание, выдох – медленно и равномерно дуете на свечу, чтобы она не погасла. В это время считаете про себя.
Очень полезная игра «Мороз». Это хорошее упражнение: ощутите на ладони выдох из открытого рта, так это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но достаточно интенсивным и равномерным, иначе руки не отогреются.
– Правила певческой установки:
(Чтобы запомнить правила, можно выучить с детьми песенку)
«Как приятно и удобно» слова В.Степанова
музыка В.Кистеня
Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь.
Спину выпрями скорей, ноги в пол упри скорей.
Раз! Вдох! И запел, птицей звук полетел.
Руки, плечи, все свободно, петь приятно и удобно.
Если хочешь стоя петь – головою не вертеть!
Встань красиво, подтянись, и спокойно улыбнись.
Раз! Вдох! И запел, птицей звук полетел.
Руки, плечи, все свободно, петь приятно и удобно.
– Как беречь голос:
Детский голос нуждается в особом бережном отношении. Можно исполнить детям песенку о том, что вредно для голоса: «Я красиво петь могу» сл. В.Степанова; муз. В.Кистеня.
Однажды я, разгорячась, воды холодной выпил всласть,
Потом мороженое съел и захрипел, и засипел.
Стал голос тихим и больным, как будто вовсе не моим,
И, ,представляете, три дня, никто не мог понять меня.
Играли как –то мы в хоккей, кричал я громче всех друзей.
Потом по грудь в сугроб залез, и голос мой совсем исчез.
С тех пор кричать я перестал, воды холодной пить не стал.
Домой в снегу не прихожу, зато красиво петь могу.
– Звукообразование и звуковедение:
При вдохе и выдохе ,постараемся не «толкать» звук, чтобы он не «расплескался» и не потерял свою «форму» – А – Э – И – О – У.
Во время пения нужно следить, чтобы рот был округлым, как будто вы держите во рту сливу.
«Песенка про гласные» слова В.Степанова
Музыка Л.Абелян
Для пения гласные звуки важны –
И напевны, и нежны.
Летят, как птицы в синеву –
А – Э – И – О – У.
Как быстрые волны свободной реки,
Звуки гласные легки.
Будто бы птицы на лету –
А – Э – И – О – У.
Крикливо и громко не надо их петь –
Горло может заболеть.
Ушки держи на чеку –
А – Э – И – О – У.
Игра: «Морской отлив» – она научит вас владеть голосом.
Дирижер просит «тянуть» гласный звук –У-. Море спокойно, волны не плещутся, и звук –У- тоже звучит ровно. Но вот дирижер плавно вытягивает руку вперед, увеличивается сила звука – ведь надвигается большая волна.
Очень важно не кричать, увеличивая звук.
– Формирование качества звука. Интонация.
Исполняя песню, следите, чтобы меняющиеся гласные звуки не были разными, а плавно переходили один в другой, как ручеек в речку.
Эту песенку, как упражнение можно петь по ролям:
«Колыбельная»
Белорусская народная песня
Люли, люли, люли, прилетели гули.
Сели, ворковали, ножки обували.
Спорили – шумели: что бы дать Емеле?
Дали рукавички, а Петру – водички.
Эта песенка поется распевно и бодро. Каждый раз, начиная новый куплет, следите, чтобы первый звук был точным и уверенным, будьте особенно внимательны при повторах фраз.
«Сел комарик на дубочек»
Белорусская народная песня
Сел комарик на дубочек, на зелененький листочек.
Ой, люли, люли, люли, на зелененький листочек.
Он сидит и напевает, черных мушек забавляет.
Ой, люли, ой, люли, черных мушек забавляет.
Буря с неба налетела, грозным громом загремела.
Ой, с дубочка, ой с листочка, буря сдула комарочка.
Тут две мушки подлетали,, комара под ручки брали,
Ой, люли, ой, люли, комара под ручки брали.
Комара под ручки брали, в дом вели, в постельку клали.
Ой, люли, ой, люли, комара в постельку клали.
– Дикция, артикуляция, слово
Для выработки ясной и четкой дикции, полезно каждое занятие пропеть шутку – прибаутку «Два теленка на лугу».
Ма, ма, мэ , мэ, ми,, мо, му,
два теленка на лугу.
Ра, ра, рэ, рэ, ри, ро, ру,
щиплют сочную траву.
Гра, гра, грэ, грэ, гри, гро, гру,
волки прячутся в лесу.
Да, да, дэ, дэ, ди, до, ду,
я к телятам побегу.
За, за, зэ, зэ, зи, зо, зу,
от волков постерегу.
На, на, нэ, нэ, ни, но, ну,
очень я телят люблю.
Ля, ля, ле, ле, ли, ле, лю,
их водитчкой напою.
Такие упражнения помогут на занятиях детям 6-7 лет, с интересом и увлеченностью заниматься вокальной музыкой.