Формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции
Казахстан, Акмолинская область, Бурабайский район, г. Щучинск
Высший колледж
Преподаватель английского языка
Сабурова Айман Кумениевна
Владение иностранным языком становится неким ключом к профессиональном
Обучение иностранному языку сегодня рассматривается как одно из приоритетных направлений современного образования. Основной целью обучения иностранному языку является развитие коммуникативной компетенции, а реализация воспитательной, развивающей целей происходит в процессе осуществления этой главной цели.
Применительно к иностранному языку рассматривается два вида компетенций в области иностранного языка: общие компетенции (General competences) и коммуникативную языковую компетенцию (Communicative language competence)
Коммуникативная компетенция включает: лингвистический компонент социолингвистиче
Компоненты коммуникативной компетенции: грамматическая или формальная или лингвистическая компетенция; социолингвистиче
Коммуникативная компетенция относится к группе ключевых компетентностей, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.Коммуникативная компетенция влияет на учебную успешность.
Существует множество путей развития коммуникативной компетенции. Работа над данной компетенцией реализует важнейшую функцию обучения иностранному языку – коммуникативную. Добиться формирования коммуникативной компетенции возможно, последовательно и системно продвигаясь по следующим направлениям. Прежде всего каждый человек должен уметь заявить о себе: представить себя, сообщить о себе определенные сведения. В устной форме это осуществляется в виде монолога «Расскажи о себе», «Поделись мыслями на тему….» (сложность высказывания возрастает) и диалогической речи. Диалогическая речь постоянно практикуется на уроках. Определяются социальные роли и ведется диалог по различным темам. Очень востребованными среди них считаю бытовые «За столом» (гость-хозяин), «В магазине» (продавец – покупатель), «Как пройти» (местный житель – приезжий, полисмен – приезжий, прохожий), «На почте», «В банке», «На приеме у врача» и т.д.
В письменной речи о формировании коммуникативной компетенции можно говорить, когда студент способен заполнить анкету, сообщив о себе необходимую информацию. На старших курсах студенты овладевают очень полезной компетенцией – умение написать резюме. Они знакомятся с условиями задания: Ты собираешься устроиться на работу. Как ты думаешь, что твоему работодателю необходимо узнать о тебе? Напиши все нужные сведения, не забывая о том, что ты должен заинтересовать того, к кому обращаешься. Также будущий специалист при устройстве на работу должен четко знать, что нужно и чего не делать и говорить во время интервьюирования при устройстве на работу.
Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам, разработанный более 50 лет назад, и по сей день остается наиболее востребованным методом во всем мире. Этот метод отличается своей универсальностью
Игра вообще в настоящее время считается одним из эффективных приемов обучения иностранным языкам. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности
Языковые игры предназначаются для формирования произносительных
В современной психологии справедливо отмечается, что учение по сравнению с игрой загружает воображение ребенка, почти не использует таких важных его достижений, как сформированность способности легко замещать одни предметы другими, легко менять роль и подчиняться ее требованиям; по детали, фрагменту представлять целое.
Ролевая игра как метод обучения в последние годы завоевывает все большее признание у преподавателей любых предметов. Она стала часто использоваться на уроках обществознания, истории, литературы. В обучении иностранным языкам она является незаменимым методическим приемом, так как способствует реализации основного направления в современной методике – коммуникативного
Ситуативные упражнения используются для презентации употребления лексического и грамматического материала, для развития навыков разных видов чтения, аудирования. Коммуникативный метод реализуется в значительном количестве упражнений и заданий на развитие навыков говорения.
Итак, коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Студент должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.