Формы и методы развития критического мышления обучающихся на уроках химии
Казахстан, Северо-Казахстанская область, Мамлютский район
КГУ «Краснознаменская средняя школа»
учитель химии
Зинченко Галина Владимировна
Научность опыта.
В течение 8 лет работаю в школе, преподаю химию. Многие учащиеся связывают с предметом свой профессиональный выбор. Поэтому возникает проблема формирования ключевых предметных компетентностей, стойкого познавательного интереса. Путь к решению проблемы – учёт индивидуально-ти
В условиях новых подходов в образовании одной из моих задач при обучении химии, помимо формирования у учащихся знаний теоретических основ науки, является привитие устойчивого интереса к ней. Максимально эффективно решаю эти задачи с помощью современных образовательных технологий, основанных на принципе сотрудничества с учащимися, с использованием активных методов обучения. Мною были изучены следующие технологии: игровая, технология проблемного обучения, личностно-ориент
На своих уроках важным считаю: повысить уровень понимания текста, уметь сохранять внимание учащихся на уроках и поддерживать интерес. Также особое внимание уделяю письму на уроках химии, так как методы развития письменной речи, с одной стороны, учат организовывать, оформлять и инициировать собственный процесс мышления, а, с другой стороны, служат материалом для диагностики этого процесса со стороны преподавателя.
На уроках уделяю огромное внимание формированию навыков общения и процессу социализации. Групповая работа и методы коллективной деятельности во многом способствуют приобретению навыков самостоятельност
Уроки химии я строю так, чтобы их структура была нацелена на развитие критического мышления. При этом руководствуюсь выработанными позициями известных ученых:
-
В классе должны быть созданы социумы обучающихся, где все равны и все заинтересованы в получении результата (Дж. Дьюи, 2000).
-
Зона ближайшего развития, в которой познание осуществляется через диалог либо с учителем, либо с одноклассниками (Л. Выготский, 2000).
-
Рассматриваемые вопросы должны интересовать всех участников диалога (К. Жарикбаев, 1995).
Следовательно, структура урока состоит из следующих этапов:
I Активизирующий этап
Данный этап нацелен на мотивацию обучающихся.
II Конструирующий этап
На этом этапе основная часть – изучение материала, выделение известного и нового, постановка вопросов и проведение связей.
III Констатирующий этап
В заключении важно: представить изученное в собственном видении, поставить свои вопросы и найти на них ответы, применить свои знания для дальнейших ситуаций.
Развивать навыки критического мышления – сложная задача. Я считаю, что очень важно учителю научиться «видеть» уровни по Таксономии Блума:
1. ЗНАНИЕ 2. ПОНИМАНИЕ
3. ПРИМЕНЕНИЕ 4. АНАЛИЗ
5. СИНТЕЗ 6. ОЦЕНКА
На уроках я продумываю деятельность обучающихся так, чтобы у них была возможность пройти через все эти уровни. В соответствии с уровнями, указанными выше, задаю вопросы низкого и высокого порядка. Вопросы низкого порядка – это конкретные вопросы (Кто, Где и Что), например:
-
Кто открыл закон сохранения массы вещества?
-
Что такое молярная масса?
-
Где применяют соляную кислоту?
-
Сколько химических элементов известно в природе?
-
В каком периоде находится химический элемент кальций?
Ответы на эти вопросы не требуют размышлений или же высказывания своего мнения.
Вопросы же высокого порядка требуют того, чтобы ученики подумали и поразмышляли, прежде чем дать ответ. И здесь еще они выражают свое мнение, отношение (Почему?, а Что, если так..?, Зачем..?)
1. Почему масса реагентов, вступивших в химическую реакцию, и масса продуктов химической реакции одинаковы и неизменны?
2. Что положил Менделеев в основу классификации химических элементов?
3. Какие закономерности послужили причиной открытия периодического закона?
Вопросы особенно важны в развитии критического мышления. Для того, чтобы звучали в классе вопросы разного порядка, необходимо не только обучать этому, но и создавать среду для этого:
1. Задавать вопросы, требующие множественные ответы;
2. Дать время после того, как задан вопрос для того, чтобы все обучающиеся могли обдумывать ответ;
3. Задавать сопутствующие вопросы – «Что вы можете еще добавить?»;
4. Выражать свое мнение, не подвергая и не отрицая услышанное.
Педагогическая идея.
Педагогическая идея заключается в развитии критического мышления путем применения познавательных стратегий обучения в рамках трех составляющих каждого урока – Активизирующего, Конструирующего и Констатирующего этапов урока критического мышления.
Актуальность опыта.
Данная проблема уже давно привлекает внимание к себе многих педагогов. Ведь в настоящее время в рамках обновления содержания образования приветствуется формирование у детей не только актуальных знаний, но и практических знаний. Современный процесс преподавания и обучения нацелен на то, чтобы научить детей к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими, так как это соответствует навыкам, востребованным в 21-м веке.
Я работаю над тем, чтобы мои ученики умели размышлять, сопоставлять, анализировать, принимать во внимание альтернативные решения – одним словом могли критически мыслить. Критическое мышление является составляющим человеческого прогресса. Методику критического мышления применяют во многих развитых странах, с помощью, которой решаются многие проблемные пути обучения детей. Если педагог будет всегда использовать данную стратегию, то он обеспечит самостоятельност
Практическая часть раскрывается в системе конкретных стратегий, обеспечивающих ожидаемый результат. На уроках химии демонстрируется структура урока, целью которой является развитие критического мышления и активное познание. В рамках структуры на уроке также представлены конкретные стратегии обучения.
Например, изучается теоретический материал по теме «Кислоты», отобранный из разных источников. В рамках данной темы может быть использован ряд стратегий – Думай \ в паре \ обсуди (Kagan, 1997), INSERT (Vaughn, Estes , 1996). Для активного обсуждения проблемы на уроке следует:
1. Поощрять обмен мнениями между участниками.
2. Попросить участников вносить ясность в ответы и отстаивать их.
3. Не отвечать самому на вопросы, не давать предпочтение одному ответу, если имеются другие.
4. Проводить время от времени обзор аргументов.
5. Следить за вопросами участников, чтобы не пропустить поднятый кем-то удачный вопрос.
Кроме того, можно строить свой урок, нацеленный на развитие критического мышления через самостоятельное изучение материала по теме, анализ и его обработку. Для этого обучающимся в ходе изучения текста предлагаю делать пометки сначала на полях страницы, затем в тетрадях заполнить таблицу согласно условным знакам:
«V» – то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знали;
«-» – информация, которую вы читаете, не соответствует тому, что вы знали;
«+» – полученная информация новая для вас;
«?» – информация смущает или удивляет вас, или вы хотели бы узнать что-то больше по данной теме.
После обсуждения общей таблицы, возвращаемся к тому, что написано на плакате в начале урока, определяем, где было согласие во мнениях, а где нашли свое место разногласия.
Дебаты. Данную стратегию считаю эффективной для применения в старших классах. Цель дебатов не выявление победителей и проигравших, а развитие у обучающихся навыков делать утверждения и обоснованно защищать их, даже, если другие имеют противоположные утверждения. Работа с утверждениями, обоснованиями и аргументацией являются ключевыми элементами критического мышления. Для проведения такой работы готовятся заранее вопросы для обсуждения, затем дети делятся на группы и по очереди высказывают свою позицию. В конце такой работы учитель делает заключение, возвращаясь к идеям и аргументам, прозвучавшим во время дебатов.
На уроках химии уместно использовать стратегии – Структурированны
ЗНАЮ |
ХОЧУ УЗНАТЬ |
УЗНАЛ |
1. Д. И. Менделеев жил и творил строение периодической таблицы 2. Формулу серной кислоты 3. Катализаторы ускоряют химические реакции |
1. В каком году был открыт периодический закон? 2. Как изменяются свойства химических элементов в периодической системе? 3. Каково их применение в химической промышленности? |
Далее обучающимся дается время на чтение статьи, для того, чтобы они нашли ответы на свои вопросы в ходе чтения и записали их в колонку «Узнал». По завершению дети записывают также в третью колонку и ту информацию, по которой не ставили вопросы перед чтением.
Данная стратегия Знаю\ Хочу знать\ Узнал (ЗХУ) (Ogle,1986) – может быть использована на протяжении всего урока, так она включает все этапы урока – дает возможность продумать вначале, что обучающиеся знают по проблеме, затем они составляют вопросы и ищут ответы на эти вопросы. Иными словами, обучающие проделывают все процедуры для эффективного усвоения урока: 1) вспоминают то, что знают; 2)задают вопросы; 3) подтверждают то, что они выучили на уроке. Все три момента являются свидетельством активного познания обучающихся.
На своих уроках для развития критического мышления эффективными считаю следующие стратегии:
Семантическая карта – является графическим организатором, нацеленным на то, чтобы выяснить ассоциации обучающихся по ключевым терминам рассказа.
Предсказание со слов – прием, нацеленный на то, чтобы подтолкнуть обучающихся к предугадыванию того, что они собираются читать.
Направленное чтение – стратегия, направляющая чтение обучающихся через вопросы на понимание. Обучающиеся прерывают свое чтение через каждые смысловые абзацы.
Теоретическая база опыта.
Создание системы эффективных форм и методов способствует развитию критического мышления обучающихся, помогает успешной организации эффективного обучения. В теоретико – методологическом и прикладном планах наиболее обоснованной и признанной является теория Л. С. Выготского, В. В. Давыдова и др. В развиваемых положениях указанных авторов обучение, воспитание и развитие предстают в системе как дидактически взаимосвязанный процесс, при котором педагогические воздействия, ориентированные на «зону ближайшего развития», становятся условием глубокого и прочного усвоения знаний. Мною изучены также пособия и работы А. Иргебаевой «Профессионально
В данный момент прохожу он – лайн семинар, организованный Интеллектуальным центром «БАЗИС» на тему: «Использование технологии развития критического мышления в образовательном процессе» (72 часа).
Целью семинара является предоставление участникам актуального, доступного, теоретически исчерпывающего, эмпирически применимого материала по использованию технологии развития критического мышления в образовательном процессе.
Задачами семинара являются ознакомление и изучение материалов по использовании технологии критического мышления в образовательном процессе по следующим темам: «Содержание технологии развития критического мышления»; «Структура урока по технологии развития критического мышления»; «Стратегии технологии развития критического мышления».
Адресная направленность.
Данный опыт может быть рекомендован для использования учителям, которые сами мыслят критически и готовы к осуществлению творческого подхода в обучении и преподавании.
Ожидаемые результаты.
Создание системы эффективных форм и методов способствуют развитию критического мышления школьников, повышению познавательной активности, качества знаний по предмету.
Мониторинг успеваемости и качества знаний по химии за 3 года
2013 – 2014 учебный год |
2014 – 2015 учебный год |
2015 – 2016 учебный год |
|
Успеваемость, % |
100 |
100 |
100 |
Качество знаний, % |
57,7 |
59,1 |
66,7 |
Анализ результатов ЕНТ по химии в 2016 году
В 2016 году 3 из 6 учащихся 11 «Б» класса (50%) сдавали единое национальное тестирование.
По химии были показаны следующие результаты:
Всего учащихся |
«5» |
«4» |
«3» |
Успеваемость |
Качество знаний |
1 |
1 |
– |
– |
100% |
100% |
Средний балл в 11 «Б» классе с естественно – математическим направлением составляет 21 балл.
Ученик, сдававший по выбору предмет химию, получил государственный образовательный грант в Северо – Казахстанском государственном университете имени Манаша Козыбаева по специальности «Химия».
Заключение.
Формы и методы, используемые мною на уроках, наряду с традиционными методами и приемами ЗУН значительно повышают уровень владениями знаниями, поскольку дают школьнику мотивацию обучения, активизируют мыслительную деятельность и, в конечном итоге, прививают интерес к предмету. Эти задания имеют положительное влияние на ученика.
Большинство стратегий, направленных на развитие критического мышления у обучающихся, развивают наблюдательность
Ссылка на материал: