Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

География Западного Казахстана

Казахстан,Акмолинская область,Аршалынский район,п.Аршалы
Аршалынская средняя школа № 2
Учитель географии
Кутлубаева Татьяна Михайловна

 

Цель урока:

Изучение Западного Казахстана, как важного звена в экономике и инфраструктуре Казахстана.

Задачи:

  1. Ознакомиться с ЭГП Западного Казахстана.
  2. Научиться систематизировать материал, работать с информацией, работать в группе.
  3. Развивать самостоятельность, познавательную активность учащихся.

 

Содержание урока.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Изучение нового материала.
  3. Выполнение практических заданий с учащимися.
  4. Решение задач.
  5. Закрепление  и обобщение изученного  материала.
  6. Кластер.

 

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами изучаем новую тему, и нам предстоит выполнить большой объем работы. Мы с вами будем  работать в группах, работать с контурными картами, заполнять таблицы, решать задачи , обобщать материал и делать выводы по  изучаемой теме. А оценивать я вас буду следующим образом: за правильные ответы  и активность я буду раздавать вам зеленые листочки, по которым вы наглядно увидите свой рейтинг.

Слайд 2.

Объявление темы урока.

Объявление цели урока.

Ставим перед собой задачи. С задачами давайте попробуем определиться вместе.

Я предлагаю следующие действия.

Я узнаю + и – ЭГП

Я научусь работать с таблицами и схемами, работать в группах, делать выводы.

Я развиваю самостоятельность, активность, творчество.

Слайд 3.

Изучение новой темы.

ЭГП Западного Казахстана. Состав района, самый большой по площади. Граничит с Россией на севере, с развитыми экономическими районами Уралом и Поволжьем. Через Каспийское море выход в Иран и Азербайджан, на юге граничит с  Туркменистаном и Узбекистаном. Природные условия: Климат резко континентальный, засушливый, подвержен аридизации (опустыниванию). Существует проблема нехватки пресной воды.

По климатическим особенностям регион можно разделить на две части – северную и южную. Климат севера – умеренно конти­нентальный: сравнительно влажный (от 250 до 400 мм в год) и менее жаркий. Климат юга засушливый, резко континентальный (осадков 100-150 мм). Лето жаркое, зима малоснежная. На всей территории Западного Казахстана часто дуют сильные ветры. Снежный покров тонкий, особенно на юге, и не способствует на­коплению влаги в почве. Географическое положение территории и, как следствие, засушливый климат объясняют недостаток прес­ной воды, преобладание на большей части региона пустынь и по­лупустынь. Все это затрудняет развитие сельского хозяйства, осо­бенно растениеводства, а также работу промышленных предприя­тий.

 

Слайд 4.

Состав Западного экономического района.

Площадь, население, средняя плотность.

Какие области входят в состав Западного Казахстана.

? Ребята, как вы считаете, плотность населения низкая или высокая для такой территории?

Какая средняя  плотность населения в общем по Казахстану?

Слайд 5.

ЭГП Западного Казахстана.

А сейчас переходим к закреплению ЭГП Западного Казахстана. Давайте вспомним,  с какими государствами граничит Западный Казахстан? С какими внутренними регионами граничит  Зап. Казахстан? В какие государства имеет выход через Каспийское море? Каковы природные условия Зап. Казахстана? Не забывайте, что вы работаете в тетрадях, а я у доски.

Слайд 6.

Природные ресурсы Западного Казахстана (работа с контурными картами)

Задание: отметить на контурных картах месторождения нефти, газа, хрома и никеля.

         2. Природные ресурсы. Западный Казахстан занимает особое место в экономике страны, так как имеет крупнейшие запасы ми­неральных ресурсов: нефти, газа, хрома и никеля. В его недрах со­держатся более 50 видов рудных и нерудных полезных ископае­мых: это железная, марганцевая руды, кобальт, каменный и бурый уголь, горючие сланцы, различные соли (поваренная, калийная) и т.д. Район богат строительными материалами — известняком, гип­сом, мергелем, ракушечником. (Задание 3.)

Главное богатство Западного Казахстана — нефть. Крупные нефтегазоносные бассейны этого района – Урало-Эмбенский и Ман-гистауский (Узень, Жетыбай, Тенге), а также месторождения на полуострове Бузачи (Каламкас и Каражанбас). (Задание 4.)

Разведаны большие запасы природного газа. В регионе нахо­дятся одно из крупнейших нефтегазоконденсантных месторожде­ний в мире — Карачаганак, а также гигантские месторождения не­фти – Тенгиз и Кашаган.

В Актюбинской области сосредоточены огромные запасы хро­мовых (Донское месторождение) и никелевых (Кемпирсайское мес­торождение) руд, месторождения фосфоритов, известняка, мрамо­ра, кварцевого песка, яшмы. В Мангистауской области имеются богатейшие запасы высококачественного строительного материала — ракушечника. Мощные пласты горючих сланцев залегают в отрогах Общего Сырта.

Земельные ресурсы региона составляют 26% от общей земель­ной площади страны, в том числе 19% — сельскохозяйственные уго­дья. Большая их часть приходится на пастбища – 95% и лишь 5 % – на пашни и сенокосы. Такое распределение сельскохозяй­ственных угодий объясняется засушливостью климата и нехват­кой водных ресурсов.

В северной части района почвы достаточно плодородные. Здесь выращивают яровую пшеницу, ячмень, просо, свеклу и подсолнечник.

Водных ресурсом больше на севере региона- Самая полноводная и судоходная река Западного Казахстана — Урал. Большинство рек — небольшие и пересыхающие (Торгай, Ойыл, Орь, Иргиз, Сагыз).

Есть ли на п-ве Мамгистау реки, имеющие постоянный сток? Вспомните, как обеспечивается пресной водой население п-ва Мангистау.

Для снабжения промышленных предприятий водой в районе построены водохранилища — Каргалинское, Кировское, Битикское, Донгеленское и другие, а для отраслей сельского хозяйства — оро­сительные системы.

В поймах Урала и других рек богатый растительный мир. В тугаях находят пропитание, кров и убежище многие животные.

Вспомните, какие природные зоны представлены на территории За­падного Казахстана и где расположены такие почвы, как темно-каш­тановые, каштановые, светло-каштановые, бурые солонцеватые. Сделайте вывод, в какой части района наиболее плодородные типы почв. Где преобладает злаково-разнотравная растительность, по­зволяющая заниматься скотоводством?

Западный Казахстан — основной регион в республике по добыче и переработке рыбы. Каспийское море славится уникальными рыбны­ми богатствами, особенно осетровыми (белуга, осетр, севрюга и др.).

Пример 1. Атыраускаячернаяикраизвестнавсемумиру. НадолюЗа­падногоКазахстанаприходится 60% уловарыбывреспублике (втом числеиосетровых ).

 

В Мангистауской области в целях сохранения уникальной при­роды края создан Устюртский заповедник — местообитание джей­рана, устюртского муфлона и других животных — составляющая рекреационного ресурса.

Слайд 7.

Сферы занятости населения Западного Казахстана.

В связи с создавшимися природными условиями и наличием природных ресурсов население Западного Казахстана задействовано в определенных сферах занятости.

Зафиксируем эти данные в тетрадях.

В сельском  хозяйстве занято 24 % населения.

В промышленности 25, 7 %.

В сфере услуг – 50, 5 %

Вопросы:

  1. Где работает больше всего населения?
  2. В какой области сельскохозяйственного сектора сосредоточено больше всего людей? В какой меньше?
  3. Назовите области, где больше всего населения занято в горнодобывающих отраслях, и где больше всего людей сосредоточено на предприятиях рыбоперерабатывающей промышленности?
  4. Попробуйте объяснить сложившуюся структуру занятости населения.

Слайд 8.

3.Население.

За последние полвека в связи с развитием про­мышленности и освоением новых месторождений население Запад­ного экономического региона существенно увеличилось и состав­ляет 14% от общей численности страны.

 

С 1959 по 1999 гг. значительновозрослонаселениена пвеМангистау (болеечемна 130 тыс. чел.) всвязисразработкой нефтяныхигазовыхместорождений. Появлениеновыхрабочихмест привелокпритокурабочейсилыиповышениючисленностинаселе­нияМангистаускойобласти.

Bсравнении с другими районами страны Западный Казахстан остается все еще малонаселенным. Средняя плотность населения — менее 3 человек на 1 км2, что почти в 2 раза меньше средней плот­ности по республике. Расселение по территории неравномерное — больше всего населения сосредоточено в Актюбинской и Западно-Казахстанской областях (средняя плотность населения здесь состав­ляет соответственно 2,2 и 4человека на 1 км2), меньше всего насе­ления проживает в Мангистауской области.

 

Реализация таких крупных по масштабам проектов, как раз­работка месторождений, требует привлечения дополнительных. трудовых ресурсов из других регионов (республик, стран). И послед­ние годы происходит постепенная замена иностранных специалис­том казахстанскими.

Пример: ВразработкекрупнейшегоместорожденияКарачаганакпринимаютучастиеболее 20 тыс. человек. 80% изнихказах­станские   специалисты.

МинистерствотрудаРКобъявилопроектнаКарачаганакелидером вобластинационализациикадров.

Городов на территории Западного экономического региона не­много, но большая часть населения проживает (более 58%) именно и них (рис.   140).

Пример: БольшевсегогородоврасположеновАктюбинскойоб­ласти 8. Численностьгородскогонаселениянаянварь 2004 г. со­ставлялапочти 370 тыс. человек (55%).

 

МеньшевсегогородоввАтырауской. Мангистаускойи ЗападноКазахстанскойобластях. Ноуровеньурбанизациисамый высокийвМангистауской (77%) иАтырауской (58%).

Большаячасть населениявЗападноКазахстанскойобластисельское (уровень урбанизации 43%).

За время овоения новых месторождений нефти и газа увели­чилась численность населения таких городов, как Атырау, Актау и Уральск. Были построены новые поселки.

 

Работа в группах.

Численность городского и сельского населения в областях Западного Казахстана.

Задание: Вычислите общую численность населения в областях Западного Казахстана, сложив городское и сельское население.

Сравните показатели. Самые высокие показатели обводим красным цветом, а самые низкие показатели – черным.

Слайд 9.

По заданным формулам  мы должны рассчитать плотность и степень урбанизации населения Западного Казахстана.

Вопросы :

  1. Какова общая численность населения?
  2. Какие факторы влияют на размещение населения.
  3. Какая самая урбанизированная область района?
  4. Сделать общий вывод

 

Слайд 10. Индивидуальная деятельность.

Закрепление материала.

Игра «Четвертый лишний». Я предложу вам подборку различных по характеру и свойствам определений, а вы подумаете и скажете, что здесь является лишним. (Лишнее зачеркивать красным цветом).

Слайд 11.

 Кластер.

Ребята, я предлагаю вам сейчас вспомнить все новое и важное, о чем мы сегодня узнали  и заполнить пока еще пустые фигуры. Любые термины, любые понятия, показатели, цифры, условные обозначения, названия и т.д. Это и будет итогом нашего урока.

Оценивание

Рейтинговую шкалу в оценочную.

От 2 до 3 листочков получают 3.

От 4 до 5 листочков получают 4.

От 5 до 6 листочков и выше получают 5.

А те, кто не получил листочков, вам предстоит поработать над собой и доработать материал дома.

Рефлексия.

Ребята. У нас, в Аршалынском районе растет и с каждым годом приносит прекрасные плоды  величавое дерево. Мы его называем «Древо познаний». И мы решили поделиться с вами отростком от этого древа и тем самым передать вам частицу своего тепла и радости, жажды к знаниям и совершенству. Поэтому, я предлагаю вам все ваши листочки, которые вы заработали благодаря своим знаниям и стремлению, прикрепить на этот отросток, из которого в будущем, я уверена, вырастет могучее дерево.

Дети под музыку вешают листочки на дерево.

А теперь, ребята,  полюбуйтесь результатами своего труда. Это ваши первые плоды. Спасибо огромное за прекрасный урок. Удачи вам и будьте всегда лучшими в учебе и в труде. Спасибо за внимание.

Урок окончен.

При подготовке к уроку, можно нарисовать  подобное  дерево на ватмане, чтобы учащиеся в конце урока  прикрепили  листочки-стикеры, полученные за правильные ответы  и активность на уроке.

Скачать

Для заказа пишите в WhatsApp

+7 776 987 0729

Либо отправьте заявку с сайта (Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *