Импульс тела. Закон сохранения импульса
Казахстан, Алматинская область, Енбекшиказахский район, пос. Актогай
КГУ “Енбекская средняя школа с ДМЦ”
Учитель физики 2 категории
Тохтарбаева Курал Унербековна
Цели урока:
Образовательные: формирование основных понятий : импульс тела, импульс силы. Изучить закон сохранения импульс
Воспитательная: формирование научного мировоззрения : подчеркнуть, что знание основ физики необходимо каждому,
явления физики происходят повсюду вокруг нас;
Развивающая: продолжить работу по формированию умений применять имеющиеся знания в различных ситуациях.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний.
Форма урока: индивидуальная и коллективная .
Метод проведения урока: фронтальная работа с классом в виде опроса, решений задач ,
Демонстрации: взаимодействие стального шарика и магнита; взаимодействие легкоподвижной тележки, скатывающейся по наклонной плоскости, с неподвижным телом; взаимодействие двух одинаковых шаров, подвешенных на нитях.
Ход урока
Этапы и задачи |
Содержание |
||||||||||||||||||||||||||
I.Организационный момент Задачи: |
1.Приветствие обеспечить нормальную внешнюю обстановку на уроке,психологически подготовить учащихся к общению |
||||||||||||||||||||||||||
II.Этап проверки домашнего задания |
1.Выявление степени усвоения заданного материала 2.Определение типичных недостатков в знаниях Фронтальный опрос: – Что называют ускорением? – Перемещением при равноускоренном движении? – Сформулируйте второй закон Ньютона – Сформулируйте третий закон Ньютона |
||||||||||||||||||||||||||
ІІІ.Этап актуализациимыслительной деятельности учащихся |
1.Сообщение темы урока 2.Формирование целей совместно с учащимися 3.Показ значимости изучаемого материала Ребята тема нашего урока “Импульс тела. Закон сохранения импульса” Сегодня на уроке мы с вами не только будем ставить опыты, но и доказывать их математически. Зная основные законы механики, в первую очередь три закона Ньютона, казалось бы, можно решить любую задачу о движении тел. Ребята, я вам продемонстрирую опыты, а вы подумайте, можно ли в этих случаях используя только законы Ньютона решить задачи? Проблемный эксперимент. Опыт №1.Скатывание легкоподвижной тележки с наклонной плоскости. Она сдвигает тело, находящееся на ее пути. Можно ли найти силу взаимодействия тележки и тела? (нет, так как столкновение тележки и тела кратковременное и силу их взаимодействия определить трудно). Опыт №2. Скатывание нагруженной тележки. Сдвигает тело дальше. Можно ли в данном случае найти силу взаимодействия тележки и тела? Сделайте вывод: с помощью каких физических величин можно охарактеризовать движение тела? Вывод: Законы Ньютона позволяют решать задачи связанные с нахождением ускорения движущегося тела, если известны все действующие на тело силы, т.е. равнодействующая всех сил. Но часто бывает очень сложно определить равнодействующую силу, как это было в наших случаях. Если на вас катится игрушечная тележка, вы можете остановить ее носком ноги, а если на вас катится грузовик? Вывод: для характеристики движения надо знать массу тела и его скорость. Поэтому для решения задач используют еще одну важнейшую физическую величину – импульс тела. |
||||||||||||||||||||||||||
IV.Этап изучения нового материала
Задачи: обеспечить восприятие осмысления и первичное запоминание изучаемого материала, осознание своих способов в проработке учебной информации |
Историческая справка Понятие импульса было введено в физику французским ученым Рене Декартом (1596 – 1650 гг), который назвал эту величину «количеством движения»: « Я принимаю, что во вселенной…. Есть известное количество движения, которое никогда не увеличивается, не уменьшается, и, таким образом, если одно тело приводит в движение другое, то теряет столько своего движения, сколько его сообщает». Рене Декарт родился в дворянской семье, в школьные годы проявил интерес к математике. Получив образование, Декарт служил в армии, много путешествовал, затем поселился в Нидерландах, посвятив себя науке. Развивая идеи Галилея, сформулировал закон сохранения количества движения. Найдем взаимосвязь между действующей на тело силой, временем ее действия, и изменением скорости тела. Пусть на тело массой m, которое покоится, начинает действовать сила F. Тогда из второго закона Ньютона ускорение этого тела будет а. Причем: F = ma Краткий конспект
Закон сохранения импульса
|
||||||||||||||||||||||||||
V.Этап закрепления материала
Задача: проверить проверку реального понимания основной сути материала |
Решение задач: Рассмотрим применение закона сохранения импульса на примере решения двух задач. Задача №1 На неподвижную тележку массой 100 кг прыгает человек массой 50 кг со скоростью 6 м/с. С какой скоростью начнет двигаться тележка с человеком? Задача №2 Снаряд массой 100 кг, летящий горизонтально вдоль железнодорожного пути со скоростью 500 м/с, попадает в вагон с песком массой 10 т и застревает в нем. Найти скорость вагона, если он движется со скоростью 36 км/ч навстречу снаряду. |
||||||||||||||||||||||||||
VI.Рефлексия | |||||||||||||||||||||||||||
VII. Этап подведения итогов урока. |
Учитель подводит итоги работы учащегося на уроке. Мотивирует учащегося на выполнение домашнего задания |
Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/CGy5OdKq36sULC