Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Импульс тела. Закон сохранения импульса

Казахстан, Алматинская область, Енбекшиказахский район, пос. Актогай
КГУ “Енбекская средняя школа с ДМЦ”

Учитель физики 2 категории

Тохтарбаева Курал Унербековна

Цели урока:

 Образовательные: формирование основных понятий : импульс тела, импульс силы. Изучить закон сохранения импульс

Воспитательная: формирование научного мировоззрения : подчеркнуть, что знание основ физики необходимо каждому,

явления физики происходят повсюду вокруг нас;

Развивающая: продолжить работу по формированию умений применять имеющиеся знания в различных ситуациях.

Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний.

Форма урока: индивидуальная и коллективная .

Метод проведения урока: фронтальная работа с классом в виде опроса, решений задач ,

Демонстрации: взаимодействие  стального шарика и магнита; взаимодействие легкоподвижной тележки, скатывающейся по наклонной плоскости, с неподвижным телом; взаимодействие двух одинаковых шаров, подвешенных на нитях.

Ход урока

Этапы и задачи

Содержание

I.Организационный момент

Задачи:

1.Приветствие

обеспечить нормальную внешнюю обстановку на уроке,психологически подготовить учащихся к общению

II.Этап проверки домашнего задания

1.Выявление степени усвоения заданного материала

2.Определение типичных недостатков в знаниях

Фронтальный опрос:

– Что называют ускорением?

 Перемещением при равноускоренном движении?

 Сформулируйте второй закон Ньютона

 Сформулируйте третий закон Ньютона

ІІІ.Этап актуализациимыслительной деятельности учащихся

1.Сообщение темы урока

2.Формирование целей совместно с учащимися

3.Показ значимости изучаемого материала

Ребята тема нашего урока “Импульс тела. Закон сохранения импульса”

Сегодня на уроке мы с вами не только будем ставить опыты, но и доказывать их математически.

Зная основные законы механики, в первую очередь три закона Ньютона, казалось бы, можно решить любую задачу о движении тел. Ребята, я вам продемонстрирую опыты, а вы подумайте, можно ли в этих случаях используя только законы Ньютона решить задачи?

Проблемный эксперимент.

Опыт №1.Скатывание легкоподвижной тележки с наклонной плоскости. Она сдвигает тело, находящееся на ее пути.

Можно ли найти силу взаимодействия тележки и тела? (нет, так как столкновение тележки и тела кратковременное и силу их взаимодействия определить трудно).

Опыт №2. Скатывание нагруженной тележки. Сдвигает тело дальше.

Можно ли в данном случае найти силу взаимодействия тележки и тела?

Сделайте вывод: с помощью каких физических величин можно охарактеризовать движение тела?

Вывод: Законы Ньютона позволяют решать задачи связанные с нахождением ускорения движущегося тела, если известны все действующие на тело силы, т.е. равнодействующая всех сил. Но часто бывает очень сложно определить равнодействующую силу, как это было в наших случаях.

Если на вас катится игрушечная тележка, вы можете остановить ее носком ноги, а если на вас катится грузовик?

Вывод: для характеристики движения надо знать массу тела и его скорость.

Поэтому для решения задач используют еще одну важнейшую физическую величину – импульс тела.

IV.Этап изучения нового материала

Задачи: обеспечить восприятие осмысления и первичное запоминание изучаемого материала, осознание своих способов в проработке учебной информации

Историческая справка

Понятие импульса было введено в физику французским ученым Рене Декартом (1596 – 1650 гг), который назвал эту величину «количеством движения»: « Я принимаю, что во вселенной…. Есть известное количество движения, которое никогда не увеличивается, не уменьшается, и, таким образом, если одно тело приводит в движение другое, то теряет столько своего движения, сколько его сообщает».

Рене Декарт родился в дворянской семье, в школьные годы проявил интерес к математике. Получив образование, Декарт служил в армии, много путешествовал, затем поселился в Нидерландах, посвятив себя науке. Развивая идеи Галилея, сформулировал закон сохранения количества движения.

Найдем взаимосвязь между действующей на тело силой, временем ее действия, и изменением скорости тела.

Пусть на тело массой m, которое покоится, начинает действовать сила F. Тогда из второго закона Ньютона ускорение этого тела будет а. Причем:

F = ma

Краткий конспект

Из уравнений

Второй закон Ньютона

Следует второй закон Ньютона в импульсной форме

Импульс силы равен изменению импульса тела

=

Сила,действующая на тело,равна изменению импульса тела в иденицу времени

Импульс силы

Импульс силы – векторная величина, равная произведению силы на время ее действия

Импульс тела (количество движения)

Импульс тела- векторная величина, равная произведению массы тела на его скорость

p

Закон сохранения импульса

Из уравнений

=

(по 3 закону Ньютона)

(по 2 закону Ньютона)

Следует закон сохранения импульса

+ =+

Геометрическая сумма импульса тел, составляющих замкнутую систему, остается постоянной при любых движениях и взаимодействиях тел системы. (закон справедлив для замкнутой системы)

V.Этап закрепления материала

Задача: проверить  проверку реального понимания основной сути материала

Решение задач:

Рассмотрим применение закона сохранения импульса на примере решения двух задач.

Задача №1

На неподвижную тележку массой 100 кг прыгает человек массой 50 кг со скоростью 6 м/с. С какой скоростью начнет двигаться тележка с человеком?

Задача №2

Снаряд массой 100 кг, летящий горизонтально вдоль железнодорожного пути со скоростью 500 м/с, попадает в вагон с песком массой 10 т и застревает в нем. Найти скорость вагона, если он движется со скоростью 36 км/ч навстречу снаряду.

VI.Рефлексия
VII. Этап подведения итогов урока.

Учитель подводит итоги работы учащегося на уроке.

Мотивирует учащегося на выполнение домашнего задания

Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/CGy5OdKq36sULC

Для заказа пишите в WhatsApp

+7 776 987 0729

Либо отправьте заявку с сайта (Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *