Интегрированные уроки в начальных классах
Казахстан, Северо-Казахстанская область, район Магжана Жумабаева, с. Ганькино
КГУ «Ганькинская неполная средняя школа»
Учитель начальных классов
Ахметжанова Айгуль Калиевна
В соответствии с модернизацией казахстанского образования активно обсуждаются вопросы содержания школьного образования, переоценки учебного процесса, внедрения новых стандартов, соответствия учебных программ, а также изменения, касающиеся воплощения вышеперечисленного посредствам применения новых технологий, методов и типов уроков.
Одним из таких методов является интегрированный урок. Эта технология связывает, на первый взгляд, несовместимые предметы.
Что такое интегрированный урок? Согласно классификации тенденций развития образовательных технологий, интегрированный урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни», которая представляет собой стремление подойти к образованию, крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью. Так же интегрированным уроком называется любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов.
Интегрированный урок – это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая главной, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Эти уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, порождая интегративные предметы, а могут включать лишь отдельные составляющие содержание, методы.
Для проведения интегрированного урока необходимо учесть следующие условия: в первую очередь учитель должен выбрать объект изучения на уроке и внимательно проанализировать содержание урока. Далее к подготовке урока можно привлечь учащихся, как правило, они всегда рады помочь учителю. Учитель не должен забывать и о использовании методов проблемного обучения, так как благодаря ему происходит активизация мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока. Продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы так же является неотъемлемой частью интегрированного урока. Конечно, следует не забывать про учет возрастных психологических особенностей.
Интегрированное обучение предполагает проведение уроков с широким использованием современных педагогических технологий.
Благодаря методике интегрированного обучения происходит формирование у учеников более объективной и всесторонней картины мира, учащиеся начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер.
Все школьные дисциплины обладают своеобразным интегрированным потенциалом, темы, по которым были проведены интегрированные уроки, усваиваются учащимися лучше, чем рассмотренные на традиционных уроках.
Интегрированные уроки улучшают и облегчают процесс обучения, повышают интерес к учебе и стимулируют лучшее формирование учебных навыков и умений.
Интегрированный урок отличается от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. Предметом анализа в нем выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах.
Структура интегрированных уроков отличается от обычных уроков следующими особенностями: – предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала; – логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока; – большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке.
При планировании и организации таких уроков учителю важно учитывать следующие условия:
В интегрированном уроке объединяются блоки знаний различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного урока.
Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков дает сочетание предметов. Опираясь на программу начальной школы, можно сгруппировать изучаемые предметы:
* литературное чтение – познание мира
* природоведение – ИЗО – музыка
* математика – познание мира
* русский язык – познание мира
* познание мира –ИЗО – трудовое обучение
* познание мира – русский язык
* познание мира – литературное чтение – ИЗО
В связи с внедрением нового обновления содержания образования в казахстанских школах можно интегрировать следующие предметы:
*математика-художественный труд-музыка
*обучение грамоте-математика-естествознание
*познание-самопознание-литературное чтение.
При планировании требуется тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения, а также определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность, и имеют определенные преимущества:
– повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня облученности и воспитанности учащихся;
– способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической,
практической, прикладной;
– способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;
– способствуют развитию изобразительных и музыкальных умений и навыков;
– позволяют систематизировать знания;
– способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления
учащихся (логического, художественно-образного, творческого);
– обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь
каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;
– формируют в большей степени общие учебные умения и навыки, и рациональные навыки учебного труда.
Проведение интегрированных уроков способствует повышению роста профессионального мастерства учителя, так как требует от него владения методикой новых технологий, осуществления деятельного подхода к обучению.
Актуальность и действенность интеграции в учебном процессе применима для проведения уроков, объединенных одной тематикой, например: в 3 классе по литературному чтению при знакомстве со сказками народов мира интегрировать с изобразительным искусством при составлении композиции на сказочные, волшебные сюжеты, а с уроком трудового обучения можно использовать интеграцию при прохождении тем по национальной одежде или национальные изделия.
Интегрированные уроки приемлемы для изучения по познанию мира во 2 классе темы «Мои права и обязанности» интегрируется с литературным чтением при изучении темы «Моя семья». Учащиеся подбирают пословицы о семье, составляют словесный портрет. В 1 классе по естествознанию при изучении темы «Что получает человек от животных» можно с интегрировать с музыкой, когда учащиеся изучают игру «Хор домашних животных» и по познанию мира с темой «Понятие о селе». А в 4 классе по литературному чтению при изучении раздела «Мы и природа» можно связать с изобразительным искусством, когда дети проходят изображение композиции на разные темы (пейзаж).
Данные занятия позволяют расширить кругозор учащихся по русскому языку, развитию речи, литературному чтению, изобразительному искусству и других предметов способствуют активному проявлению учащимися поиска знаний в области данных предметов.
Интегрированные уроки в начальной школе дают возможность сочетать факты и информацию разных учебных предметов, приучить детей с интересом выполнять домашние задания в виде сочинений, презентаций.
На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни, оживляют духом времени, наполняют смыслом.