Интегрированный урок для 6 класса по географии – информатике в модуле «Прикладное программное обеспечение (графический редактор Paint)» по теме: «Наблюдение за погодой»
Место урока в теме по информатики: практическая работа по теме «Графический редактор Paint» (информатика), практическая работа по теме «Погода» (география).
Тип урока: интегрированный урок
Цели урока:
- Дидактическая
– Применить навыки графического диалога с компьютером при выполнении практических заданий по теме «Наблюдение за погодой»;
– Осознание учащимися практической пользы от овладения определенными умениями и навыками.
- Развивающая
– Развитие в ходе решения образовательных задач речи учащихся, умения осуществлять мыслительные операции: выделение главного, сравнение, систематизация, развитие воображения.
- Воспитательная
– Сознательное отношение к жизни и здоровью (во время работы за компьютером).
Форма организации учебной деятельности: фронтальная работа с классом, групповая работа учащихся за компьютером.
Оборудование: IBM – совместимый компьютер, графический редактор Paint, атлас по географии 6 класс, физическая карта полушарий.
Ход урока:
I. Организационный момент – 2 мин.
Подготовка учащихся к работе на уроке.
Деятельность учителя:
– приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, раскрытие общей цели урока (повторить тему «Наблюдение за погодой» и проверить знания, умения и навыки по теме: «Графический редактор»).
– Урок сегодня будет проходить не в привычной для вас форме, а в форме мини – соревнования, состоящего из нескольких заданий. За правильность, быстроту и аккуратность выполнения заданий команда будет получать баллы. Выиграет команда, набравшая большее количество баллов.
II. Актуализация знаний – 5 мин.
– Вашим домашним заданием было разбиться на команды, придумать название в соответствии с темой урока. Проверяем. За выполнение этого задания максимальная оценка 5 баллов.
– Кроссворд (7 мин.) (приложение 1)
за правильно отгаданное слово – 1 балл.
Кроссворд по предмету “географии” на тему “Атмосфера”
Т | У | М | А | Н | |||||||
Д | А | В | Л | Е | Н | И | Е | ||||
А | Р | И | С | Т | О | Т | Е | Л | Ь | ||
С | М | Е | Р | Ч | |||||||
Т | Р | О | П | О | С | Ф | Е | Р | А | ||
И | С | П | А | Р | Е | Н | И | Е | |||
Ш | Т | О | Р | М | |||||||
Ф | Л | Ю | Г | Е | Р | ||||||
К | И | С | Л | О | Р | О | Д | ||||
Р | А | Д | У | Г | А | ||||||
К | Л | И | М | А | Т | ||||||
М | О | Л | Н | И | Я |
- Скопление капелек воды у поверхности земли или воды.
- Один из основных элементов погоды.
- Первый ученый, увлекающийся изучением атмосферных явлений, погоды.
- Атмосферный вихрь.
- Нижний слой атмосферы.
- Процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное.
- Буря, длительный, очень сильный ветер.
- Прибор для измерения направления ветра.
- Газ, присутствующий в атмосфере, необходимый для жизни.
- Атмосферное явление, наблюдаемый в атмосфере при прохождении солнечных лучей через дождевые капли.
- Многолетний режим погоды.
- Электрический разряд в атмосфере.
- Наука о строении и свойствах земной атмосферы и совершающихся в ней физических процессах.
III. Практическая работа учащихся.
Всесторонняя проверка знаний, умений и навыков учащихся.
Задание:
- Расшифровка текста, составленного с использованием условных знаков
(7 мин).(приложение 2)
– Вам раздаются листочки с зашифрованным текстом. Ваша задача – заменить условные знаки их значениями. (
Природа шутит
В наших широтах выделяют 4 сезона года: весна, лето, осень, зима, которые сменяют друг друга. Но в периоды межсезонья природа часто шутит с нами.
Ранним утром была (_________________________); лужи скованы льдом, на траве (_________), а местами – (_______). В 7 часов утра солнце только встает над земной поверхностью, поэтому t (__________________) воздуха еще не высока.
Ближе к полудню солнце поднимается все выше и выше над линий горизонта, нагревает землю, а она уже нагревает воздух, t (________________) его повышается. В полдень становится (________), на небе лишь (_______________) облака. Весело поют птицы.
В 18 часов на улице резко потемнело, подул северный ветер, небо заполнилось (______________________________) облаками, похолодало. По окнам застучали первые капли (_________), который сменился кратковременным (__________); (________) шел до позднего вечера.
Так закончился этот апрельский день, за который мы увидели и услышали признаки всех сезонов года.
Взаимопроверка: команды меняются листочками; учитель читает правильный текст, команды проверяют (2 мин)
0 ошибок – 5 баллов;
1-2 – 4 балла;
3-5 – 3 балла;
6 и более – 2 балла.
- Построение «Розы ветров».(приложение 3)
– Это задание вы будете выполнять на компьютере. Открываете Графический редактор Paint. Как ? (Пуск-Все программы – Стандартные – Paint). Открываете файл Роза ветров, который находится в папке Мои документы. Как? (Файл- Открыть, указать путь: Мои документы – 6 класс-Роза ветров). Постройте Розу ветров по данным. Сохранить работу на диске. (7 мин.)
Задание. 1 день – 0,5 см.
Максимальная оценка за это задание – 5 баллов, т.е. 5 баллов получит та команда, которая первой правильно выполнит задание. Остальные команды получают баллы по мере выполнения задания.
Задание. 1 день – 0,5 см.
С-12
СВ-0
В-2
ЮВ-4
Ю-3
ЮЗ-6
З-46
СЗ-1
- Построение и анализ столбиковой диаграммы годового количества осадков.
( приложение 4)
Задание: Построить и проанализировать диаграмму годового количества осадков используя графический редактор Paint. 9 (10 мин.)
мм |
месяцы |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII |
I (январь)-10
II (февраль)-15
III (март)-5
IV (апрель)-10
V (май)-15
VI (июнь)-25
VII (июль)-30
VIII (август)-40
IX (сентябрь)-60
X (октябрь)-65
XI (ноябрь)-50
XII (декабрь)-30
Учащиеся на компьютерах открывают файл «Диаграмма», находящийся в папке Мои документы-6 класс построить и определить по диаграмме, в какой месяц выпало наименьшее и наибольшее количество осадков и их величины. (3 мин.)
Максимальная оценка – 3 балла.
ІV. Рефлексивно- оценочный этап: – 4 (2 мин.)
Ваши ответы показали, что занятия на уроках географии и инфоматики принесли много знаний, развили ваши умения, вы все хорошо изучали географию, читали много дополнительной литературы. Заполните листы самооценки . Приложение 5 Кто набрал 25 и более баллов – вы получаете за урок «5» и кто набрал 15 баллов тот получит за урок «4», а кто набрал менее 10 баллов то получаете «3». Оценки выставляются по географии и информатике. А теперь заполните, пожалуйста, листочки рефлексии. Приложение 6
V.Домашнее задание: Составить самостоятельно «Розу ветров»
и повторить пройденный материал по информатики и географии. (2 мин.)
Источники:
- Учебник физическая география. Начальный курс-6 класс-Атамура 2011.
Авторы:А.Бирмагамбетова, К.Мамырова
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru : /http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2013/02/05/krossvordy-prirodovedenie-5-klass
- Учебник информатика: Учеб.для 6 кл. общеобразоват.шк. с рус. яз.обучения/ Е.А. Вьюшкова, Н.В. Параскун.- Астана:Арман-ПВ,2014.