Интегрированный урок литературы и музыки в 9 классе
Цели урока:
1.Повторить пройденный материал, посвященный жизни и творчеству А.С. Пушкина
2.Развивать умение анализировать, сопоставлять различные суждения.
3.Воспитывать навыки коллективной и групповой работы, дать возможность проявить себя, выслушать других.
Тип урока. Повторение
Метод. Интегрированный.
Оборудование. Портреты А.С. Пушкина, Н.И. Гончаровой, А.П. Керн; иллюстрации картин, выставка книг.
Используемый материал: карточки, тесты, плакаты, кластеры.
Ход урока:
Эпиграф
Чудесный талант! Какие стихи!
Он мучит меня своим даром, как приведение!
В. Жуковский.
І Вступительное слово учителя.
«Кудрявая голова и восторженный пытливый взгляд. Волшебный бег чудесного пера и пышная отзывчивая душа поэта. Любовь к Пушкину входит в нас с детства. Это больше чем любовь к великому поэту . Это любовь к народу, имеющему такого поэта. Россия немыслима без Пушкина », – пишет поэт Лев Озеров.
О Пушкине можно говорить бесконечно. Для каждого поколения, для каждого возраста – свой. Сегодня мы пытаемся вернуться в прошлый век, почувствовать ту атмосферу, побеседуем с великим поэтом, его друзьями, подругами, его любимыми.
Вступительное слово учителя музыки
Великие русские композиторы всегда интересовались поэзией Пушкина и создавали прекрасные произведения. Сегодня мы с вами познакомимся с ними.
Звучит романс на стихи Пушкина.
ІІ “Разминка для ума”
1. Когда и где родился Пушкин?(20.05.1799г.)
2. Как звали родителей? (Сергей Львович Надежда Осиповна)
3. Кто был прадедом по материнской линии? (Ибрагим Ганибал “арап” Петра Великого)
4. Где находился Лицей? (Царское село)
5. Назовите лицейских друзей.(Дельвиг., Пущин, Кюхельбекер)
6. На торжественном экзамене в Лицее 1815 года среди экзаменаторе был известный поэт 18го века. Кто он ?
7. Назовите муз А.С.Пушкина.
8. Назовите места ссылки Пушкина.
9. Любимое время поэта?
Слово учителя: Чудесные стихи Пушкина открывают нам его благородную душу и сердце, его любовь к родной земле, гордость за русский народ, восхищение природой, привязанность к друзьям, к своим Родным, к своей няне , познакомившей его с сокровищами народной поэзии , народной речи . Читая Пушкина, мы становимся лучше. Под влиянием его поэзии в нас пробуждаются , светлые, добрые, благородные чувства. Поэзия Пушкина – неисчерпаемый источник, который, как в сказке, поит живою водою всех, кто прикоснется к нему. Всем своим творчеством Пушкин служил родному народу^и народ платит ему ответной любовью
III “Работа по группам”
1-группа “Лицейские друзья Пушкина”
Пущин. Влияние Пущина на будущего поэта. Стихотворение “Мой первый друг”…
Дельвиг. Ранняя смерть Дельвига. Стихотворение “19 октября” Кюхельбекер. Кюхельбекер-декабрист. Стихотворение “Разлука” Рассказать об одном из них. Прочитать наизусть одно стихотворение.
2- группа “Музы Пушкина”
Воронцова Елизавета Ксаверьевна “Соженное письмо”
Мария Раевская “Погасло дневное светило”
Оленина Анна Александровна “Её глаза”
А. Керн “Я помню чудное мгновение”
Н.Н. Гончарова “Мадонна”
Звучит романс на стихи Пушкина.
3- группа “Есть в России святые места”, или “Михайловское,
приют сиянием муз одеты”
Михайловский парк
Тригорский парк
Петровский парк
Сравнить, можно нарисовать рисунки.
4- группа “Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина”
Стихотворение “Вольность” (1817)”Деревня”(1819) ” К Чаадаеву” (1818)
” Узник “(1882)
Рассказать об истории одного стихотворения. Прочитать наизусть.
Звучит романс на стихи Пушкина
Слова учителя музыки: Но удивительная история этого стихотворения “Керн”, строки его горячо и беспокойно звучали в другом сердце, молодом и любящем.
И снова любовь и вдохновенье идут рядом, сплетаясь в томительное двуединство; только теперь не слова, а ноты записывает торопливая рука, и музыка, заключенная, в пушкинских стихах, но еще не угаданная никем, наконец, обрела материальное звучание.
Грустная и нежная вначале, она словно осторожно прикасается к самым чистым и глубинным свойствам души. Затем волнение, тревога более оживленная и радостная воскресшая тень любви…
Михаил Иванович Глинка посвятил этот романс женщине, которую любил,- дочери Анны Петровны Керн.
IV Откуда эти строки?
1 –группа
Пока свободою горим ,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг , отчизне посвятим,
Души прекрасные порывы!
(“К Чаадаеву”)
Оковы тяжкие падут
Темницы рухнут, и свобода
Вас примет радость у входа,
И братья меч вам отдадут
( ” Во глубоким сибирских руд”)
2 -группа
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быт величаво
(“19 октября”)
Без божества , без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви….
3 -группа
Мой первый друг, мой друг бесценный
(” Пущин “)
Подруга дней моих суровых , голубка дряхлая моя!
(” Няня “)
4 –группа
Друзья мои, прекрасный наш союз
(” Лицеисты”)
Духовной жаждою томим ,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился
(” Пророк “)
V Выполнение тестов.
1. Выберите из перечисленых современников Пушкина его лицейских друзей.
а ) Вяземский; б) Раевский; в) Пущин; г)Рылеев;
д) Чаадаев; е) Кюхельбекер; ж) Баратынский; з) ДельвиП;
2. Укажите годы жизни А, С, Пушкина
а) 1789-1837; б) 1801-1840; в) 1799-1837; г)1814-1841; е)1800-1841;
3. Из какого произведения следующие строки:
Друзья мои, прекрасен наш союз , Он как душа неразделим и вечен..
а)”К Чаадаеву” ; б) ” Деревня “;
в)” Во глубине сибирских руд…”;
г)” 19 октября”; е) “Узник”;
4. Какое стихотворение читал Пушкин перед Державиным на публичном экзамене в Царскосельском лицее?
а) ” Лицинею”; б) ” Воспоминания в Царском Селе”; в)” Городок”; г)” Деревня”;
5. Определите жанр произведения А.С.Пушкина ” Евгений Онегин”
а) роман ; б) повесть; в) поэма ; г) роман в стихах
VI Составление кластера каждой группе
Звучит романс на стихи Пушкина.
VII Подведение итогов.
За несколько месяцев до смерти, в августе 1836 года, Пушкин написал стихотворение, которое стало поэтическим итогом его творчества, завещанием, обращенным к далеким потомкам – к нам:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
В наши дни как никогда раньше сбываются великие пушкинские слова.
И та “народная тропа”, о которой мечтал уходящий из жизни поэт, становится все шире и шире, устремляясь в грядущее, в бессмертие.
Как прекрасно сказал А. Т. Твардовский: ” Человеческий разум, основу гуманности противопоставляем мы в нашей борьбе безумию, самоубийственной слепоте, человеконенавистничеству старого мира и вместе с Пушкиным провозглашем:
Да здравствуют музы, да здравствует разум!”
Ученица читает стихотворение А.С. Пушкина «Памятник»