Изотопы
Казахстан, Карагандинская область, г. Темиртау
КГУ “Школа-лицей №20”
Учитель химии и биологии
Жаппарова Гульнара Абдисеитовна
Учебные цели, достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебный план) | 7.1.2.6 -знать строение атома (p+, n0, e–) и состав атомного ядра первых 20 элементов;
7.1.2.7 – знать понятие «изотоп» |
||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока
Уровень мышления/навыки |
Учащиеся к концу урока:
– определяют заряд ядра и расположение протона, нейтрона и электрона в атоме; – знают подробную структуру атома в отношении протонов, нейтронов и электронов (только первых 20 элементов); – знают значение числа протонов и нейтронов; – умеют объяснить полное описание ядра для названия элемента и определения количества фундаментальных частиц; – знают определение понятия «изотоп».
Понимание, применение знаний, анализ, синтез, |
||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии успеха | Все учащиеся могут:
понимать основное содержание темы «Изотопы»; извлекать известную и неизвестную информацию; знать названия элементарных частиц (е–, р+,nо); уметь определять подробный состав атома только первых 20-ти химических элементов
Большинство учащихся может: понимать основное содержание информации; извлекать информацию из разных источников и преобразовывать её;
Отдельные учащиеся могут: извлекать из дополнительных источников известную и неизвестную информацию; определять состав ядра атома химических элементов с порядковыми номерами №21-40, демонстрировать понимание нового материала через действия, высказывать своё отношение.
Цель урока будет достигнута, если учащийся: правильно записывает символы химических элементов правильно определяет заряд ядра, состав атома, первых двадцати химических элементов правильно определяет количество фундаментальных частиц первых 20-ти элементов с указанием атомного номера и относительной атомной массы знают определение термина «изотоп» может привести примеры изотопов определяет изотопы хлора, углерода, кислорода
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Языковые цели
|
Учащиеся могут: рассказать об атоме как о наименьшей частице химического вещества и о том, что атом всегда сохраняет химическую идентификацию
Предметная лексика и терминология: атом, молекула, элемент, заряд ядра, электрон, протон, нейтрон, фундаментальные частицы, химическая идентификация Серия полезных фраз: • Частица, которая меньше атома может являться… или …, или… /протон, электрон, нейтрон/ • Масса атома сосредоточена в ядре. Она суммируется из протонов и нейтронов. Они определяются … /по порядковому номеру химического элемента/ |
||||||||||||||||||||||||||||||
Привитие ценностей
|
• При работе в группах уважать, слышать, слушать друг друга,
• умение работать в коллективе, • открытость оценивания ответов, • самокритика, • принятие критики в свой адрес, • труд, творчество при выполнении парной, индивидуальной работы, • обучение на протяжении всей жизни |
||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметная связь | Физика, естествознание, математика, история
Межпредметная интеграция реализуется на разных этапах и видах работы на уроке |
||||||||||||||||||||||||||||||
Предварительные знания
|
Тело. Вещество (5 класс, предмет Естествознание). Химический элемент. Строение атома (7 класс, предмет Химия, раздел 7.2А /1-3 уроки/).
Атом. Молекула. Строение атома (7 класс, предмет Физика). Историческая справка открытия изотопов (предмет История). Вычитание, сложение (2 класс, предмет Математика).
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Тип урока | Комбинированный урок (закрепление предыдущих и получение новых знаний) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Запланированные этапы урока | Виды упражнений, запланированных на урок: | Ресурсы | |||||||||||||||||||||||||||||
Начало урока
3 минуты
«Отыщи всему начало, и ты многое поймешь» (Козьма Прутков)
|
Приведение классного коллектива в “рабочее состояние”: проверка наличия учащихся на уроке, их внешнего вида, готовности рабочих мест учащихся, создание в классе коллаборативной среды.
Задание 1: стратегия активного обучения «Мини аукцион» (стимулирует идеи обучающихся по теме на протяжении определенного промежутка времени. После прочтения стихотворения по теме обучающиеся выражают свои идеи, ассоциации, комментарии, фразы, связанные с темой) Вступительное слово учителя: Элементы встали в ряд, В ядрах их растет заряд, Значит, сколько в нем протонов, А в округе-электронов. Есть в ядре еще нейтроны, Что заряд иметь не склонны, Ну а то, что в массе дробь, В том виновен ИЗОТОП.
Вопросы: 1. Что узнали из данной информации? 2. Смысл каких слов вам не понятен? 3. Каковы цели урока? 4. Найдите в информации в состав чего входят p+, e–,n0? Учащиеся предоставляют свою информацию, задание по которому они получили накануне, отвечают на поставленные вопросы, называют цели урока.
Определение “зоны ближайшего развития” обучающихся: • концентрация внимания учащихся; • наличие креативности и творческого воображения, • выполнение творческих занятий в группе, в паре, которое повысит шансы обучающихся на успешную адаптацию во временных коллективах (группах) Стратегия оценивания: проверка понимания, поощрение, сотрудничество |
Маркеры, кластеры, интерактивная доска, постеры, презентация, раздаточный материал | |||||||||||||||||||||||||||||
Распределение обучающихся на группы
(ребята собирают пазлы одной картинки воедино и рассаживаются по своим группам) 10 минут |
Стратегия активного обучения
(метод «Jigsaw-Джигсо») Задание №2: Работа в группах ( (5 групп по 4 человека), каждая группа характеризует 4 элемента: 1 группа: элементы с порядковым номером №1-4, 2 группа: №5-8, 3 группа: № 9-12, 4 группа: №13-16, 5 группа: №17-20.
Цель: учащиеся должны знать строение атома, уметь определять состав атомного ядра первых двадцати химических элементов, составить карту понятий «Строение атома»
Критерии оценивания: ü знает как определить заряда ядра, ü знает как определить количество фундаментальных частиц ü знает алгоритм составления карты понятий ü соблюдает временные рамки
Критерии успешности работы по принципу Мозайка: соблюдение тайм-менеджмента, повторяющееся объяснение друг другу с закреплением пройденной темы, согласованный выбор эксперта, выступающего в роли эксперта, а не оценщика, защита совместной групповой работы.
Стратегия оценивания: сотрудничество, поддержка, учащиеся оценивают работу других групп, учитель оказывает поддержку.
Взаимооценивание групп Ребята обговаривают что было трудным по их мнению, с чем и почему они плохо справились.
Результат работы: Учащиеся после проверки заданий всех групп прикрепляют стикеры с замечаниями на главном постере, прикрепленном на доске (у каждой группы своя колонка в постере).
На данном этапе достигается первая цель урока: 7.1.2.6 -знать строение атома (p+, n0, e–) и состав атомного ядра первых 20 элементов |
Картинки, разрезанные на пазлы | |||||||||||||||||||||||||||||
Основная часть урока
20 минут
|
На этом этапе урока формируются знания и навыки по новой теме «Изотопы».
Задание 3: На рисунке изображены изотопы водорода: протий, дейтерий и тритий, заполните таблицу.
Критерии оценивания: ü знает первоначальное понятие изотопа, ü умеет определить сходства и различия изотопов
Протий Дейтерий
Задание 4: Заполните таблицу, указав состав и атомную массу изотопов водорода.
Критерии оценивания: ü знает первоначальное понятие изотопа, ü умеет определить состав и относительную атомную массу предложенных изотопов
В процессе выполнения данного задания у обучающихся формируются знания в области анализа и обработки информации, исследования, в связи с определением сходств и различий формируются знания и развиваются навыки.
После проверки заданий учащиеся заполняют лист ответа с критериями, высший балл обозначен зеленым цветом, средний балл-желтым, низкий балл-красным.
Результат работы: Учащиеся после проверки заданий всех групп прикрепляют стикеры с замечаниями на главном постере, прикрепленном на доске (у каждой группы своя колонка в постере). |
На постерах рисунки изотопов водорода, презентация http://bigslide.ru/himiya/10449-izotopi.html, листы ответов | |||||||||||||||||||||||||||||
Парная работа (один из эффективных способов активизации познавательного интереса)
7 минут
|
Задание №5: Взаимопроверка в парах.
Заполнить таблицу состава изотопов кислорода.
Критерии оценивания: ü знает и понимает понятие изотоп, ü умеет определить состав и относительную атомную массу предложенных изотопов кислорода
В процессе данной формы работы формируются навыки совместной деятельности по достижению единой цели, формирует уважительное отношение к мнению членов команды, обеспечивает возможности сотрудничества , а именно умение договариваться, вежливо и аргументировано выражать свои мысли, взаимодействовать с членами группы и учителем.
Стратегия оценивания: проверка понимания, поддержка, демонстрация понимания.
Результат работы: Учащиеся в паре взаимопроверяют работы друг друга, заполняют лист ответа и записывают на главном постере индивидуальный зачет |
Листы ответов | |||||||||||||||||||||||||||||
Заключительная часть урока
(конец урока)
5 минут
|
Рефлексия учеников в конце урока:
В качестве инструмента рефлексии обучающиеся отмечают плюсы и минусы (анализ), далее обобщение всей информации (синтез), учащиеся высказывают свои мысли и мнения. Проводится взаимооценивание. Ребята, прикрепляют свои стикеры к общему постеру на доске. Стратегия оценивания: мониторинг рефлексии |
На каждого обучающегося карточка с кругом рефлексии | |||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация | Оценивание | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация целей урока
ü С учетом сохранения индивидуальности ученика, помощи ребенку поверить в свои силы, обеспечения его максимального развития. ü Задания для учащихся направленные, учитель ведет контроль за тем, чтобы каждый ученик осознал, что он к концу урока ожидает в личном плане. Дифференциация оценивания: – Оценивание учащихся происходит на каждом этапе урока, это позволяет выделить сферы, которые нуждаются в улучшении, корректировке, успешности, для создания траектории учащегося от принятия знаний к их добыче.
Дифференциация в формах работы Формирование групп, микрогрупп, пар
Уровень сложности заданий Предлагаются задания с усложнением уровня от задания к заданию
Поддержка учителя обучающмся ü по содержанию (обучающийся имеет возможность корректировки направленности обучения) ü по объему (позволяет более глубоко изучать предмет в познавательных, научных или прикладных целях) ü по времени (изучение определённого объёма учебного материала в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями учащихся и формой их подготовки)
Поддержка выражается в конкретной помощи, мотивации, создании ситуации успеха |
Активные методы обучения:
Метод «Мини – аукцион» метод «Jigsaw-Джигсо» Взаимооценивание Рефлексия Самооценивание Межгрупповое оценивание В процессе выполнения заданий у обучающихся формируются знания в области анализа и обработки информации, исследования, в связи выполнением заданий формируются знания и развиваются навыки. Кроме того, деятельность обучающегося носит продуктивный, творческий, поисковый характер.
|
Здоровье сберегающие технологии
Активные виды деятельности Чередование (смена) видов деятельности
|
Ссылка на материал: https://yadi.sk/d/57qrAhGQ3RM8uf