Карбоновые кислоты. Классификация, строение, номенклатура, свойства и применение.
Казахстан,Акмолинская область,город Атбасар
КГУ «Средняя школа №1 города Атбасар отдела образования Атбасарского района»
Заместитель директора по УВР , учитель химии и биологии
Маскевич Анна Витальевна
Цели: Дать понятие о карбоновых кислотах и их классификации, привить навыки по составлению названий карбоновых кислот (по международной и тривиальной номенклатуре), по прогнозированию свойств карбоновых кислот на основе анализа строения карбоксильной группы.
Развивать умения составления химических уравнений характеризующие свойства карбоновых кислот, решение расчетных задач.
Воспитание самостоятельности суждения, умения работать в группах.
Реактивы: уксусная кислота, этиловый спирт, пробирки, латок
Ход урока.
- Организационный момент. Позитивный настрой.
- I. Мотивация к учебной деятельности
Цели: – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Выработка правила урока. Слайд 1
-Слушать и слышать
– Регламент
– Учиться обучая
– Отвечать не повторять.
– Правило поднятой руки (1 мин.)
3.Формулировка темы урока постановка цели
; |
Цель – организовать формулировку темы и постановку цели урока детьми.
Слайд 2. Рисунок (лимон, муравей, щавель). Слайд 2
- Чем различаются и что общего?
- Как называются вещества которые имеют кислый вкус?
Работа у доски Объяснение учителя. Найдите общее и различие в формулах H2SO4, CH3COOH. Запись структурных формул на доске. Объяснение.
Формула второго вещества образована из карбонильной и гидроксильной групп и которая здесь объединяет огромное количество карбоновых кислот разного происхождения в один класс органических соединений:
О О
— С— +ОН– —С —ОН
карбонил гидроксил карбоксил .
Карбоновые кислоты Слайд 3.
Итак мы сегодня будем говорит о карбоновых кислотах. А о чем пойдет речь на нашем уроке?
Постановка цели на урок.
Открыть тетради и записать число и тему урока. Слайд 4.
- Нужны ли нам знания о карбоновых кислотах?
- Для чего это нам нужно?
- Пригодятся ли нам эти знания в жизни? (2 мин)
III. Изучение нового
Цель: – организовать формирование знаний о карбоновых кислот через самостоятельное обучение; умений оценивать поступки людей.
Учитель: Человек каждый день встречается с представителями карбоновых кислот в повседневной жизни. Но как давно он узнал об этих соединениях мы это узнаем прочитав текст и заполнив Т- таблицу в тетради. Слайд 5.
Дата, время, срок. | События, открытия. |
Текст для самостоятельного чтения
Издавна люди знали об образовании уксусной кислоты при брожении вина и использовали ее в качестве приправы к пище. Кроме того, употребляли сок щавеля, лимон. Однако они не знали, что их кислый вкус связан с наличием в них карбоновых кислот.
В XVIII в. была выделена чистая уксусная кислота. Способ получения безводной уксусной кислоты путем использования активированного угля был предложен русским химиком Товием Егоровичем Ловицем в 1789 г.
Полученная таким способом уксусная кислота при охлаждении до 16,5С превращается в кристаллическую массу, напоминающую лед. Отсюда и происходит название “ледяная” уксусная кислота.
Многие из вас, наверное, пробовали подносить проволоку или палочку к муравейнику. Для того чтобы прогнать “непрошеного гостя”, муравьи брызгают на нее жидкость, которую выделяют сами. Еще в XVI в. знали, что в этой жидкости содержится кислота, способная изменять синий цвет получаемого из растений красителя в красный. Поэтому Дж. Рей полученную перегонкой кислоту муравьев назвал “муравьиной кислотой”.
В конце XVIII в., благодаря трудам шведского ученого К. Шееле, было известно около 10 органических кислот. В 1769—1782 гг. он выделил и изучил свойства лимонной, молочной, бензойной, щавелевой и других кислот. Опрос. Правило слушаем и не повторяем. (3 мин.).
Учитель: Мы узнали, что в начале 19 века было выделено огромное количество карбоновых кислот. Однако химическое строение, свойства многих из них не были установлены. И сейчас я предлагаю вам открыть учебники и ознакомиться с текстом параграфа
Группа разбита на микрогруппы (работа в парах)
- Классификация и строение карбоновых кислот. стр. 188 § 9.3
- .Номенклатура и изомерия. стр. 188 § 9.4
- Нахождение в природе и получение. стр. 188 § 9.5
Защита, презентация. (15 мин.)
Учитель. Химические свойства просмотр видео ролика. Слайд 6.
Запись уравнений у доски с комментариями. Все работают в тетради.
Слайд 7.
- Кислотные свойства. Взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, с солями.
- Образование функциональных производных. Этерификация, образование ангидридов, образование галогеноангидридов, образование амидов.
Проведение опыта. (Уксусная кислота и этиловый спирт).
- Реакции идущие по радикалу. Радикальное хлорирование. (15 мин.)
- IV. Закрепление нового (2 мин)
Цели: – организовать закрепление знаний.
Решение задачи (у доски). Какая масса чистого этанола необходимо взять для получения 37,4 г. этилацетата, если массовая доля выхода эфира составляет 85%. 3 мин.
Контролирующее задание
Цели: – организовать выполнение учащимися самостоятельной работы.
Тест 5 вопросов. 2 мин. Самоконтроль. Слайд 8
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:– зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию учениками собственной учебной деятельности. Вернемся к вопросам поставленным в начале урока. Оценивание.
Слайд 9.
Сегодня на уроке я научился ………
Сегодня на уроке я узнал………..
Сегодня я понял ……….
- Д.з. стр. 188 § 9.3-9.6 Караян Рубик сообщение «Муравьиная кислота» ,
Малышева Анастасия «Уксусная кислота», Баракбаева Анеля «Пальмитиновая кислота».
Тест. Карбоновые кислоты
Вариант 1
- Функциональная группа карбоновых кислот:
А) гидроксильная
Б) карбонильная
В) карбоксильная
Г) аминогруппа
- Жгучее вещество, которое находится в листьях крапивы и ели:
А) масляная кислота
Б) лимонная кислота
В) уксусная кислота
Г) муравьиная кислота
- Кислота, до 400 грамм которой образуется в организме человека за сутки в результате процесса обмена веществ.
А) муравьиная кислота
Б) уксусная кислота
В) пропионовая кислота
Г) бутановая кислота
- Название уксусной кислоты по международной номенклатуре
А) метановая
Б) этановая
В) пропановая
Г) бутановая
- Название карбоновой кислоты по систематической номенклатуре:
А) 2- этилпропановая кислота
Б) 2 этилмасляная кислота
В) изопентановая кислота
Г) 2- этил бутановая
Вариант 2
- Относительная молекулярная масса карбоновой кислдоты, в молекуле которой содержится 4 атома углерода
А) 60
Б)74
В)88
Г)102
2.Гомолог пропионовой кислоты
А) молочная кислота
Б) уксусная кислота
В) щавелевая кислота
Г) лимонная кислота
- изомерия, характерная для насыщенных одноосновных карбоновых кислот?
А) изомерия углеродного скелета
Б) изомерия по положению кратной связи
В) изомерия по функциональной группе
Г) пространственная изомерия.
- Какая кислота вступает в реакцию «серебренного зеркала»
А) хлорэтановая
Б) этановая
В) метановая
Г) молочная
- Соединения, образующиеся при взаимодействии карбоновых кислот со спиртами.
А) алкоголята
Б) сложные эфиры
В) ангидриды
Г) формиаты.
Текст для самостоятельного чтения
Издавна люди знали об образовании уксусной кислоты при брожении вина и использовали ее в качестве приправы к пище. Кроме того, употребляли сок щавеля, лимон. Однако они не знали, что их кислый вкус связан с наличием в них карбоновых кислот.
В XVIII в. была выделена чистая уксусная кислота. Способ получения безводной уксусной кислоты путем использования активированного угля был предложен русским химиком Товием Егоровичем Ловицем в 1789 г.
Полученная таким способом уксусная кислота при охлаждении до 16,5С превращается в кристаллическую массу, напоминающую лед. Отсюда и происходит название “ледяная” уксусная кислота.
Многие из вас, наверное, пробовали подносить проволоку или палочку к муравейнику. Для того чтобы прогнать “непрошеного гостя”, муравьи брызгают на нее жидкость, которую выделяют сами. Еще в XVI в. знали, что в этой жидкости содержится кислота, способная изменять синий цвет получаемого из растений красителя в красный. Поэтому Дж. Рей полученную перегонкой кислоту муравьев назвал “муравьиной кислотой”.
В конце XVIII в., благодаря трудам шведского ученого К. Шееле, было известно около 10 органических кислот. В 1769—1782 гг. он выделил и изучил свойства лимонной, молочной, бензойной, щавелевой и других кислот.
- Классификация и строение карбоновых кислот. стр. 188 9.3 прочитать, составить конспект и рассказать своим одноклассникам.
- .Номенклатура и изомерия. стр. 188 9.4 прочитать, составить конспект и рассказать своим одноклассникам.
- Нахождение в природе и получение. стр. 188 9.5 прочитать, составить конспект и рассказать своим одноклассникам.