Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Карбоновые кислоты. Классификация, строение, номенклатура, свойства и применение.

Казахстан,Акмолинская область,город Атбасар

  КГУ «Средняя школа №1 города Атбасар отдела образования Атбасарского района»

Заместитель директора  по УВР , учитель химии и биологии

Маскевич Анна Витальевна

Цели: Дать понятие о карбоновых кислотах и их классификации, привить навыки по составлению названий карбоновых кислот (по международной и тривиальной номенклатуре), по прогнозированию свойств карбоновых кислот на основе анализа строения карбоксильной группы.

Развивать умения составления химических уравнений характеризующие свойства карбоновых кислот, решение расчетных задач.

Воспитание самостоятельности суждения, умения работать в группах.

Реактивы: уксусная кислота, этиловый спирт, пробирки, латок

Ход урока.

  1. Организационный момент. Позитивный настрой.
  2. I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Выработка правила урока. Слайд 1

-Слушать и слышать

– Регламент

– Учиться обучая

– Отвечать не повторять.

– Правило поднятой руки (1 мин.)

    3.Формулировка темы урока постановка цели

;

Цель – организовать формулировку темы и постановку цели урока детьми.

Слайд 2. Рисунок (лимон, муравей, щавель). Слайд 2

  • Чем различаются и что общего?
  • Как называются вещества которые имеют кислый вкус?

Работа у доски Объяснение учителя. Найдите общее и различие в формулах  H2SO4, CH3COOH. Запись структурных формул на доске. Объяснение.

Формула второго вещества образована из карбонильной и гидроксильной групп и которая  здесь объединяет огромное количество карбоновых кислот разного происхождения в один класс органических соединений:

О                                                          О

— С—   +ОН                       —С —ОН

карбонил   гидроксил   карбоксил .

Карбоновые кислоты Слайд 3.

Итак мы сегодня будем говорит о карбоновых кислотах. А о чем пойдет речь на нашем уроке?

Постановка цели на урок.

Открыть тетради и записать число и тему урока. Слайд 4.

  • Нужны ли нам знания о карбоновых кислотах?
  • Для чего это нам нужно?
  • Пригодятся ли нам эти знания в жизни? (2 мин)

III. Изучение нового

Цель: – организовать формирование знаний о карбоновых кислот через самостоятельное обучение; умений оценивать поступки людей.

Учитель: Человек каждый день встречается с представителями карбоновых кислот в повседневной жизни. Но как давно он узнал об этих соединениях мы это узнаем прочитав текст  и заполнив  Т- таблицу в тетради. Слайд 5.

Дата, время, срок. События, открытия.

Текст для самостоятельного чтения

Издавна люди знали об образовании уксусной кислоты при брожении вина и использовали ее в качестве приправы к пище. Кроме того, употребляли сок щавеля, лимон. Однако они не знали, что их кислый вкус связан с наличием в них карбоновых кислот.

В XVIII в. была выделена чистая уксусная кислота. Способ получения безводной уксусной кислоты путем использования активированного угля был предложен рус­ским химиком Товием Егоровичем Ловицем в 1789 г.

Полученная таким способом уксусная кислота при охлаждении до 16,5С превращается в кристаллическую массу, напоминающую лед. Отсюда и происходит название “ледяная” уксусная кислота.

Многие из вас, наверное, пробовали подносить проволоку или палочку к муравейнику. Для того чтобы прогнать “непрошеного гостя”, муравьи брызгают на нее жидкость, которую выделяют сами. Еще в XVI в. знали, что в этой жидкости содержится кислота, способная изменять синий цвет получаемого из растений красителя в красный. Поэтому Дж. Рей полученную перегонкой кислоту муравьев назвал “муравьиной кислотой”.

В конце XVIII в., благодаря трудам шведского ученого К. Шееле, было известно около 10 органических кислот. В 1769—1782 гг. он выделил и изучил свойства лимонной, молочной, бензойной, щавелевой и других кислот. Опрос.  Правило слушаем и не повторяем.  (3 мин.).

Учитель: Мы узнали, что в начале 19 века было выделено огромное количество карбоновых кислот. Однако химическое строение, свойства многих из них не были установлены. И сейчас я предлагаю вам открыть учебники и ознакомиться с текстом параграфа

Группа разбита на микрогруппы (работа в парах)

  • Классификация и строение карбоновых кислот. стр. 188 § 9.3
  • .Номенклатура и изомерия. стр. 188 § 9.4
  1. Нахождение в природе и получение. стр. 188 § 9.5

Защита, презентация. (15 мин.)

Учитель. Химические свойства просмотр видео ролика. Слайд 6.

Запись уравнений у доски с комментариями. Все работают в тетради.

Слайд 7.

  • Кислотные свойства. Взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, с солями.
  • Образование функциональных производных. Этерификация, образование ангидридов, образование галогеноангидридов, образование амидов.

Проведение  опыта.  (Уксусная кислота и этиловый спирт).

  • Реакции идущие по радикалу. Радикальное хлорирование. (15 мин.)
  1. IV. Закрепление нового (2 мин)

Цели: –  организовать закрепление знаний.

Решение задачи (у доски). Какая масса чистого этанола необходимо взять для получения 37,4 г. этилацетата, если массовая доля выхода эфира составляет 85%. 3 мин.

Контролирующее задание 

Цели: – организовать выполнение учащимися самостоятельной работы.

Тест 5 вопросов. 2 мин. Самоконтроль. Слайд 8

Рефлексия учебной деятельности на уроке

 Цели:– зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию учениками собственной учебной деятельности. Вернемся к вопросам поставленным в начале урока. Оценивание.

 Слайд 9.

Сегодня на уроке я научился ………

Сегодня на уроке я узнал………..

Сегодня я понял ……….

  1. Д.з. стр. 188 § 9.3-9.6 Караян Рубик сообщение «Муравьиная кислота» ,

Малышева Анастасия «Уксусная кислота», Баракбаева Анеля «Пальмитиновая кислота».

                              Тест. Карбоновые кислоты

Вариант 1

  1. Функциональная группа карбоновых кислот:

А) гидроксильная

Б) карбонильная

В) карбоксильная

Г) аминогруппа

  1. Жгучее вещество, которое находится в листьях крапивы и ели:

А) масляная кислота

Б) лимонная кислота

В) уксусная кислота

Г) муравьиная кислота

  1. Кислота, до 400 грамм которой образуется в организме человека за сутки в результате процесса обмена веществ.

А) муравьиная кислота

Б) уксусная кислота

В) пропионовая кислота

Г) бутановая кислота

  1. Название уксусной кислоты по международной номенклатуре

А) метановая

Б) этановая

В) пропановая

Г) бутановая

  1. Название карбоновой кислоты по систематической номенклатуре:

А) 2- этилпропановая кислота

Б) 2 этилмасляная кислота

В) изопентановая кислота

Г) 2- этил бутановая

Вариант 2

  1. Относительная молекулярная масса карбоновой кислдоты, в молекуле которой содержится 4 атома углерода

А) 60

Б)74

В)88

Г)102

2.Гомолог пропионовой кислоты

А) молочная кислота

Б) уксусная кислота

В) щавелевая кислота

Г) лимонная кислота

  1. изомерия, характерная для насыщенных одноосновных карбоновых кислот?

А) изомерия углеродного скелета

Б) изомерия по положению кратной связи

В) изомерия по функциональной группе

Г) пространственная изомерия.

  1. Какая кислота вступает в реакцию «серебренного зеркала»

А) хлорэтановая

Б) этановая

В)  метановая

Г) молочная

  1. Соединения, образующиеся при взаимодействии карбоновых кислот со спиртами.

А) алкоголята

Б) сложные эфиры

В) ангидриды

Г) формиаты.

Текст для самостоятельного чтения

Издавна люди знали об образовании уксусной кислоты при брожении вина и использовали ее в качестве приправы к пище. Кроме того, употребляли сок щавеля, лимон. Однако они не знали, что их кислый вкус связан с наличием в них карбоновых кислот.

В XVIII в. была выделена чистая уксусная кислота. Способ получения безводной уксусной кислоты путем использования активированного угля был предложен рус­ским химиком Товием Егоровичем Ловицем в 1789 г.

Полученная таким способом уксусная кислота при охлаждении до 16,5С превращается в кристаллическую массу, напоминающую лед. Отсюда и происходит название “ледяная” уксусная кислота.

Многие из вас, наверное, пробовали подносить проволоку или палочку к муравейнику. Для того чтобы прогнать “непрошеного гостя”, муравьи брызгают на нее жидкость, которую выделяют сами. Еще в XVI в. знали, что в этой жидкости содержится кислота, способная изменять синий цвет получаемого из растений красителя в красный. Поэтому Дж. Рей полученную перегонкой кислоту муравьев назвал “муравьиной кислотой”.

В конце XVIII в., благодаря трудам шведского ученого К. Шееле, было известно около 10 органических кислот. В 1769—1782 гг. он выделил и изучил свойства лимонной, молочной, бензойной, щавелевой и других кислот.

  • Классификация и строение карбоновых кислот. стр. 188 9.3 прочитать, составить конспект и рассказать своим одноклассникам.
  • .Номенклатура и изомерия. стр. 188 9.4 прочитать, составить конспект и рассказать своим одноклассникам.
  • Нахождение в природе и получение. стр. 188 9.5 прочитать, составить конспект и рассказать своим одноклассникам.

Скачать

Для заказа пишите в WhatsApp

+7 776 987 0729

Либо отправьте заявку с сайта (Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *