Конспект занятия по социально-бытовой адаптации в средней группе для детей с нарушением зрения «Очки для здоровья и красоты»
Казахстан, Северо-Казахстанская область, г. Петропавловск
ГККП «Я/с «Солнышко»
воспитатель I категории
Лошкарёва Ирина Владимировна
Цели: Расширять и дополнять знания детей о значении очков в их жизни,
правилах обращения с очками. Уточнить представления о работе врача окулиста.
Обогащать словарь детей за счет включения существительных, обозначающих части очков, названий материалов и качественных прилагательных.
Развивать грамматический строй речи: продолжать учить согласованию существительных с прилагательными по родам и числам.
Воспитывать культурно-гигиен
Наглядный материал: увеличительное стекло, медицинские очки с разной толщиной линз, солнцезащитные, очки для плавния, для людей разных профессий, картинки с изображением «Правил хорошего зрения», полезных продуктов для улучшения зрения.
Билингвальный компонент: глаз – қөз, очки – көзілдірік.
Собачка Иннокентий приходит в гости в очках.
– Ребята, посмотрите на собачку, что-то в ней необычно…
– Иннокентий в очках!
– Иннокентий говорит, что не знает, почему врач рекомендовал ему носить очки.
А как вы думаете?
– Потому что он плохо видит!
– Потому что ему нужно лечить глаза.
– У него плохое зрение…
– Ребята, давайте поможем Иннокентию узнать больше о том, какие бывают очки, как их правильно носить и как нужно о них заботиться.
– Закройте глаза и расскажите о том, что вы почувствовали?
– Мне было страшно (неуютно, темно, неприятно, скучно…)
Рассматривание очков разного вида.
– Для чего люди используют очки?
– Чтобы лучше видеть, от солнца, для плавания, для игры «Узнай на ощупь».
– Назовите, какие части есть у очков?
– Оправа, стекла (линзы), дужки, перемычка.
– Для того, чтобы сохранить хорошее зрение, надо уметь заботиться о глазах.
Нельзя:
– читать лёжа;
– смотреть близко телевизор;
– тереть глаза грязными руками.
«Правила хорошего зрения»:
– Читай, рисуй, пиши только при хорошем освещении, чтобы свет падал с левой стороны!
– Сиди прямо, не наклоняйся низко к книге или альбому!
– Смотри по телевизору только самые интересные и полезные детские передачи!
– Сиди на расстоянии не менее 2 – 2,5 м от экрана телевизора!
– Аккуратно работай с ножницами и другими острыми или колющими предметами!
– Соблюдай режим дня. Чередуй разные виды деятельности.
Регулярно проветривай помещение!
– Не три глаза грязными руками! Ухаживай за ними, мой их!
– Ежедневно выполняй гимнастику для глаз!
– Побольше ешь продуктов, богатых витамином А.
– Читай при хорошем освещении;
– Не читай в транспорте;
– Оберегай глаза от удара;
– Укрепляй глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце.
– Делать зрительную гимнастику, закаляться.
Физминутка. Зрительная гимнастика.
Д/у «Какие могут быть стекла в очках» (подбор слов – определений)
– Прозрачные, чистые, грязные, мутные, круглые, овальные, разбитые, темные…
– Ребята, Иннокентий спрашивает, кто проверяет зрение, а вы знаете? (медсестра)
– А кто выписывает рецепт на очки? (Врач – окулист)
– Где продаются очки (в специальном магазине «Оптика»)
– Снимите свои очки, рассмотрите их и назовите, какие части есть у очков?
– Оправа, стекла (линзы), дужки, перемычка.
– Из каких материалов сделаны ваши очки?
– Линзы из стекла, оправа из металла, пластмассы, винтики металлические (железные)
Д/у «Помоги отремонтировать очки» (что сломалось? (чего не хватает?),
дорисуй недостающие детали).
– Давайте поиграем в игру с мячом, вы скажете, правильно так делать или нет и бросать мяч мне.
– Носить очки в кармане (неправильно)
– Носить очки в футляре (правильно)
– Протирать стекла специальной салфеткой (правильно)
– Мыть очки водой, если они грязные (правильно)
– Класть очки стеклами вниз (неправильно)
– Снимать очки одной рукой (неправильно)
– Хранить очки на специальной полочке, в кармашке (правильно)
– Протирать очки пальцами (неправильно)
– Снимать очки двумя руками (правильно)
– Снимать и надевать очки, держась за дужки (правильно) и т.д.
«Когда меня называют очкарик».
– Ребята, Иннокентий рассказал, что боится, того, что его будут дразнить «очкариком»…
Что же делать? (Ответы детей)
– Чаще всего ребята дразнятся потому, что не понимают, почему мы ходим в очках.
Может быть, у них в семье никто не носит очки, может, они никогда не дружили с такими детьми. Никто не объяснял им, почему некоторые люди ездят на специальной коляске, или ходят на костылях, носят очки.
И эти люди точно такие же, как и он сам. Нужно постараться объяснить это тому, кто дразнится. Если не помогает – самый лучший способ защиты от таких насмешек – не обращать на них внимания, не показывать свою обиду. Тогда обзываться станет неинтересно.
– Вы знаете, что много людей имеют не очень хорошее зрение, некоторые из них ходят
в очках или линзах. Многие знаменитые люди носили очки и не стеснялись этого. (Демонстр
Вот это – русские писатели Самуил Маршак, Сергей Михалков, Корней Чуковский.
– А кто это?
– Гарри Поттер, сказочный мальчик – волшебник, мудрая сова, черепаха Тортила.
И самое главное… Очкарик… Звучит-то как ласково, правда? Давайте ласково назовем так друг друга? И не будем обижаться на это слово!
– Иннокентий рад был знакомству с нами. И теперь знает гораздо больше того, что знал раньше.
На память о нашей встрече оставляет Новогодние картинки для раскрашивания.
Иннокентий благодарит детей и уходит.