Красота искусства – кинусайга
Казахстан, Северо-Казахстанская область, Кызылжарский район, с. Архангельское
КГУ “Приют для несовершеннолетних детей”
Воспитатель
Иванова Галина Витальевна
ВВЕДЕНИЕ
Декоративно-прикладное искусство – сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов, связанных с созданием художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту, и художественной обработкой утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Декоративно-прикладное искусство живёт вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни. В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начал проявляется синтетический характер декоративно-прикладного искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приёмов его обработки получают в декоративно-прикладном искусстве значение особо активных средств эстетического воздействия.
В настоящее время актуальна проблема сохранения культурной и исторической самобытности Казахстана, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.
В практической части для развития творческих способностей и воображения учащихся 6 класса мы использовали технику кинусайга.
Кинусайга — это искусство создания картин из небольших лоскутов ткани. Японцы очень бережливы, поэтому в древние времена хозяйки не выбрасывали старые кимоно. Часто поношенную вещь перешивали в одежду для ребенка. Оставшиеся лоскуты шли на изготовление кукол, оберегов, подушек. Но даже самые маленькие обрезки не выбрасывали, а собирали для создания небольших картин. Такие работы смотрятся не как соединение отдельных лоскутков, а как настоящая картина или даже фотография! Для изображения чаще используют пейзажи, части домов и цветы. Кинусайга напоминает одновременно много техник: лоскутное шитье, аппликацию, резьбу по дереву, батик, роспись, мозаику.
Актуальность использования техники «кинусайга» в образовательном процессе в первую очередь, конечно, связана с возможностью использования её как средство развития мелкой моторики рук, представления, воображения, мышления. Рукоделие с применением ткани обогащает сенсорные впечатления, развивает образное и пространственное мышление, зрительно-двигательную координацию, творческие способности. Дети учатся оперировать палитрой цветов, сочетать их между собой. Практические работы, связанные с обработкой ткани, развивают глазомер. Качество работ из ткани во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдаемых детьми при составлении выкройки, разметки.
Цель исследования: изучить организационно-деятельностные программы на примере техники «Кинусайга»
Гипотеза исследования: если на уроках технологии применит технику кинусайга, то у учащихся развиваются творческие способности и воображение, обогащаются сенсорные впечатления, образное и пространственное мышление.
Объект исследования: процесс обучения лоскутному шитью учащихся 5-х классов.
Предмет исследования: техника «Кинусайга» в учебно-воспитательном процессе
Для решения вышеуказанной проблемы были поставлены следующие задачи:
- Изучить понятие и содержание «декоративно-прикладного искусства»;
- Изучить историю возникновения техники «кинусайга» и особенности ее изготовления
- Разработать методику проведения уроков по лоскутному шитью в 6 классе;
- Практически применить технику «кинусайга» на уроках технологии в 6 классе.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНО –ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
1.1 Понятие и содержание «декоративно-прикладного искусства»
Долгое время в силу многих причин народное искусство в Казахстане вплоть до XX в. не получало должного места в научной теории, считалось устаревшим, понятия его искажались, что сказывалось на его художественной практике, на культуре в целом.
Период конца XX—начала XXI в. ознаменован новым методологическим уровнем теоретической мысли в изучении народного искусства. Фундаментальное значение для становления науки о народном искусстве, определения его места в современной культуре имеют исследования М. А. Некрасовой. Колоссальный собственный экспедиционный опыт, исследование произведений народного искусства в местах их непосредственного бытования, наблюдение живого процесса творчества в среде народных мастеров, общение с ними способствовали формированию определенной системы взглядов этого ученого-исследователя. Анализируя и обобщая предыдущий научный опыт и богатейшие собственные наблюдения, М. А. Некрасова раскрыла духовный смысл народного искусства, его сущность как особого типа художественного творчества, бытующего в четырех формах и развивающегося по своим законам и творческим принципам.
Первая форма охватывает народное искусство, не вычлененное из своей этнографической среды. Народное искусство в первой форме развивает наследуемое мастерство на основе непосредственной преемственности от мастера к мастеру, от отца к сыну, из семьи в семью, что составляет жизненную основу его процветания. Важным аспектом сохранения традиционной народной культуры является сохранение среды его бытования. Очень важно, чтобы мастер не переселялся из одного места жительства в другое, из села в город, не менял жизненный уклад, который связан с природой, так как она является источником его творчества.
Вторая форма — творчество единичных народных мастеров, тех, кто сохраняет коллективный художественный опыт, традиции. Очень часто народное искусство приравнивается к творчеству одного мастера, что в корне неверно. Почти в каждой деревне, селе есть один свой мастер, сохраняющий культурную традицию и творческие принципы народного искусства, развиваясь только в замедленном темпе. Там, где работает один мастер, всегда рано или поздно появится еще два и три мастера. При благоприятных условиях может зародиться и промысел.
К третьей форме относятся промыслы. Данная форма тесно связана со второй формой, потому что все начинается с инициативы сначала одного, а потом нескольких мастеров. Один мастер бережно сохраняет традицию, пользуясь навыками известного ему мастерства, другой проявляет инициативу к делу как хороший организатор, третий подхватывает творческое начинание, легко перенимая художественную идею и технические навыки у соседа, а может быть, у мастера из другой деревни и даже края, и кладет начало промыслу, в который включаются другие мастера. Так развивается народное искусство с инициативы одного лица.
В связи с этим большого внимания заслуживает самодеятельное творчество. Оно также может стать началом промысла, но может оставаться и самим собой. Поэтому важно не путать самодеятельное творчество с народным творчеством, творчеством коллективным.
Четвертая форма народного искусства — промыслы, организованные в мастерских с производственным оснащением, педагогическими кадрами. К четвертой форме относятся ковровые ткацкие производства, росписи по дереву, вышивка и кружево, керамика и т.д. Народное искусство и производственные мастерские (сувенирная промышленность) — это две разные области творчества, соответственно творчество индивидуальное и коллективное. Сохранение передачи мастерства от поколения к поколению позволит развиваться дальше. Традиция и коллективность остаются законом развития народного искусства.
История одной из важнейших областей народного творчества — декоративно-прикладного искусства — тесно связана с традициями, обычаями кочевого образа жизни, с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров. Мастера по дереву, ювелиры, рукодельницы изготавливали изделия, имеющие практическое назначение в быту. Для воинов мастера изготавливали оружие, военное снаряжение: копья, сабли, секиры, мечи и т.д. А мастера по дереву изготовляли детали войлочной юрты, домашнюю утварь: сундук, кебеже, асадал, чашки, половники, большие чаши и музыкальные инструменты: домбру, кобыз, шертер и др. Ювелиры изготовляли различные украшения: серьги, браслеты, кулоны, подвески, талисманы, украшения для женской одежды, кос и т.д. Народные умельцы вносили заметный вклад в развитие ремесел, осваивая и развивая различные технологические методы.
Например, искусство изготовления седел, упряжи требует не только мастерства, но и умения применять различные материалы.
Мастера по изготовлению седел не ограничивались лишь изготовлением седел и конской упряжи, они их украшали различными орнаментами. Истоки народных промыслов и ремесел казахов уходят в глубь веков. Археологические находки свидетельствуют о развитии ткачества У племен андроновской культуры на территории Казахстана. Казахский народ стал преемником духовной и материальной культуры племен, издавна обитавших на территории Казахстана.
На развитие культуры казахского народа большое влияние оказали народы Южной Сибири, Средней Азии. Значительных высот достигли традиционные народные ремесла во второй половине XIX — начале XX в. Прикладное искусство имеет национальные черты. Форма предметов — посуды, мебели, одежды — связана с обычаями и образом жизни народа, с его эстетическими воззрениями. В прикладном искусстве учитываются и возрастные различия людей. В тот период многие аулы не имели возможности приобрести бытовые предметы в городе, сельские жители использовали изделия народных умельцев.
Особенно большим спросом пользовались изделия мастеров по изготовлению седел, ювелиров, сапожников и др. Мастера, занимающиеся мелким производством, трудились в своем доме или же у заказчика. Все свои инструменты, сырье они возили с собой и могли кочевать вместе с аулом на жайляу и работать. А мастера по дереву, изготавливающие основу юрты, арбы, большие деревянные изделия, мастера по железу, обработке камня открывали свои мастерские, где изготавливали и продавали свой товар.
Издавна в быту казахского народа особое место занимают предметы быта, изготовленные из древесины. Мастеров по дереву в зависимости от производимой ими продукции подразделяли на деревообделочников, мастеров по выделке деревянных частей юрты и др. Одним из видов традиционного промысла, требующего мастерства и огромного труда, истинного вкуса, является работа мастеров по изготовлению деревянных основ юрты. Кереге и уыки для юрты изготавливались в большинстве своем из различных пород деревьев, растущих по берегам рек. Для изготовления юрты самым лучшим видом дерева считается тал (ива). Обеспеченные люди деревянный остов юрты делали целиком из березы.
Необходимыми инструментами мастеров по дереву считались круглая стамеска, топор, ручная пила, набор долота и ножей, шило, щипцы, рашпиль. В казахской семье принято было готовить каждому ребенку, который был способен самостоятельно передвигаться на лошади, конскую упряжь.
Среди казахских мастеров было немало умельцев, занимавшихся обработкой шкур. Подобное ремесло было развито в городах Семипалатинске, Усть-Каменогорске, Омске, Оренбурге, Верном, Таразе, Ак Мечети (Кызылорда).
Перспективы возрождения, успешного развития и сохранения народного художественного творчества во многом связаны с глубоким изучением и осмыслением народного искусства как части материальной и духовной культуры Казахстана. Оказывая сильное и глубокое воздействие на эмоции, чувства, память, оно представляется активным и действенным фактором образования интегральной личности. В процессе общения с образами реализуются важнейшие педагогические проблемы: миропонимание, миро- освоение, диалог личности и среды, самосозидание человека как Человека Культуры — и наследование исторической, культурной памяти.
1.2 История возникновения техники «кинусайга» и особенности ее изготовления
Творчество безгранично. Умельцы находят все новые приемы и методы, материалы и аксессуары; вспоминают старинные техники и привносят в них что-то свое. В итоге рождаются необыкновенные вещи и предметы.
Японцы еще с древних времен славились своими техниками рукоделия, которые позволяли практически каждое изделие превратить в произведение искусства. Это и оригами, и художественная роспись по ткани, и икебана, и вышивка шелковыми нитями, и канзанши. В последнее время список пополнила новая разновидность рукоделия — кинусайга. На первый взгляд техника напоминает лоскутное шитье, но на самом деле все намного оригинальнее.
Традиционной японской одеждой считается кимоно. С XIX века оно стало национальным костюмом. Шили его из натурального шелка, который стоил очень долго, поэтому старые кимоно не выбрасывали, а старались использовать повторно, например, для создания других вещей.
Новая техника рукоделия возникла, когда японка Маэно Такаши придумала, как можно использовать старые шелковые кимоно. Именно ей принадлежит идея изготовления панно на деревянной основе из кусочков шелка. Так старые кимоно приобрели новую жизнь, а японские женщины, да и женщины всего мира научились создавать красивые панно и картины из ткани.
Аналоги данной техники существовали еще во времена Руси, когда старые вещи из ткани использовались для лоскутного шитья. Часто кинусайга еще называют «пэчворк без иглы», поскольку лоскутки не нужно сшивать.
Сначала создается эскиз будущего панно/картины. Затем с бумаги рисунок переводится на деревянную дощечку. Далее производится резьба по дереву, на дощечке по контуру изображения делаются углубления (около 2 мм глубиной). Затем заготовки шелка разрезаются на небольшие лоскутки (при этом оставляют припуски по 1 мм с каждой стороны для того, чтобы можно было закрепить тканевые детали в прорезанных канавках).
Сюжетами для картин в технике кинусайга могут быть пейзажи, люди, цветы. Поскольку мелкие детали выполнить сложно, изображения получаются стилизованными.
Кинусайга относится к очень редкой технике рукоделия. Пришла она из далекой Японии, а японцы, как известно, умеют возводить ремесло в ранг искусства. Очарование японских пейзажей, потрясающее чувство цвета и фактуры ткани, искусство мастеров – все эти компоненты идеально сочетаются в картинах, выполненных традиционной техникой Кинусайга.
Но еще больше вызывает восхищение то, что шелковые лоскутки, служащие материалом для выполнения картин — это ни что иное, как обрезки от старых кимоно, которым дают новую жизнь.
Кинусайга напоминает чем-то лоскутное шитье, но иглы с нитками при этом не потребуется. Поэтому данную технику рукоделия еще называют “пэчворк” без иголки.
Традиционной способ создания этих художественных произведений заключается в том, что мастер первоначально выполняет эскиз будущей работы, после чего переносит этот рисунок на специальную деревянную основу.
Затем в этой дощечке вырезают углубления, глубина которых составляет примерно 2 мм. После чего соответственно рисунку будущей картины разрезают старое шелковое кимоно на лоскуты, причем припуск составляет всего лишь 1 мм. Следует отметить, что сам процесс создания – это очень кропотливая работа, требующая предельной аккуратности.
Принцип выполнения аппликация в технике кинусайга довольно прост, достаточно попробовать несколько раз, чтобы наловчиться.
Необходимые материалы:
-пенопласт толщиной от 1 см;
-тканевые лоскутки подходящей расцветки (ткань не должна быть слишком тонкой, также она не должна тянутся, а ее края не должны осыпаться);
-острые ножницы;
-нож канцелярский (скальпель);
-инструмент для закрепления ткани в пенопласте (деревянная палочка, пилка для ногтей с острым концом);
-эскиз рисунка;
-копирка, карандаш.
При помощи копировальной бумаги рисунок переводят на пенопласт. Проходят ножом по контуру рисунка, делая углубления на 2-3 мм.
Ткань разрезают на лоскутки подходящего размера, учитывая припуски.
Заполняют по порядку детали, заправляя края ткани в прорези. Остатки ткани обрезают. Для того чтобы ткань хорошо закрепилась, основу пенопласта, на которую будет накладываться ткань, предварительно можно промазать клеем.
Картину оформляют в рамку, или формируют рамку из ткани, закрепляя ее кнопками.
При помощи данной техники можно создать не только картины и панно, но и оформить подарочные коробки, шкатулки.
Искусство кинусайга — красота и колорит японских сюжетов, деликатная работа, удивительное сочетание цветов, фактур и мастерства художника.
Сегодня кинусайга популярна во всем мире. Для изготовления картин и панно используется не только шелк, но и другие ткани. А вместо деревянной дощечки применяется пенопласт, углубления в котором делают канцелярским ножом или скальпелем.
Таким образом, кинусайга напоминает одновременно много рукодельных техник: лоскутное шитье, резьбу по дереву, батик, роспись, аппликацию, мозаику.
Кинусайга – это особые аппликации из старых кимоно, которые обретают в кинусайге вторую жизнь.
Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/XrH3fOHr3FdbG5