КВН по русскому языку “Русская грамота”
Казахстан, Костанайская область, Карасуский район, с. Кошевое
ГУ “Кошевская основная школа”
Учитель начальных классов
Меркулова Людмила Николаевна
Цель: формирование интереса к русскому языку посредством игрового и занимательного материала.
Задачи:
обучающая: создать условия для развития навыков выполнения нестандартных заданий; формирования и обогащения словарного запаса обучающихся;
развивающая: развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес к русскому языку;
воспитывающая: способствовать воспитанию культуры общения, толерантного отношения, умения работать в команде.
Оборудование: ноутбук, задания на листочках, пословицы.
Учитель:
Дорогие ребята, уважаемые учителя! Разрешите приветствовать вас и поздравить с праздником недели русского языка и литературы в нашей школе. Посмотрите на оформление класса, и вы без труда узнаете тему нашей игры – «Русская грамота». Главный гость сегодняшнего величества русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нем выдающиеся русских писателей.
1.Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя- как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И.С.Тургенев
2.Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А.И.Куприн
3.Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь
Великое русское слово .
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем,
Навеки. А.А.Ахматова
- Нет таких звуков, красок, образов мыслей- сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
….. С русским языком можно творить чудеса! К.Г.Паустовский
Учитель: Да, ребята, в жизни много пригодиться,
Надо нам для этого старательней учиться
Написать письмо ли, прочитать газету
Грамота нужна во всем на свете.
Учитель. Язык, на котором мы с вами говорим, очень красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в Казахстане. Но чтобы увидеть, насколько красив и богат наш язык, надо его хорошо знать. Не секрет, что «Русский язык» считается одним из самых трудных школьных предметов. А мы постараемся доказать, что обучение русскому языку может быть интересным, увлекательным и занимательным
Сегодня вам предоставляется возможность блеснуть вашими знаниями по русскому языку. Очень важно, изучая русский язык, научиться правильно и грамотно писать слова и предложения. Постарайтесь быть внимательными, сосредоточенными, вспомните правила, которые изучили. Потому что мы с вами будем играть в КВН, покажем, какие мы прекрасные знатоки русского языка. Оценивать вас будет компетентное жюри в составе учителей .
Учитель.
Мы начинаем КВН!
Пусть будут интересны всем
Словесной битвы результаты.
Удачи всем! Вперёд, ребята! (приглашаем команды)(Тянут номера)
Учитель.
Команды готовы,
Жюри в ожидании,
Призы заготовлены-
Начинаем состязание!
1-й конкурс: «Прочитай слово».
Учитель раздает конверты с буквами, команды должны составить слова, которые будут названием команды.
Команда 1: у к в а б
Команда 2: о с л в о
Ответы: буква, слово, , после этого на столах появляются карточки с названием команд.. Жюри подводят итоги.
Учитель:– А чтобы работать командой, нужно знать некоторые правила:
Работать дружно, все вместе;
Уметь выслушать своего товарища;
Не обижать товарища, который сделал ошибку;
Не смеяться над командой, которая проигрывает;
Не злиться, если вы проиграете
- конкурс: Поставьте правильно ударение.
1-я команда 2 – я команда
портфель звонит
магазин алфавит
шофёр столяр
библиотека километр
сорока воробей
пенал парта
Конкурс с болельщиками. «Закончи пословицу».
Не рой яму другому – … сам в неё попадёшь.
Встречают по одёжке – …провожают по уму.
Повторенье – … мать ученья.
Что посеешь – … то пожнёшь.
Ученье свет, … а не ученье тьма.
Терпенье и труд – … всё перетрут.
Под лежачий камень … вода не течет.
Сделал дело – … гуляй смело.
Слово не воробей – … вылетит, не поймаешь.
3.конкурс: Вставить пропущенную букву. (Участвует каждый игрок команды )
1-я команда 2 – я команда
Алф..вит кр..пива
к…ртофель л.мон
щ..вель к..мбайнер
л…пата д..вочка
п..суда коллекти…
с…лить м…сты
Конкурс с болельщиками.. Задание: раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми:
Рукой подать. (Близко).
Через час по чайной ложке.(Медленно).
Морочишь голову.(Обманываешь).
Во весь дух.(Быстро).
Склонять по падежам.(Ругать).
Засучив рукава.(Хорошо работать).
Опустив рукава. (Работать плохо).
Прикусить язык.(Замолчать).
Ни пуха, ни пера.(Пожелать удачи).
- Звуковая пауза «Кто что делает ? »
(Дети имитируют звуки животных, затем дописывают на доске глаголы к предметным картинкам.)
На доске.
Лошадь – ржёт
Корова – мычит Собака – … Овца – … Свинья – … |
Волк – …
Утка-… Петух – … Гусь – … Кошка – … |
5.Отгадывание ребусов.
Ребус 1 (клей)
Ребус 2
Ключ: ручка
Ребус 3
Ключ: циркуль
Ребус 4
Ключ: обложка
Конкурс с болельщиками.. Грамматическая арифметика.
Череп – п + муха =?
Часть –ь + ушко – о + а = ?
Черный – ый + о + слива – а = ?
Чистый – ый + о + тело –о = ?
Чудеса – а + ный = ?
- конкурс: . (Конкурс капитанов).Сосчитайте, сколько звуков и сколько букв в словах.
1-я команда 2 – я команда
Юла – (3 б, 4 зв.) ёж – (2 б, 3 зв.)
Коньки – (6 б, 5 зв.) деньки – (6 б, 5 зв.)
6. конкурс: Составить как можно больше слов из букв слова « Транспорт»
(спорт, порт, трос, пост, транс, торт, стоп, сорт, нос, сон, рот. Спор, пот, сор. Рост, рапорт, старт, тропа, сноп, роса, сатрап)
Задание для болельщиков –отгадать загадки:
1.Стоит Алена – платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)
2.Сам мал
Незаметно хожу,
Но больше себя ношу. (Муравей)
3.Черный Ивашка,
Деревянная рубашка
Где пройдется
След остается. (Карандаш)
4.Кто в лесу глухом живет
Неуклюжий, косолапый?
Летом есть клубнику, мед,
А зимой сосет он лапу. (Медведь)
5.То я в клетку, то в линейку
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать
Что такое я? (Тетрадь)
6.У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
7.Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крошки собирает. (Воробей)
8.Живет на болоте
Певица.
Не думайте –
Это не птица. (Лягушка)
Ведущий: Наш КВН подошёл к концу. Со всеми заданиями, которые выполняли, вы смогли справиться потому, что вам помогла грамматика, которую вы изучаете в школе Пока жюри подводит итоги нашей игры ,послушайте частушки .
«Частушки»
1.Наступил черед частушек
Нам про русский свой пропеть
За вокал просим прощенья
Ухо отдавил медведь
2.Дружим с русским языком!
Знаем исключения,
Запятые и дефисы,
Лица и спряжения!
3.И диктантов не боимся,
Их напишем мы на пять!
«Дети, правила учите»! –
Мы хотим друзьям сказать!
4.Орфограммы, пунктограммы
Изучаем шибко мы.
Будем грамотными лучше,
Чем писать с ошибками!
5.У нас по русскому – пятёрки!
И даём совет мы всем:
Вы учитесь, не ленитесь.
Пригодится! Нет проблем!
6.С ударением мученье!
Голова от них болит.
Вдруг министр нам позвонит
Или может позвонит?!
7.Я с ошибками пишу,
Но зато красиво.
А меня опять ругают,
Что не сдам я ВОУД
8.На уроках в классе мы
Склоняем и спрягаем
У глагола падежи
Часто выделяем
9.Мы по русскому купили
Готовые задания
Но учитель все меняет-
Ну, прямо наказание!
10.Русский в жизни пригодится,
Хочешь это ты иль нет!
Русский вы не запускайте-
Вот какой дадим совет!
Ведущий: Попросим жюри огласить результаты.
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в КВНе отличился?
( Вручаются грамоты за 1 место и 2 места, а также сладкие призы всем участникам игры.)
Ведущий- Дорогие ребята! Вы все сегодня доказали, что любите русский язык и хорошо его знаете. Вы показали, какие вы внимательные, какая у вас замечательная память, как вы логично рассуждаете. Вы просто – молодцы! Желаю вам дальнейших успехов и побед!
Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/bG9CbeT03GTtTR