Лисичка со скалочкой
Казахстан, г. Павлодар
ГУ «Средняя общеобразовательная школа №24»
Учитель начальных классов
Алинова Майжан Тулегеновна
Цель урока (когнитивная): Знакомство учащихся с русской народной сказкой «Лисичка со скалочкой», формированиеумения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику сказок, участвовать в их обсуждении.
Цель (исследовательская): Создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения.
Задачи урока:
Предметные : слушание и чтение сказки «Лисичка со скалочкой», главным персонажем которой является лиса.
Личностные: воспитывать критическое отношение к действиям главного персонажа сказки- лисы (хитрость, ложь, обман, притворство).
Системно-деятельностные: уметь читать сказку по ролям, , сочинить конец сказки, делить, определять ее композицию, рассказывать сказку от лица ее персонажа,нсценировать сказку.
Ожидаемые результаты
А: Ученики знают сказку, анализируют ее.
В: Ученики могут давать характеристику героям сказки, оценивают их поступки.
С:Ученики могут моделировать вопросы, аргументировать свою позицию.
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Ресурсы | Оценивание для обучения | Модули |
Мотивационный
14 мин Выйти на тему урока, создать мотивацию у учащихся, пробудить интерес |
7 | 1. Проведение бодрячка
2. Деление на группы по жанрам Учащиеся вытягивают карточку, на которой написан текст, необходимо сесть в тот жанр, которому подходит текст на карточке. 1. Сказки: Сивка-Бурка, Колобок, Золушка, Теремок, Снежная королева. 2. Чистоговорки: 1. Ла-ла-ла: отвесная скала. 2. Ас-ас-ас: бегут детишки в класс. 3. Ан-ан-ан: люблю свой Казахстан 4. Са-са-са: в норе спит лиса. 5. Ал-ал-ал: гуляли возле скал. 3. Загадки: 1. Красна девица 2. Маленький, беленький. 3. С хозяином дружит, дом сторожит, 4. Зимой и летом одним цветом. 5. Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. 4. Пословицы:
2. Раз, два, три, четыре, пять. 3. Раз, два, три, четыре, пять, 4. Раз, два, три, четыре, пять. 5. Эники-беники, |
Повторяют движения.
Рассаживаются по жанрам
|
Видеоролик
Карточки
|
Новые подходы в преподавании и обучении, возрастные особенности. ИКТ | |
5 | 3. Совместная выработка критериев успешности работы в группах.
– Перед тем как начать работать, нам необходимо вспомнить правила работы в группе. Какие правила вы можете назвать? – Распределите роли в группах: спикер, тайм-кипер, менеджер, помощники. Спикер – следит за работой группы, заносит баллы в оценочный лист. Тайм-кипер – следит за временем, чтобы группа могла уложиться. Менеджер – пишет, распределяет роли. Помощники – помогают во всем, участвуют в обсуждении. 4. Проверка домашнего задания, прием «Перестрелки». -Сейчас в группе составьте 1 вопрос по прочитанной сказке «Сапожник и хан». После один от группы задает другой группе по часовой стрелке. На доске слова: «СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК – ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК» – Как вы понимаете это выражение? Чему нас может научить сказка? (Мы можем понять, как лучше поступать и как делать не надо) 5. Постановка целей урока детьми. – Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Лисичка со скалочкой». – Перед вами солнышко. Посмотрите на него и попытайтесь выбрать, чем бы вы хотели заняться на этом уроке? На доске солнышко, в центре которого размещено слово «хочу» и ряд слов: *читать *слушать *играть *отвечать на вопросы *сравнивать *исследовать *инсценировать *петь *решать задачи *прыгать *спать – А теперь я заменю слово ХОЧУ на слово МОГУ. – Что произошло с вашим выбором? Он изменился? – Давайте попробуем поставить учебную задачу на урок, связав ее с темой «Сказки». (Наша задача узнать новое о сказках, уточнить то, что уже знаем) |
Предлагают правила для работы в группе.
Распределение ролей
Говорят, о чем на уроке пойдет речь, высказывают свое мнение.
Работа в группе. Обсуждают в группе и составляют один только вопрос другой группе (прием посланник)
Ставят цели к уроку .
Ставят задачи на урок. Проговаривают. |
Слайд1
Слайд 2с солнышком |
Вырабатывают критерии
Оценивание групп(прием большой палец) |
Новые подходы в преподавании и обучении
ИКТ
ОДО,ИКТ
Критическое мышление, талантливые и одаренные
|
|
Операционный
28 мин Изучение нового материала с использованием новых подходов в обучении |
7
3
8 |
– Сегодня мы будем знакомиться с русской народной сказкой «Лисичка со скалочкой».
Прием «Удивляй» – Прочитайте это слово и обсуди в группе что оно может значить и заслушиваем одного от группы (демонстрация предмета и его использования после выступления групп) – А кто знает, что обозначает слово ЛИСА? (лисый обозначало рыжий цвет). – А какими чертами обладает эта героиня? (хитрая, плутовка, обманщица, льстит, увертливая) – А как ее называют в сказках? (плутовка, Патрикеевна, лисичка-сестричка) – Почему же в сказках так часто главной героиней оказывается лиса? (Наверное, народ осуждает хитрость, обман, лесть и заставляет задуматься, что нельзя вести себя, так как лиса) 6. Просмотр мультфильма – Сейчас вы просмотрите мультфильм, а после получите задание на группу. 7. Физминутка Чтение сказки по ролям( выбор ролей) 8. Прием «В гостях у сказки» – Вам необходимо подумать и составить в группе свой конец сказки. Как бы вы закончили сказку, а также инсценировать ее. На составление конца сказки вам отводится 8 минут и на выступление группы 2 минуты, поэтому длинный конец сказки не составляйте. |
Ответы детей
Скалка – длинный деревянный валик для раскатывания, катания чего-нибудь. Раскатывать тесто скалкой.
Просмотр мультфильма
Учащиеся повторяют движения Читают по ролям
Работают в группе над заданием, думают, обсуждают, составляют |
Слайд 3,4
Видео
Видеоролик |
Критическое мышление, талантливые и одаренные
Возрастные особенности, ИКТ
Новые подходы, критическое мышление, талантливые и одаренные |
|
10 | – Группы заканчиваем работу, готовимся к выступлению. По окончанию выступление оцениваем группу с помощью большого пальца. | Выбирают ученика который будет защищать работу у доски
|
Формативная оценка «Большой палец» | Талантливые и одаренные | ||
Рефлексивный
5 мин Закрепление изученного материала, систематизация знаний, контроль знаний |
3 | Рефлексия
– Чему же учит эта сказка? (Не надо обманывать других, так как можешь поплатиться за это) – А почему же сказок о лисе так много? (Я думаю, что в жизни много сложных ситуаций, когда надо уметь находить правильный выход из них) Вывод: – А может ли быть ложь во спасение? Оценочные суждения. – Давайте подведём итог нашей работы. По каким критериям вы предлагаете оценить работу учащихся на этом уроке? Спикер заносит баллы в оценочный лист, напротив фамилии каждого ребенка и по этим баллам выставляет оценку. Критерии: 1. Активная работа в группе от 1 до 5 баллов. 2. Участие в инсценировке от 1 до 5 баллов. Оценки: «5» – 10 баллов «4» – 8-9 баллов «3» – 5-7 баллов (Подготовка домашнего задания, участие в инсценировке, в обсуждении проблем, активная работа в группе). |
Подводят итоги. Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение.
Обсуждение в группе, спикер оценивает команду, заполняет оценочный лист |
Формативная оценка (оценивание участников групп) |
Талантливые и одаренные | |
2 | Стратегия «Лучики солнца»
– На листах у вас три солнышка без лучиков. Напишите свое имя и дорисуйте лучики к тому солнышку, какое у вас настроение после пройденного урока.
|
Учащиеся дорисовывают лучики и сдают учителю. | Листы с солнышками | Формативная оценка | Оценивание для обучения |
Использованная литература:
1.Литературное чтение2 класс Алматыкiтап 2013
- Литературное чтение ( хрестоматия) Алматыкiтап 2013
- Методическое пособие 2 класс
Приложение
Правила работы в группах.
1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.
- Не согласен – объясни, почему.
- Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.
- Говори только по делу.
- Работайте дружно, помогайте друг другу.
Аты-баты — шли солдаты Аты-баты — на базар, Аты-баты — что купили? Аты-баты — самовар, Аты-баты — сколько дали? Аты-баты — три рубля. |
Раз, два, три, четыре, пять, Вышли мальчики играть. Принялись они считать, На водилку выбирать. Им стал мальчик Родион, Пусть из круга выйдет он! |
Раз, два, три, четыре, пять. Вышел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, Прямо в зайчика стреляет. Пиф, паф! Не попал. Серый зайчик ускакал. |
Раз, два, три, четыре, пять. Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела И тебе водить велела. |
Ас-ас-ас: бегут детишки в класс. Ос-ос-ос: в классе много ос. Ус-ус-ус: Саша любит мусс. Ес-ес-ес: сани едут в лес. Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс. |
Ан-ан-ан: люблю свой Казахстан Од-од-од: живёт дружный народ Ра-ра-ра:интересная игра Ма-ма-ма: я набрался ума. |
Са-са-са: в норе спит лиса. Су-су-су: смотрим на лису. Сы-сы-сы: хвост пушистый у лисы. Се-се-се: знаем сказку о лисе. |
Ла-ла-ла: отвесная скала. Лу-лу-лу: обойдем скалу. Лы-лы-лы: сели слева от скалы. Ло-ло-ло: в лодке есть весло. |
Ал-ал-ал: гуляли возле скал. Ол-ол-ол: сели все за стол. Ул-ул-ул: сломался новый стул. Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл. |
Красна девица Сидит в темнице, А коса на улице. |
Маленький, беленький. По лесочку прыг-прыг! По снежочку тык-тык! |
С хозяином дружит, дом сторожит, Живёт под крылечком, а хвост – колечком. |
Эники-беники, Ели вареники. Эники-беники, Клёц! |
Семь раз отмерь, один раз отрежь. |
Глаза страшатся, а руки делают. |
Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. |
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
|
Зимой и летом одним цветом |
Теремок |
Золушка |
Сивка-Бурка |
Колобок |
Снежная королева
|
|
Оценочный лист на группу ___________________________________
№ | Фамилия, имя учащегося | Активная работа в группе | Участие в инсценировке | Итого баллов |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 |
Оценки:
«5» – 10 баллов
«4» – 8-9 баллов
«3» – 5-7 баллов
Ребята, дорисуйте лучики к тому солнышку, какое у вас настроение после пройденного урока
Ссылка на материал: https://yadi.sk/d/rjV1NfoM3HTgtf